Кандидатская по экономике. Владимир Зеленский, инновации, технологии и телеком

Как инфраструктурные проблемы будет решать самый непредсказуемый из кандидатов в президенты Украины – рецензия Mind

Фото: УНІАН

Mind продолжает публикацию редакционного анализа решений, которые предлагают (а чаще – не предлагают) кандидаты в президенты Украины по отдельным отраслям. С полным перечнем вопросов, на которые мы искали «ответ» у кандидатов, можно ознакомиться здесь; все материалы специального проекта Mind «Кандидатская по экономике» – здесь.

Читайте также: Кандидатская по экономике. Владимир Зеленский и АПК

Читайте также: Смеется последним: 5 фактов о Владимире Зеленском

Владимир Зеленский – человек из бизнеса. Он с партнерами построил один из крупнейших в Украине медиа-продакшенов «Квартал-95», который создает фильмы, телесериалы и шоу, а также торгует ТВ-форматами по всему миру.

Производство и дистрибуция контента – тот рынок, где Зеленский чувствует себя как рыба в воде. Чего не скажешь о сфере инноваций, где кандидат пока плавает. Поэтому он проводит встречи с представителями технологических бизнесов и собирает фидбек.

Так как команда Владимира Зеленского в прямом смысле «отморозилась» от анкеты Mind, а те публичные цитаты, которые есть, не содержат абсолютно никакой конкретики по вопросам, поднятым редакцией, Mind решил пообщаться с участниками подобных встреч, чтобы узнать их мнение, а также попросил проанализировать ключевые высказывания кандидата об отрасли.

В начале марта видео одной из таких встреч появилось на Youtube канале «Зе!Президент». Там Зеленский спрашивает у айтишников, как бы они действовали на месте президента, и удивляется, что они скептически относятся к идее создания Министерства инноваций.

Кажется, что четкого понимания, как действовать, у Зеленского нет. Впрочем, его нет ни у одного из кандидатов, считает Михаил Чобанян, основатель первой в Украине публичной криптобиржи Kuna. «Другое дело, слушают ли они рынок. Зеленский и Тимошенко, по крайней мере, показывают вид, что слушают», – делится он впечатлениями после встречи.

Руководитель киевского представительства Singularity University, футуролог Игорь Новиков, который также встречался с Зеленским, говорит что встреч было несколько. «Вова с командой обратились к нам задолго до начала предвыборной гонки – тогда, когда он еще находился на стадии принятия решения об участии. Из этого я смело могу сделать вывод, что тема инноваций в технологиях, бизнесе и обществе является для Зеленского одной из приоритетных», – рассказывает Новиков.

По его словам, на последней встрече задачей экспертов было очертить всю проблематику, касающуюся сферы инноваций, а это не только рынок IT, но и вопросы связанные с технологической безработицей, цифровым разрывом, информационной и кибербезопасностью, внедрением технологий в процессы управления государством, развитием экосистемы инноваций, работой с молодежью.

По словам Игоря Новикова, ему импонирует желание вести диалог и узнавать что-то новое. «Очень надеюсь, что подобный подход распространится и на другие политические силы, поскольку мир радикально меняется, и внимание к переменам должно стать правилом хорошего тона среди наших политиков», – считает он.

Сбор фидбека – безусловный плюс. Хотя у такого подхода есть и свои риски: в какой-то момент рядом могут оказаться недобросовестные советчики, которые попытаются «нашептать» в своих интересах. Поэтому слепо верить рынку тоже нельзя.

Предвыборная программа Владимира Зеленского:
Государство обеспечит всех жителей доступом к быстрому интернету. Мы будем способствовать развитию цифровой грамотности населения вне зависимости от возраста.

Комментарий Mind

Всюду, где Зеленский говорит об инновациях, он вспоминает об «Электронной стране» – так называется один из пунктов его предвыборной программы. Какие инновации предлагает Зеленский? Неравный доступ к технологиям – действительно одна из проблем Украины. По данным Минэкономики, у 35% сельского населения страны нет скоростного интернета.

Более половины школ и почти все государственные медицинские учреждения не подключены – это тоже оценки Минэкономики. Как правило, интернета нет в маленьких отдаленных селах, куда операторам связи экономически невыгодно прокладывать провода.

Отсутствие постоянного доступа к интернету означает меньше возможностей для образования/самообразования, поиска работы, продвижения своих товаров и услуг. Поэтому обещания преодолеть цифровой разрыв звучали при каждом новом правительстве или президенте.

И было много попыток запустить процесс. Последняя – в начале 2018 года, когда Кабмин принял концепцию развития цифровой экономики на 2018–2020 годы. Согласно этому документу, одним из приоритетных направлений в Украине должно было стать развитие цифровой инфраструктуры – широкополосного доступа к интернету (ШПД) – по всей территории страны.

Как именно этого добиться? У государства видения решения проблемы не оказалось, поэтому его представили операторы связи.

«Укртелеком» посчитал, что оптимальной будет модель государственно-частного партнерства, где государство компенсирует половину стоимости строительства оптоволоконной сети – это около 3,2 млрд грн. За эти деньги предлагалось подключить 8000 сел, где проживают 6000 человек.

В компании «Датагруп» предложили за полгода подключить школы к спутниковому интернету за 100–200 млн грн. А «Киевстар» предложил для подключения использовать свою мобильную сеть взамен на технологическую нейтральность – право развивать какие-угодно технологии на каких-угодно частотах.

Выбор модели, по которой будет развиваться интернет в селах, – сложный процесс, который может занять не один год. Кроме того, придется поискать хорошую бюджетную аргументацию.

Именно отсутствие денег в бюджете называют вероятной причиной, почему процесс «цифровизации» сейчас застопорился – уже около года о нем ничего не слышно.

Предвыборная программа Владимира Зеленского:
Вся информация о формировании и использовании бюджетов, проведение тендеров, закупок, аукционов будет в общем доступе. Публичные процессы будут автоматизированы, ведь компьютер взятки не берет.

Комментарий Mind

Эти процессы в Украине уже запущены. Например, работает система электронных и государственных закупок ProZorro, через которую компании в разных регионах могут участвовать в тендерах. Компьютер не берет взяток, но «тендерные умельцы» научились обходить ограничения электронной системы.

Например, бывают случаи, когда заказчик среди ночи объявляет сбор предложений, а к утру уже называет победителя. Соответственно, о ночном тендере знают только «свои», они и подают ту единственную, «победную», заявку. Эти и другие нарушения отражаются в системе.

Для журналистов-расследователей и тех, кто отслеживает нарушения, в ProZorro даже есть отдельный модуль. Можно посмотреть, какие компании чаще всего выигрывают тендеры, и отследить возможные коррупционные связи.

Команда Transparency International Ukraine даже администрирует отдельный портал DoZorro, который фиксирует нарушения в сфере госзакупок. Но толку от этого не много – пока большинство нарушителей остаются безнаказанными.

Поэтому параллельно нужно создавать работающую систему надзора и аудита, а также заставить работать суды и пенитенциарную систему.

Предвыборная программа Владимира Зеленского:
Услуги, которые могут предоставляться электронно, будут внедрены в первую очередь..

Моя цель – полная открытость деятельности власти, автоматизация публичных процессов онлайн, сведение всего функционала государства до размеров смартфона.

Комментарий Mind

В Украине уже оказывается 120 общегосударственных электронных административных услуг. Их запустили буквально в последние несколько лет.

Процесс инициировал Кабмин, а курирует Государственное агентство по вопросам электронного правительства. Руководителя госагентства Александра Рыженко называют «винницким айтишником президента» – именно Петр Порошенко привел его на госслужбу.

По данным агентства, за прошлый год пользование админуслугами в Украине выросло втрое. Например, по состоянию на конец года ФЛП через интернет зарегистрировали около 20 000 человек. Помощь при рождении ребенка онлайн оформили еще 33 000 человек, 130 000 украинцев через интернет получили справки о несудимости.

Процесс идет, хотя и не слишком быстро. Главная проблема, с которой сейчас сталкивается агентство и о которой говорит, – недостаточная информированность и консервативность населения.

Люди часто бояться пробовать новые способы взаимодействия с государством. Поэтому много усилий и донорских средств направляется на рекламные кампании, связанные с популяризацией админуслуг.

Предвыборная программа Владимира Зеленского:
Граждане Украины получат возможность участвовать в принятии важных решений власти через интернет, в том числе и в голосовании на выборах и референдумах.

На встрече с руководителем львовского офиса компании Epam Михаилом Лазором, февраль 2019:
Очень прикольная тема, о которой мы говорим – это электронные выборы, «Е-страна». Например, в Эстонии все выборы проходят в айфоне, да в каком-угодно телефоне. Если у нас столько серьезных мощных айтишников, как ты говоришь, почему мы не можем это сделать у нас в стране?.

Комментарий Mind

Возможность через интернет влиять на принятие решений у населения уже есть. По крайней мере, номинальная – посредством электронных петиций. Любой пользователь может создать электронную петицию на сайте президента и, согласно ст. 40 Конституции Украины и ст. 23-1 Закона Украины «Об обращениях граждан», президент обязан ее рассмотреть, если петиция соберет более 25 000 голосов.

Аналогичные сервисы по подаче петиций есть на сайте Верховной Рады, Киевской городской государственной администрации, местных советов в разных городах Украины.

Правда, есть один нюанс: рассмотреть петицию – не значит дать положительный ответ. Построение системы электронных выборов – это прогрессивная инициатива, хотя и не новая. Еще в 2011 году в парламенте появился законопроект №8656 о концепции системы электронного голосования, но спустя полгода его отозвали.

В теории «электронные выборы» должны решить несколько проблем.

Во-первых, упростить процесс голосования для избирателя.

Во-вторых, упростить подсчет голосов.

В-третьих, минимизировать манипуляции, связанные с подкупом избирательных комиссий и фальсификацией голосов.

Технически построить такую систему не сложно. Сложнее – сделать так, чтобы ею пользовались. Кроме того, что такая инициатива столкнется с сопротивлением политсил, не заинтересованных в прозрачных выборах – здесь снова всплывает проблема цифрового разрыва.

Интернета, напомним, нет у трети сельского населения Украины. Так что сначала придется решить этот вопрос.

Предвыборная программа Владимира Зеленского:
Украина имеет все возможности стать одним из крупнейших в мире хабов для стартапов и высокотехнологичного производства. 

Комментарий Mind

Украина – действительно страна инженерных талантов. Уже сейчас ІТ-индустрия формирует 4% нашего ВВП. Но чтобы стать инновационным хабом этого недостаточно.

С одной стороны, рынок должен совершить скачок от производства технологического сырья (написания программного кода, создания технологий) до готовых технологических продуктов с высокой добавленной стоимостью.

Это уже постепенно происходит, программные продукты made in Ukraine становятся все сложнее, хотя по-прежнему разрабатываются на аутсорсинге. В целом же украинским техническим специалистам не хватает бизнес-навыков.

С другой стороны, чтобы стартапы хотели регистрироваться и работать здесь, нужна законодательная защита прав инвесторов. Работающая судебная система. Большой внутренний рынок.

То есть вопрос превращения Украины в инновационный хаб упирается в общие экономические и административные проблемы. Если не подойти к вопросу комплексно, то низкая стоимость труда так и останется главным конкурентным преимуществом Украины на мировом ІТ-рынке.

Что будет с «Укртелекомом»

Айварас Абромавичус про «Укртелеком»:

Неправильно проводить реприватизацию. Потому что достаточно сложно делать параллельно и приватизацию, и реприватизацию. Сразу потенциально сужается количество потенциальных участников приватизации. Поэтому я в принципе против реприватизации. Нужно подвести черту и двигаться дальше. Мы (Министерство экономики. – Mind) являлись тем органом, который предлагал список для первоочередной приватизации. Уже ФГИУ ее будет осуществлять на прозрачных основах. Поэтому мы будем всех стейкхолдеров созывать и объяснять негативные последствия для инвестклимата в целом от таких инициатив, как реприватизация.

Комментарий Mind

Сам кандидат в президенты пока не высказывался на эту тему. Но недавно к его команде примкнул бывший министр экономического развития и торговли Украины Айварас Абромавичус, у которого как раз есть позиция на этот счет.

При президенте Януковиче «Укртелеком» продали малоизвестной частной компании «ЕСУ», которая позже продала его Ринату Ахметову. При президенте Порошенко «Укртелеком» формально вернули в собственность государства – в конце 2017 года Хозсуд Киева постановил разорвать договор покупки-продажи с «ЕСУ».

Но дело застряло в судах. Вернется ли «Укртелеком» в госсобственность, если президентом станет Зеленский? Вероятность крайне низкая, он четко дал понять, что скорее будет договариваться о «легализации», чем судиться за когда-то «распиленные» активы.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в нашем Telegram-канале Mind.ua и ленте Google NEWS