Глава совета директоров логистической компании «Iн Тайм»: «Государство постоянно пытается вмешиваться в международную доставку»

Сергей Грачев – о рынке почтовых пересылок, новых реалиях логистики, специфике франчайзинга и монополизме госкомпаний

Логистика и доставка – одна из немногих сфер, сумевших быстро восстановиться после кризиса 2014–2015 годов. Темпы роста у крупных компаний в последние годы составляют не менее 15% ежегодно. 

Mind поговорил с Сергеем Грачевым, главой совета директоров логистической компании «Iн Тайм» о том, как устроен этот бизнес, почему компании теряют посылки и как это – конкурировать с «Укрпоштой».

Глава совета директоров логистической компании «Iн Тайм»: «Государство постоянно пытается вмешиваться в международную доставку»
Фото: Татьяна Довгань/Mind.UA

Как на компании отразился кризис 2014–2015 годов?

– Мы сумели выполнить все, что планировали на эти годы еще до кризиса. Если говорить в целом о рынке, то он развивался и развивается. Самый активный сегмент – e-commerce, и это меняет структуру грузооборота: больше всего отправлений весом до 30 кг.

В 2013 году компания открыла доставку для интернет-магазинов – Zruchna (отправления весом до 30 кг, которые доставляются день в день. – Mind). Новый сервис себя оправдал?

– Zruchna растет на 30% в год, но считаем, что этого недостаточно. Нужно ускорить ее развитие, поэтому занялись привлечением инвестиций. Сумму не назову – мы подписали соглашение о неразглашении. 

Сколько отправлений компания обработала в прошлом году?

– Объемы доставки в минувшем году выросли на 25% по сравнению с 2017-м. Информацию о количестве отправлений мы не раскрываем – она относится к закрытой. Я отношу компанию к пятерке лидеров рынка. Но все зависит от сегмента. Например, наша компания почти не работает в международной доставке, там хорошо представлена «Укрпошта», но в сегменте доставки свыше 30 кг – «Нова пошта» и «Ін Тайм» занимают лидирующие позиции.

«Нова пошта» открылась в 2001 году, «Iн Тайм» – в 2002-м. Но сеть «Новой пошты» более чем в четыре раза крупнее вашей. Почему так получилось? 

– У нас была другая модель развития – мы сначала ориентировались на большие грузы. К тому же мы никогда не ставили перед собой цели открыть как можно больше отделений.

Сколько в «Iн Тайм» в прошлом году открыли отделений?

– 57. Всего у нас 621 отделение. В этом году хотим открыть еще 50. 

Вы сказали, что «Iн Тайм» почти не работает в сегменте международной доставки. Это направление компанию не интересует?

– Интересует, но действительно мы представлены там лабораторно. Исторически так сложилось, что лидерские позиции в «международке» давно закреплены за «Укрпоштой». Для того чтобы в этом сегменте конкурировать с госкомпанией, нам нужно открыть ММПО (место международного почтового обмена), а получить разрешение на его открытие в Украине практически невозможно – нужно специальное решение Кабмина. 

Кроме того, государство постоянно пытается вмешиваться в международную доставку. Например, с 1 июня снижается лимит беспошлинных посылок – все посылки стоимостью выше 100 евро будут облагаться НДС (до 1 июня без НДС можно ввезти посылку стоимостью до 150 евро. – Mind). В Украине примерно 15% онлайн-заказов за рубежом превышают отметку в 100 евро. Если помните, сначала хотели вообще установить лимит в 22 евро…

Генерируя самозанятость

В «Iн Тайм» можно открыть отделения по франчайзингу. Как это работает на практике?

– У нас по системе франчайзинга открыты около 400 отделений. Есть четкие требования: определенная структура грузопотока, количество жителей в населенном пункте. Мы все это просчитываем для наших партнеров и, если видим перспективу, даем рекомендации открывать отделение. 

За что платит партнер, если он решает открыть отделение? 

– Мы сопровождаем его во всем: от просчета финансовой модели до обучения в процессе работы. Даем все материалы и руководства, начиная от вывески и заканчивая дизайном помещения, предоставляем нашу информационную систему. Оборудование и мебель покупает франчайзи. В среднем, для того чтобы открыть отделение, нужно от 57 000 грн.

Глава совета директоров логистической компании «Iн Тайм»: «Государство постоянно пытается вмешиваться в международную доставку»

Фото: Татьяна Довгань/Mind.UA

Какая рентабельность у такого бизнеса?

– Зависит от множества факторов, в том числе и сезона. Понятно, что отделение в Киеве и отделение в небольшом селе будут работать с разной рентабельностью. Минимальный порог рентабельности 10%. Если говорить о распределении доходов, то партнер получает 43,5% при отправке и 29% при получении.

Что делаете, если отделение франчайзи работает плохо и портит репутацию компании?

– Стараемся решить этот вопрос мирно, но, если не помогает – закрываем отделение. По условиям контракта имеем право это делать. Плохая работа отделения влияет на весь наш бизнес – нарушается вся цепочка поставок.  

Нюансы госрегулирования

Как изменения, происходящие с «Укрпоштой», влияют на рынок? 

– По-разному. Появление конкурента влияет хорошо, а попытки использовать монопольное положение и админресурс – катастрофически плохо.

В «Укрпоште» не считают, что у них есть на что-либо монополия…

– Как это нет? Например, письма весом до 100 г – законодательно установленная монополия «Укрпошты». Что бы там ни говорили, это существенный источник дохода компании.

Еще у нее есть монополия на предоставление финансовых услуг – логистические компании не могут напрямую самостоятельно оказывать населению финансовые услуги. Мы вынуждены работать со специализированными финансовыми компаниями. 

В пользу «Укрпошты» постоянно пытаются монополизировать обработку отправлений весом до 2 кг и посылок до 10 кг (речь идет о законопроекте «О внесении изменений в закон «О почтовых услугах», который закрепляет за госкомпанией уникальное право на предоставление универсальных услуг почтовой связи. – Mind). 

Глава совета директоров логистической компании «Iн Тайм»: «Государство постоянно пытается вмешиваться в международную доставку»
Фото: Татьяна Довгань/Mind.UA

Этот законопроект еще не прошел даже первое чтение в Верховной Раде…

– И тем не менее его постоянно пытаются реанимировать. Монопольное право на оказание таких услуг убьет множество стартапов в логистике и ликвидирует целый сегмент бизнеса у крупных почтовых компаний. Например, средний вес посылки в нашей доставке Zruchna как раз 2 кг.

Нужно ли «Укрпошту» приватизировать?

– Зависит от того, с какой целью это делать. Если с целью либерализации рынка – то нужно. Конкуренция – это хорошо. 

Сколько может стоить такая компания?

– Логистическая компания в Украине может стоить до $500 000. Но на стоимость будет влиять ситуация на рынке и стране в целом.

Ставка на digital

На чем планируете сосредоточить усилия?

– На всем, что связано с е-commerce. Мы видим перспективы в оцифровке сервиса и максимальной автоматизации процессов. Начиная от автоматизации обработки обращений клиентов (реализовано с использованием продуктов SAP Sales Cloud) и заканчивая цифровыми каналами управления доставкой.

Внедрение современных ІТ-решений в работу компании – очень важное решение для любого бизнеса. В этом мы уже убедились на своем опыте: в «Ін Тайм» очень большая клиентская база, и в какой-то момент мы поняли, что со старой CRM-системой мы больше не можем давать тот уровень клиентского сервиса, к которому стремимся: все процессы были слишком медленными, это забирало время и клиента, и наших сотрудников. С внедрением SAP мы значительно упростили процесс обработки обращений, при этом повысив скорость обработки на 25%.

Роботизация входит в планы?

– Автоматизация не исключает роботизацию – это эволюционный процесс. Мы все к этому движемся.

Вопрос лишь в стоимости рабочего часа – в Украине сейчас час работы сотрудника дешевле часа работы робота. Поэтому пока массово роботы нигде не появились – невыгодно. Но рынок к этому активно движется.

Допустим, не массово. А в узком направлении работы – например, применение робота в адресной доставке?

Глава совета директоров логистической компании «Iн Тайм»: «Государство постоянно пытается вмешиваться в международную доставку»
Фото: Татьяна Довгань/Mind.UA

– В ближайшие пять лет появление такого робота в доставке возможно исключительно как часть какого-то PR-проекта. Ведь дело не только в стоимости робота, но и сопряженных с его работой проектов – нужно учесть особенности городской инфраструктуры, обеспечить безопасность, управление, законодательно урегулировать появление и передвижение роботов на дорогах и еще много всего. Это не быстро.

В этом году «Iн Тайм» запускает сеть почтоматов. Что это за услуга?

– Вы сможете заказать доставку в почтомат, или курьер может оставить там посылку, если вас не оказалось дома, вы можете через почтомат кому-то что-то передать… Мы не строим такую сеть только под себя, доставлять посылки в них могут все желающие. Установить почтоматы также можно будет по франчайзингу. 

Сколько таких почтоматов планируете установить в этом году? И где они будут расположены?

– У нас изготовлено около 100 почтоматов. Расставлять будем везде – от заправок до жилых комплексов.

В 2011 году в Украину приходила с похожей идеей компания InPost, но у нее не получилось построить здесь бизнес. Как думаете, почему?

– Мы даже пробовали работать с ними. Почему у них не получилось? Они изначально не рассматривали украинский рынок как основной, а пришли сюда следом за своими партнерами – компаниями, которые производят косметику, такими как Oriflame. Они не обучили людей работе с почтоматами, не пытались сделать свою сеть большой.

Посылка с секретом

Я знаю две реальные истории, когда в посылках отправляли человека. Знаете, зачем это делают? 

– Все логистические компании знают зачем – так действуют мошенники.

Один забирается в посылку, например, в упакованный холодильник. В дороге выбирается из него, забирает все ценные вещи из других посылок, снова прячется в холодильник и ждет, когда из отделения его вместе с награбленным заберет сообщник.

Это очень старая история и постоянная борьба, мы усиливаем меры безопасности – мошенники придумывают, как их обойти.

– Такое мошенничество распространено?

– Нет, ведь на стороне логистических компаний серьезные меры безопасности – камеры наблюдения, сигнализация, замки. Но бывают всплески. Как только ухудшается экономическая ситуация в стране, так у нас повышается уровень таких преступлений. 

Глава совета директоров логистической компании «Iн Тайм»: «Государство постоянно пытается вмешиваться в международную доставку»
Фото: Татьяна Довгань/Mind.UA

Компания может вскрыть посылку и проверить, что в ней?

– Может, но только в присутствии отправителя. В дороге, самостоятельно, мы не имеем открывать посылку, только по постановлению суда или решению правоохранительных органов.

Из-за чего еще может пропасть или потеряться посылка?

– Пропасть может только из-за мошенничества. А потеряться, чаще всего, из-за ошибки в оформлении маркировки: если неверно написан адрес, фамилия, или дело в плохо приклеенном стикере – он может наклеиться на другую посылку, и тогда обе могут уехать не по тому адресу. 

Но это не так часто бывает, и в итоге такие посылки мы все равно находим. Гораздо больше хлопот у нас с отправлениями, от которых отказались, – когда их не хочет забирать ни получатель, ни отправитель. Для нас это целая статья затрат – перевезти, обработать, оформить. Для этого нужны площади и люди. Выбросить на месте такое отправление мы не можем: по закону нужно ждать полгода, прежде утилизировать такой груз, и все это время где-то его хранить.

Какие грузы компания не перевозит?

– Все, которые запрещены законодательством. Кроме того, мы не перевозим живых существ и скоропортящиеся продукты питания. Хотя в «адреске» мы уже беремся за доставку продуктов питания – у нас есть запатентованная одноразовая коробка, которая хорошо держит температуру до 8 часов.

За доставку живых существ компания тоже берется. Я знаю, «Iн Тайм» перевозила пчел…

– Пчел – да.

Для нас пчелы – это популярный тип груза и, если правильно упакован, – абсолютно идеальный. Им не нужны какие-то особенные условия для поддержания жизнедеятельности при перевозке, поэтому их мы можем доставить.

Доставить Кабмину

Через полгода в Украине может быть новое правительство. На что бы вы посоветовали чиновникам в транспортной сфере обратить внимание?

– На качество дорог. Мы несем колоссальные затраты: износ резины на «убитых» дорогах в 2–3 раза выше, чем там, где покрытие нормальное. Мы расходуем больше топлива.

Кроме того, из-за низкого качества инфраструктуры от нас (не только от «Iн Тайм», это проблема всех логистических компаний) уходят водители. Они едут в Польшу на зарплаты не намного выше тех, которые получали здесь. Но там водителю не нужно на дороге в минус 15, без освещения, там, где не работает мобильная связь, без помощи, бортировать по три колеса за одну поездку потому, что дорога «убитая».

Статистика МИУ говорит о том, что в Украине последние годы активнее стали ремонтировать дороги…

– Да, действительно, ключевые направление стали ремонтировать. Но украинские дороги в настолько плохом состоянии, что такой ремонт не решает проблем. Ведь мы ездим не только из Киева во Львов, а возим грузы по всей Украине. И часто перемещаемся по таким дорогам, что опознать их можно только по растущим вдоль них деревьям.

Есть еще пожелания?

– Не надо строить государственных монополий, оставьте равные условия для всех – и тогда рынок все сделает сам.

Глава совета директоров логистической компании «Iн Тайм»: «Государство постоянно пытается вмешиваться в международную доставку»
Фото: Татьяна Довгань/Mind.UA

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в нашем Telegram-канале Mind.ua и ленте Google NEWS