Завтра, 18 апреля, под эгидой Европейской Бизнес Ассоциации (ЕВА) пройдет круглый стол, где будут обсуждаться актуальные проблемы суточного балансирования газового рынка. Его участникам есть о чем поговорить. Спустя месяц работы в новых условиях проявились наиболее важные проблемы, которые требуют урегулирования, чтобы рынок газа стал ликвидным и прозрачным, а поставщики и потребители избавились от рисков неуправляемых расходов и непредсказуемых потерь.
Как развивается ситуация после того, как с 1 марта торговля газом в Украине начала адаптироваться к режиму суточного балансирования? Чтобы узнать об этом, Mind пообщался с участниками рынка накануне встречи в ЕВА.
«Вообще не все гладко проходит, но для старта любого масштабного проекта такие шероховатости – нормальный процесс», – признается Алексей Дубовский, глава биржевого комитета Украинской энергетической биржи.
По словам участников рынка, еще остаются проблемы, которые ограничивают конкуренцию и усложняют бизнес.
Непрозрачность работы облгазов. Трейдеры обычно лояльно отзываются о своем опыте взаимодействия с оператором газотранспортной системы – компанией «Укртрансгаз».
Но по-прежнему есть сложности в отношениях с газораспределительными компаниями – облгазами: для поставщиков остается недоступной информация от конечных потребителей о полученных и потребленных объемах газа, они не видят, что конкретно облгазы включают в те показатели, которые они отражают по регионам. «Поэтому нам постоянно приходится осуществлять двойной контроль и все перепроверять в ручном режиме, чтобы оперировать корректными данными», – сказал Mind владелец одного из трейдеров.
По его словам, минус суточной балансировки на данный момент – это отсутствие информации о потреблении и потребителях от газораспределительных сетей. Нет электронного обмена данными, которые «передаются в Excel-таблице вручную».
Убыточный «позитивный небаланс». Участники рынка по-прежнему не видят ясности и в том, как будут урегулироваться финансовые вопросы, связанные с «небалансом» – излишком или дефицитом газа по факту закрытия сделок между поставщиком и потребителем.
«В нашей компании по итогам марта сложился «позитивный небаланс». «Укртрансгаз» в таких условиях должен оплачивать участникам рынка определенный объем газа, которым они сбалансировали систему. По информации из публичных выступлений представителей «Укртрансгаза», средств на покрытие «небалансов» предусмотрено не было. Но, согласно Кодексу ГТС, оператор обязан оплатить мартовский «небаланс» до 20 апреля. Поэтому на сегодня мы ожидаем поступления средств», – сказал Mind Владимир Шведкий, CEO энергетического провайдера ETG.UA.
О «позитивном небалансе» по итогам первого месяца весны говорят многие трейдеры. Они указывают две причины такой ситуации: теплая мартовская погода и стремление потребителей планировать суточные объемы закупок газа с запасом по старой привычке, когда формировались заявки на месяц вперед.
По разным оценкам, возмещение балансирования в масштабах всего рынка может достигать «сотни миллионов гривен».
«Рынок заработает по европейским правилам, когда будут внесены изменения в закон о публичных закупках. Это позволит «Укртрансгазу» закрывать небалансы не один раз в месяц, а каждые сутки: компания будет ежедневно выходить на биржевые торги, чтобы покрыть дефицит газа или выставлять на продажу излишки, когда у нее профицит. Без изменений действующего законодательства такой реальной европейской модели газового рынка в Украине не будет. Сейчас же мы имеем нечто среднее между месячными номинациями и ежедневной балансировкой. А «Укртрансгаз» продолжает пока закупать газ через систему ProZorro, о чем говорят последние действия компании», – отметил Алексей Дубовский.
Острая потребность в газовом хабе. Проблемой рынка остается отсутствие действенного инструмента для суточной балансировки – газового хаба с развитой биржевой торговлей, где можно заключать срочные сделки купли-продажи газа. На сегодня трейдеры закрывают такие потребности с помощью своих уже существующих партнеров. Но очевидно, что это весьма ограниченный ресурс, который не всегда может быть доступен.
Участники рынка убеждены, что такой хаб должен заработать «в максимально короткие сроки», а в идеале – «до следующего отопительного сезона». «Если газовый хаб удастся запустить до октября 2019 года, тогда это значительно облегчит нам жизнь и увеличит ликвидность рынка, он станет более прозрачным и понятным с точки зрения объемов покупки и продажи», – пояснил один из трейдеров.
Важным остается вопрос, будет ли на рынке присутствовать газ, который добывает государственная компания «Укргаздобыча» из структуры «Нафтогаз Украины». Пока что ее ресурс «монопольным порядком» передается НАК, но не продается в рынок, а это значительная доля природного газа в Украине (в 2018 году – порядка 15 млрд куб. м при общем потреблении в стране 28,5 млрд куб. м).
«Если в модели рынка с газовым хабом не будет ресурса «Укргаздобычи», то назвать такой рынок полноценным будет сложно», – подытожил собеседник Mind.
Осталось договориться. Несмотря на административные барьеры и проблемы, о которых говорят участники газового рынка, изменений в практике торговли энергоресурсами Украине не избежать – развитие конкуренции предусмотрено обязательствами страны по евроинтеграции и закреплено в законах.
Но такие масштабные процессы не проходят легко и быстро. Это становится тем более очевидно, если учесть, сколько игроков в них задействовано. Как минимум, это госрегулятор «Укртрансгаз», более 40 газораспределительных компаний и около 500 трейдеров, и все они могут преследовать по ходу противоречивые интересы, связанные не только с бизнесом, но и политикой.
Telegram-канал автора: ROTHSCHILD QUEST: ENERGY TRENDS