2019 год принес известную премию в области экономики сразу трем американским ученым. Премию Риксбанка Швеции памяти Альфреда Нобеля впервые получили супруги Абхиджит Банерджи и Эстер Дуфло – профессора из Массачусетского технологического института, а также гарвардский ученый Майкл Кремер за «экспериментальный подход к борьбе с глобальной бедностью». Примечательно, что последний раз тройка лауреатов-экономистов за один подход была отмечена в 2013 году. 46-летняя Эстер Дуфло стала самым молодым призером, а также второй после Элинор Остром женщиной среди всех, кто получил награду за 50-летнее существование премии.
Успех нынешних лауреатов основывается на эффективном применении относительно нового и до недавнего времени достаточно необычного для экономической науки метода исследований – полевого эксперимента, особенностями которого является максимальное приближение к реальным условиям экономической жизни в отличие от более распространенных поведенческих экспериментов в лабораториях. В то же время не особо популярной для «Нобелевки» является и ключевая цель использования экспериментов «в полях» – минимизация бедности путем повышения эффективности бюджетных расходов и финансовых инвестиций в развивающихся странах.
Наиболее похожими на нынешних лауреатов по тематике работ в сфере девелопментализма и рассмотрения остросоциальной тематики преодоления неравенства можно считать таких предшественников, как Энгус Дитон (лауреат 2015 года) и Амартья Сен (1999 год), а подобное направление экспериментальной экономики развивал Вернон Смит (лауреат 2002).
Несмотря на то что вся тройка призеров Премии Риксбанка работает в американских университетах, ее состав довольно интернационален. Абхиджит Банерджи – американец индийского происхождения, ранее был научным руководителем своей будущей жены и нобелевского солауреата – Эстер Дуфло, француженки по национальности. Многочисленные научные труды Банерджи и Дуфло посвящены острым социально-экономическим проблемам развивающихся стран.
Сейчас супруги-ученые работают в Массачусетском технологическом институте (МІТ), где совместно возглавляют Лабораторию борьбы с бедностью имени Абдул-Латифа Джамиля – институт, объединяющий ученых со всего мира и занимающийся решением огромного количества прикладных проблем в самых бедных уголках нашей планеты. В программах лаборатории приняли участие около 400 млн человек.
Украинским читателям Эстер Дуфло и Абхиджит Банерджи известны как авторы бестселлера «Экономика бедности», вышедшего в свет в 2011 году. В своей книге исследователи приводят впечатляющие цифры, характеризующие масштабы проблемы в мире, а также широкий перечень конкретных кейсов преодоления бедности в странах Африки и Азии в результате точных решений, принятых на базе полевых экономических экспериментов.
Майкл Кремер из Гарвардского университета еще в середине 1990-х годов изучал проблемы финансирования образования в Кении. Позже он распространил методы анализа на сферу здравоохранения, в частности экспериментальным методом доказал и вычислил высокую чувствительность поведения бедных слоев населения к ценам на медицинские препараты. Гарвардский профессор, как и его коллеги из МІТ, занимается практическим внедрением научных результатов, работая научным консультантом в Институте инноваций для борьбы с бедностью.
Нобелевские лауреаты – 2019 стали известны научному сообществу благодаря своим практическим предложениям по борьбе с бедностью, которые базировались на использовании междисциплинарных методов исследований на стыке поведенческой экономики, «полевой» экспериментальной экономики и «новой экономики развития» – девелопментализма.
Переосмысление миссии и традиционных методов экономической науки основывалось на том, что бедность – сложный феномен, который формируется под влиянием массы факторов: уровня доходов, состояния дорог и инфраструктуры, доступности и качества образования, занятости, доступности услуг здравоохранения. Поэтому решение проблемы бедности на уровне государства невозможно без тщательного анализа ситуации и ликвидации прежде всего серьезных барьеров на пути к изобилию.
К примеру, рассудительный подход к осуществлению социально-экономической политики не должен ограничиваться простым «выбиванием» средств на развитие того или иного района, вроде тех «чрезвычайно актуальных проектов для общин», которые в Украине любят осуществлять активные депутаты-мажоритарщики. Как следствие – бюджетные средства часто используют далеко не самым оптимальным образом.
Нобелевские лауреаты в своих работах пытаются доказать, что эффективность мероприятий по преодолению бедности заключается прежде всего в глубоком анализе ситуации, декомпозиции общих проблем на более конкретные составляющие и поиске ответов на эти простые вопросы, которые могут принести максимальный совокупный эффект.
Поэтому проекты исследователей были четко сформулированы и касались решения таких болезненных вопросов, как анализ доступности продовольствия, воды, медицинских или финансовых услуг для бедных слоев населения в странах с низким уровнем доходов.
Можно сказать, что лауреаты по аналогии с современной медициной сумели превратить экономическую науку в доказательную дисциплину, которая способна «лечить» конкретные «болезни» общества, порожденные бедностью, и которая основана на постоянном анализе данных методом проб и ошибок.
Если правительство или благотворительный фонд решает «залить проблему деньгами», сформировав целевые направления для тех или иных расходов, то ученые могут существенно оптимизировать расходы средств путем анализа эффективности бюджетных программ субсидирования с помощью полевых экспериментов.
Это означает, что пилотные проекты могут проводиться на базе как экспериментальной, так и контрольной выборки лиц, после чего осуществляется сравнительный анализ заранее определенных количественных результатов соответствующей государственной программы.
Например, если существует задача повысить показатели успеваемости и посещаемости учащихся начальных классов в бедных районах, то ее выполнение может проходить путем целенаправленного воздействия на ряд наиболее важных причин проблемы, после чего задача разбивается на несколько вариантов: повысить заработную плату учителям, усилить квалификационные требования, обеспечить детей учебными материалами, изменить условия для занятий, предоставлять бесплатные обеды, улучшить уровень здоровья школьников и тому подобное.
Для одновременного решения всех подзадач обычно не хватает ни человеческих, ни материальных ресурсов, поэтому ключевой задачей донора-распорядителя финансовых средств становится отбор именно тех направлений социальных проектов, которые обеспечат максимальный уровень решения проблемы в данных бюджетных ограничениях.
«Полевые эксперименты» – прекрасный метод для решения такого рода проблем оптимизации бюджетных расходов, в центре которого – принятие решений на основе фактов, а не безосновательных умозаключений. Для этого необходимо сформировать выборку предметов анализа для пилотного проекта (в нашем случае – школ), которые являются репрезентативными, то есть в совокупности будут отражать усредненные показатели по стране в целом. Затем выбранная выборка рандомизированно (в случайном порядке) распределяется на схожие по характеристикам подгруппы. Количество таких подгрупп варьируется в зависимости от количества факторов, влияние которых мы пытаемся проверить.
Важно также, чтобы, по аналогии с медицинскими экспериментами, одна из исследуемых подгрупп была контрольной и вместо «лечения» получала «плацебо», то есть не испытывала никаких мер воздействия. В то же время ключевое отличие полевых экспериментов от лабораторных, похожих на те, которые проводили Вернон Смит или экономисты-бихевиористы, заключается в том, что его участники продолжают находиться в привычных для себя ежедневных условиях.
После проведения такого эксперимента над людьми в реальных условиях их повседневной жизни осуществляются контрольные замеры с целью определения самых успешных вариантов использования средств, которые порой оказываются контринтуитивными и неочевидными.
Так, Банерджи, Дуфло и Кремер выявили, что в бедных странах на успеваемость учащихся лучше влияли программы с привлечением учителей-ассистентов, которые поддерживали школьников с особыми потребностями. Адаптация учебных программ путем таргетирования к потребностям слабых учеников с привлечением волонтеров-помощников, а также информационные кампании по продвижению образования и профилактике детских болезней оказались более эффективными, чем предоставление бесплатных учебников, организация питания или даже повышение заработной платы учителям.
Кстати, доступ к учебникам, несмотря на общую неэффективность, хорошо себя зарекомендовал только в сегменте учеников из беднейших районов и со сравнительно высокими баллами, тогда как менее старательным школьникам это не помогло, как и тем, у кого были обеспеченные родители, которые и так покупали весь необходимый учебный материал.
В течение последних 20 лет предложенные лауреатами методы экспериментальных исследований получили существенное развитие, заметно обогатив арсенал ученых-девелопменталистив, изучающих проблемы развивающихся стран. С помощью предложенных подходов стал возможным точный анализ последствий государственной политики и донорских программ негосударственных благотворительных фондов.
Исследования Майкла Кремера в 1990-х дали толчок к более взвешенному выбору направлений финансирования образования в Кении, тогда как Абхиджит Банерджи с Эстер Дуфло разработали системы коррекционного обучения для 5 млн школьников Индии.
Правильно разработанный дизайн субсидий на профилактику тропических болезней позволил снизить уровень заболеваемости и одновременно минимизировать объем расходов.
Например, противомоскитные сетки способны снизить риск заболеваний малярией среди детей до трех лет с 70 до 40%. Однако сам механизм их доставки и распределения среди бедного населения требовал детальной разработки. Ведь бесплатная раздача противомоскитных сеток может оказаться неэффективной из-за усиления патернализма, отсутствия стимулов потребителей заботиться о своем здоровье и в долгосрочной перспективе – банкротства продавцы.
Поэтому предлагаемые решения должны основываться на теоретических достижениях поведенческой экономики или теории игр в сочетании с доказательствами рандомизированных экспериментов.
Результаты исследований нобелевских лауреатов не только помогли преодолеть последствия бедности в конкретных географических регионах мира, но и предоставили надежный методологический каркас многим другим исследователям, общественным организациям и органам государственного регулирования для масштабирования наиболее действенных методов для выхода беднейших стран на новые уровни развития.
Досье лауреатов
Родился в 1961 году в Мумбаи (Индия). Учился в университете Калькутты, университете Джавахарлала Неру. Научную степень получил в 1988 году в Гарвардском университете. В 2003-м основал вместе с Эстер Дуфло исследовательскую лабораторию Abdul Latif Jameel Poverty Action Lab (J-PAL). Работает в должности профессора экономики в Массачусетском технологическом институте (МІТ).
Сферы научных исследований: теория распределения доходов, микрофинансирование, поведенческая экономика, экономика развития (Development Economics), политическая экономия, информационная экономика.
Страница нобелевского лауреата
Родилась в 1972 году в Париже (Франция). Изучала историю и экономику в парижском вузе Ecole Normale Superieure. Получила степень PhD в МІТ в 1999 году. Сейчас работает профессором экономики Массачусетского технологического института. В своих исследованиях изучает экономическую жизнь бедных, чтобы помочь властям разработать лучшую социальную политику.
Сферы научных исследований: экономика бедности, здравоохранения, образования, финансовая инклюзивность, экономика окружающей среды.
Страница нобелевского лауреата
Родился в 1964 году. Степень PhD получил в Гарварде в 1992-м. Сейчас работает профессором по вопросам обществ развивающихся стран в Гарвардском университете.
Сферы научных исследований: экономика здравоохранения, аграрная экономика, инвестиции в вакцинацию, инновации для развития бедных стран, рандомизированные эксперименты.
Страница нобелевского лауреата
Страница нобелевского комитета
Ученые о лауреатах: Юрий Городниченко, Константин Сонин, Петр Билян, ученые MIT.