Экспериментальный переход на четырехдневную рабочую неделю сотрудников Microsoft Japan увеличил их производительность почти на 40%, а самой компании удалось снизить потребление электроэнергии на 23%. Собирается ли украинский офис Microsoft использовать этот опыт? Какие KPI поставлены перед новым топом? Планирует ли корпорация открыть в Украине R&D и/или производство? Об этом и многом другом на встрече с журналистами рассказали новый СЕО «Microsoft Украина» Ян Питер де Йонг и CMO Microsoft в регионе Евгения Чернецкая. Mind выбрал наиболее интересные факты и цитаты.
Ян Питер де Йонг уже 9 месяцев живет в Украине. «В Киеве чудесные люди, церкви и еда», – поделился он первыми впечатлениями. До перехода в Microsoft Ян Питер де Йонг 4,5 года занимал в IBM должность Business Development Exec/Deal Maker по Центральной и Восточной Европе. Работал в пражском офисе IBM. Семья осталась в Праге: дети еще учатся в школе.
«IBM – хорошая компания. Но она другая», – отшутился спикер. Два года назад будущий коллега Яна Питера де Йонга рассказал ему о цифровой трансформации Microsoft. «Меня «подкупили» новая стратегия корпорации, четкий план действий, возможность его реализации, фокусировка на достижении результата клиентом, разработки, которые изменят будущее, ориентация на результат и т. п. После 9 месяцев работы в компании могу сказать: это не громкие слова. Изменения действительно произошли», – полагает он.
Как объединяются лес, пустыня, цифровая трансформация и Microsoft? Этот вопрос спикер задал журналистам, пытаясь пояснить суть этих изменений. Оказывается, все дело в данных. Искусственный интеллект, машинное обучение помогают сохранять лес, сократить потребление водных ресурсов и в целом помочь каждому жителю планеты перестать ее разрушать.
«Microsoft Украина» создана в 2003 году. «Есть стереотип, что украинский офис – только маркетинговое представительство. На самом деле в Киеве работают специалисты различных вертикалей и направлений, в том числе и разработчики», – пояснили журналистам на экскурсии по офису.
По словам Евгении Чернецкой, ключевые задачи сотрудников – продвижение облачных технологий и в целом цифровой трансформации, образование различных индустрий и специалистов, пояснение возможностей, которые предоставляют облака. В Украине компания продает свои продукты через В2В и розницу. Хотя основной акцент делает на корпоративный сегмент.
Украинский офис заточен на рост партнерской сети. «Сейчас у нас около 1000 компаний-партнеров с индустриальной или продуктовой экспертизой. Это не только IT-компании, но и большая консалтинговая четверка, мобильные операторы, «Метинвест» и т. п.», – пояснила СМО компании.
А пиратство, по ее словам, украинский офис уже практически не отслеживает. «Его доля снижается, потому что растет облачный рынок», – пояснила Евгения Чернецкая.
В киевском офисе работают 70 сотрудников. В 2015 году их было 130. «Кто-то переехал в другие страны, кто-то сменил профессиональный профиль. Вы, наверное, слышали о реструктуризации компании. Это глобальная стратегия по изменению штата» – так дипломатично пояснили журналистам сокращение отечественного офиса.
Четвертый финансовый квартал 2019 года глобальная корпорация Microsoft закончила с выручкой $33,7 млрд (рост на 12%, по сравнению с аналогичным периодом прошлого финансового года). Чистая прибыль достигла $13,2 млрд и увеличилась на 49%. Какую долю данного пирога составляют доходы украинского офиса? На этот вопрос СЕО «Microsoft Украина» ответить не может. «Мы – публичная компания. Любые неформальные, неструктурированные коммуникации могут повлиять на котировки акций. Это политика корпорации. Мы не раскрываем локальные обороты не только в Украине, но и по всем странам», – пояснил Ян Питер де Йонг.
В последние годы повышение доходов корпорации в мире драйвят облачные технологии. На них делает ставку и украинский офис. «Мой главный KPI – рост облачных продуктов: Azure, Office 365 и Dynamics», – говорит Ян Питер де Йонг. Он рассчитывает, что в ближайшие несколько лет доходы от этих продуктов ежегодно будут расти на 50%. «В регионе из 24 стран (государства Средней Азии, Балтии, бывшей Югославии) Украина – самый большой рынок с точки зрения прироста облачных продуктов. В нашем портфеле доля cloud – уже выше 50%. Мы заинтересованы, чтобы наши клиенты как можно больше использовали облака», – пояснил СЕО.
Сейчас самая большая доля – у Office 365. Хорошо растут доходы от Azure. Замыкает тройку Dynamics. Конкретные цифры офис не озвучивает, пока нет локального исследования рынка облачных технологий.
По словам Евгении Чернецкой, сейчас около 80% клиентов компании по всем продуктам – частный бизнес. «В других странах доля госсектора – гораздо больше. Основные причины: в Украине нет законодательного поля и правовой зрелости».
Между тем, по мнению Яна Питера де Йонга, в нашей стране у государства есть высокая мотивация трансформироваться. «Однако важно применить комплексный подход. Если же правительство будет запускать только точечные проекты и приложения в разных сферах, не упорядочив работу с данными, вряд ли можно рассчитывать на успех», – полагает спикер. И приводит пример балтийских стран, где есть комплексная стратегия и законодательная база с возможностью гибридного использования облаков.
СЕО «Microsoft Украина» планирует встречи с правительством. Пока же, по его словам, проще договориться с крупным частным бизнесом. К примеру, IoT-решения корпорации уже используют «Кернел» и МХП для «умного» орошения полей.
Летом СМИ сообщали, что корпорация Microsoft задумывается о переносе производства из Китая. Рассматривается ли Украина как потенциальная площадка? «В вашей стране высококвалифицированные люди. Потенциально можно было бы перенести. Но в данный момент таких планов нет. Фокус украинского офиса – на диджитал-трансформации украинских клиентов», – отметил Ян Питер де Йонг.
Евгения Чернецкая уточнила, что для серьезных инвестиций со стороны Microsoft необходимо стабильное правовое поле в стране, реформированная судебная система: «Мы обязаны гарантировать безопасность нашим клиентам».
R&D также пока не намерены открывать. Основной центр разработки сосредоточен в США. В Европе у Microsoft есть R&D только в Сербии, Эстонии и Чехии. К слову, там работает много украинских специалистов.
Microsoft периодически поглощает разработчиков ПО в мире. Присматриваются ли корпорация к украинским компаниям? «Есть несколько украинских игроков, которые в партнерстве с Microsoft вышли на глобальный рынок. Велись переговоры об их покупке. Но их так и не купили. Было принципиальное пожелание оставить разработку в Украине», – рассказывает Евгения Чернецкая, не называя сами проекты.
В компании уточняют: зачастую Microsoft интересно не покупать, а сотрудничать со стартапами, чтобы они оставались их клиентами в области облачных сервисов.
«Microsoft привлекает продукты, которые по-новому решают задачи и в потенциале принесут прибыль. К примеру, украинский стартап CardioVision. Такие решения мы ищем и помогаем развивать менторингом. У нас есть целое направление Microsoft for startups. Вероятно, такие старпаты могут быть интересны и для покупки. Но это только мое видение», – отмечает Евгения Чернецкая.
По ее словам, с 2010 года Microsoft в Украине отобрала более 1000 стартапов. Около 100 из них получили предоплаченный облачный сервис Azure на сумму $120 000. Многие стартапы стали успешными и сейчас работают в Украине, США, Европе. Например, YouScan. Есть сервис, который генерирует персонализированные холодные мейлы. Сейчас этот стартап перерос в успешную компанию на рынке США. Или стартап, который создал решение планирования посева и просчета удобрений. Проект выкупила большая агрокомпания. Имена стартапов в Microsoft не рискуют называть без согласования с героями.
«Мы очень рады этому эксперименту. В Японии он был успешным. Надеемся, что и в украинском офисе его запустят. Хотя у нас и сейчас гибкий график. Мы можем адаптировать свою работу на результат, сократив рабочее время», – говорит Евгения Чернецкая.