Почти два года, с начала 2018-го, в Украине действует новый принцип распределения ренты от добычи газа и нефти. А именно: общины, на территории которых добывают углеводороды, начали получать часть рентных платежей непосредственно в свои бюджеты. Сельские, поселковые и городские советы – по 1%, областные и районные – по 2%, объединенные территориальные общины (ОТО) – по 3%. Бюджеты местных общин выросли в пять-семь раз – кое-где они измеряются несколькими десятками миллионов гривен. Для села это просто невероятные деньги.
В этом году, после полной перезагрузки власти в Украине, местные общины начали выражать определенные опасения, что система отчисления ренты может измениться. Если бы такое произошло, это больно ударило бы не только по процессу децентрализации, который также был запущен в Украине в 2018 году, но и по самой газодобыче. Ведь добывающие компании и местные общины наконец стали полноценными партнерами, которые напрямую решают все проблемы и разрабатывают планы на перспективу.
Поэтому ряд международных и общественных отраслевых организаций при поддержке Минэкоэнергетики, организации «Инициатива прозрачности добывающих отраслей в Украине» (UA EITI) и Ассоциации газодобывающих компаний Украины проводят мероприятия под названием «Форум социального партнерства». Первое такое мероприятие 19 ноября прошло в Полтаве.
Киевские чиновники и депутаты, а также представители местных общин оценивали первые итоги рентного нововведения и решали, что и как надо усовершенствовать. Госчиновники сообщили, что систему рентных платежей пересматривать не планируют. А вот совершенствовать отрасль будут.
Как рентные платежи помогли местным общинам? Полтавская область занимает второе место в стране по объему добычи газа – 8,7 млрд кубометров из 21 млрд «кубов», добытых Украиной в 2018 году. Там работает шесть крупных компаний: государственная «Укргаздобыча» и пять частных. В 15 районах области (всего их 25) идет добыча углеводородов, и они напрямую получают рентные отчисления, которые в 2018 году составили 682 млн грн.
И именно эти районы первыми чувствуют изменения в работе газовой отрасли как на локальном, так и на глобальном уровне. А изменения довольно серьезные. О них рассказала Наталья Гребенюк, председатель правления Ассоциации газодобывающих компаний Украины.
В 2019 году украинские газодобывающие компании попали под влияние глобальных тенденций – избытка на мировом рынке LNG-газа. Из-за этого цены на обычный трубный газ упали до 10-летнего минимума. Еще в сентябре все ПХГ Европы были заполнены на 100%, чего не случалось никогда –а значит, даже зимой цены на газ будут минимальные. Все газовые компании значительно сократили инвестиции в добычу. «Укргаздобыча» отказалась от бурения и развития новых скважин и перешла на режим поддержания имеющейся добычи.
Однако частные компании продолжают бурить на своих месторождениях новые скважины. Особую ценность приобретает поиск инновационных решений, которые будут способствовать уменьшению операционных расходов, и облегчение бюрократических процедур при разработке новых месторождений. Местные общины кровно заинтересованы в том, чтобы на их территориях проводились активные работы.
Что будет совершенствовать Госгеонедра? Две недели назад, 8 ноября, должность председателя Государственной службы геологии и недр (Госгеонедра) занял Роман Опимах, который до этого несколько лет возглавлял Ассоциацию газодобывающих компаний Украины. В организацию входит восемь крупнейших государственных и частных компаний, добывающих 92% всего газа в Украине. Он изнутри знает все проблемы, которые приходилось преодолевать компаниям в работе с государственным аппаратом. И именно Госгеонедра создавали едва ли не самые большие из них.
Поэтому от Романа Опимаха отрасль ожидает шагов, которые сделают работу учреждения прозрачной и эффективной. Новый чиновник озвучил несколько тезисов, касающихся своей работы в должности.
Первое – «Спящие лицензии», когда компании имеют лицензии на разработку месторождений, но годами не проводят там никаких работ. Уместно ввести определенную плату за наличие лицензий. Такая практика довольно успешно действует во многих странах мира. Ведешь добычу – платишь ренту, ничего не делаешь – платишь пассивный налог за то, что имеешь «бумажку».
Второе – «Согласование на разработку месторождения», когда областной совет должен дать согласие на разработку того или иного лицензионного участка. Компании годами ждут такие решения. Предлагается забрать у областных советов право на согласие. Сегодня уже действует закон «Об оценке воздействия на окружающую среду», и строительство каждой новой скважины обсуждается с местной общиной. Они могут либо согласиться, либо отказать, если увидят реальные угрозы. Областные советы – лишние звенья.
Третье – «Полезные ископаемые местного значения». Это песок, щебень, вода, декоративные камни и т.д. Есть инициатива передать право распоряжаться этими месторождениями местным общинам. Они могут либо сами организовать там работы, либо выставить на аукцион и продать инвестору. Кабмин уже работает над документом, расширяющим перечень распорядителей полезных ископаемых.
Кроме того, Роман Опимах обещает полностью вывести все газонефтяные месторождения на открытые аукционы, сделать общедоступной геологическую информацию, потому что Украина очень заинтересована в инвестициях и новых рабочих местах, и открыть полноценные «электронные кабинеты недропользователя», чтобы минимизировать контакты производителей с чиновниками. Прообразы таких кабинетов есть, но они почему-то ограничены по функциям и доступны не всем недропользователям.
Почему так важна работа добывающих компаний в регионах? Отчисление именно 5% от рентных платежей на места – это определенный прорыв предыдущего парламента после тщательного изучения мировой практики. В 2017 году, когда принимался соответствующий закон, продолжалась откровенная конфронтация между сторонниками централизованной вертикали (которые считали, что надо все месторождения перевести в плоскость СРП – соглашений о разделе продукции, а областным властям предоставить право входить в соглашение и иметь 10–20% дохода) и сторонниками децентрализации (они выступали именно за рентные отчисления непосредственно на места).
«Противостояние было жесткое, мы лично ездили по всем селам и городкам, и на пальцах объясняли людям, какие выгоды они получат от нового подхода в распределении ренты, они просто боялись нового», – вспоминает Светлана Мизина, советник организации «Инициатива прозрачности в добывающих отраслях в Украине ». В то же время правительственные эмиссары из Киева и представители областных властных учреждений так же ездили по общинам и рассказывали, что этот закон о рентных отчисления никогда не будет принят.
Народный депутат Ольга Белькова, одна из инициаторов внедрения рентных отчислений, заявила, что нововведение достигло своих целей. На форуме руководители местных общин отчитывались, сколько они успели сделать для своих населенных пунктов всего за полтора года. На первом месте для них было навести порядок в коммунальном и дорожном хозяйстве подведомственных территорий – осуществить ремонты школ, детсадов, больниц, дорог, установку фонарей, проведение водопроводов, газопроводов, электричества. Проблемы, которые не решались десятилетиями.
В некоторых общинах наконец закончили документально оформлять паи земли, потому что до сих пор в селах не было соответствующих специалистов и денег на оформление всех необходимых документов. На помощь пришли именно частные добывающие компании, которые столкнулись с тем, что не могли законно оформить свои промысловые участки из-за хаоса с землей на местах.
Также на форуме звучали призывы о необходимости перехода к следующему шагу – разработке проектов для привлечения инвесторов, которые бы создавали новые рабочие места, развивали общины, потому что «сидеть» только на рентных отчислениях опасно. Как оказалось, многие из руководителей общин уже об этом задумываются, а некоторые уже даже имеют определенные наработки. Одна из самых интересных идей – сделать горнолыжный курорт в Опошнянском районе. Это, конечно, не альпийские горнолыжные трассы, но для жителей окрестных сел и городков может стать отличным центром спорта и отдыха.
Рентные платежи приобретают все большее значение для развития общин, так как с 2020 года Киев прекращает отчисления на инфраструктурные проекты на местах, а это миллионы гривен. И местным властям придется очень тщательно подходить к формированию и распределению своих бюджетов.