Зачем Мадуро разжег кризис: три мнения о войне Венесуэлы с Гайаной
Mind собрал наиболее интересные трактовки нового громкого конфликта в Латинской Америке

О существовании Гайаны неделю назад почти никто не знал. А сейчас эта страна у всех на слуху из-за официально озвученного намерения Каракаса аннексировать львиную долю ее территории.
Власти Венесуэлы объявили, что свыше 10,4 млн из 20,7 млн имеющих право голоса избирателей пришли в воскресенье, 3 декабря, на консультативный референдум и проголосовали за то, чтобы отобрать у соседней Гайаны богатый нефтью регион Эссекибо, занимающий около 74% территории страны, где проживает 125 000 из 800 000 ее населения.
После референдума лидер Венесуэлы Николас Мадуро опубликовал несколько видео, на которых он празднует победу в окружении множества сторонников, а президент Гайаны Ирфаан Али успокоил население заверением в том, что государственные границы «останутся нетронутыми» и что гайанцам «нечего бояться в следующие часы, дни и месяцы».
Напряжение между Венесуэлой и Гайаной резко возросло в среду, 6 декабря, после того, как Николас Мадуро объявил Эссекибо штатом Венесуэлы, представил новую карту страны с включением этого региона и распорядился, чтобы государственная нефтяная компания PDVSA «срочно приступила» к выдаче лицензий на добычу нефти, газа и минералов в Эссекибо.

Тем временем эксперты ломают копья в спорах о том, каким будет следующий шаг Николаса Мадуро. Готовит ли он военное вторжение в Гайану? Или он всего лишь отвлекает население Венесуэлы от внутренних проблем? Mind предлагает узнать три основные версии происходящего.
Мадуро разделил оппозицию
Лидер Венесуэлы разжигает националистические настроения не для войны, а для победы на президентских выборах в 2024 году. Так полагает Оливер Стюнкель, немецко-бразильский политолог, писатель и доцент Школы международных отношений Getulio Vargas Foundation в Сан-Паулу.
«Большинство аналитиков согласны, что все более воинственную риторику правительства Венесуэлы в отношении Гайаны не нужно считать прелюдией к реальному конфликту... Любое нарушение суверенитета Гайаны приведет к почти полной дипломатический изоляции Венесуэлы и возобновлению против нее санкций США. Президент Ифраан Али сможет получить помощь от Штатов на открытие военной базы в регионе Эссекибо», – пишет Оливер Стюнкель.
По его утверждению, Мадуро решил создать дипломатический кризис после того, как оппозиционные партии Венесуэлы в октябре 2023 года смогли без помощи государства организовать и провести предварительные выборы, получив феноменально высокую явку – 2,3 млн человек. В ответ Мадуро провел референдум по проблеме Эссекибо и показал, что способен мобилизовать больше людей. Вдобавок разжиганием националистических настроений он сумел отвлечь внимание населения от экономических проблем и разделил оппозицию.
«Некоторые оппоненты Мадуро призвали бойкотировать референдум, но другие выступили в его защиту, вероятно, из-за страха быть объявленными врагами родины... Можно ожидать, что Мадуро использует итоги референдума, чтобы выставить проблему Эссекибо доминирующей в публичных дебатах. Он вероятно предпримет множество политических трюков, начиная от перемещений войск к границе с Гайаной до объявлений о закупке современных вооружений у россии», – прогнозирует Оливер Стюнкель.

Мадуро создает чрезвычайную ситуацию, чтобы отменить выборы
Социалист Мадуро непопулярен. Классическая либералка Мария Корина Мачадо в октябре набрала на организованных оппозицией предварительных выборах 93% голосов и угрожает отобрать у него президентство в 2024 году. Поэтому Мадуро нагнетает ситуацию, чтобы отменить выборы, полагает вашингтонский исследовательский центр Институт Катона.
«Похоже, Мадуро надеется после референдума аннексировать большую часть Гайаны под циничным предлогом «антиимпериализма» и возвращения Венесуэле потерянных земель. Более важно то, что состояние войны может позволить Мадуро объявить чрезвычайное положение и отсрочить или полностью отменить президентские выборы. Он может даже цинично указать на Украину, которая недавно сделала то же самое, но существенное отличие в том, что Украина не захватчик, а жертва вторжения», – пишет Институт Катона.
Военные аналитики называют Венесуэлу «бумажным тигром», считая ее армию плохо вооруженной. Тем не менее вооруженные силы Николаса Мадуро состоят из 123 000 действующих военнослужащих и выглядят колоссом на фоне армии Гайаны, в которой служат 3400 солдат.
Несмотря на огромный численный перевес, реализовать вторжение будет проблематично из-за того, что большая часть 800‐километровой границы Венесуэлы и Эссекибо покрыта густыми джунглями, которые создадут непроницаемые укрытия для малых групп и непроходимые барьеры для бронетехники.
«Самой логичной возможностью для диктатора Николаса Мадуро станет комбинация воздушных атак по немногочисленным городским застройкам Эссекибо с высадками десанта», – пишет Институт Катона.
Исследователи подчеркивают, что военные действия всегда непредсказуемы и рискованы, но Венесуэла явно может рассчитывать на помощь Китая и россии. Хотя Пекин – это инвестор Гайаны, он не станет сдерживать вторжение, так как больше заинтересован в создании неудобств для США в регионе, в который американские корпорации сделали гораздо большие вложения. Заинтересованность россии еще более очевидна.
Мадуро использует слабость Байдена
Венесуэльский диктатор, не удовлетворившись подчинением и разграблением собственного народа, решил присвоить нефтяные месторождения Гайаны. Так утверждается в редакторской статье американского политического журнала Washington Examiner.
Ресурсами региона Эссекибо, где в 2015 году были найдены огромные залежи нефти, Мадуро планирует оплатить выход из кризиса, в котором Венесуэла погрязла много лет назад из-за чрезмерных правительственных расходов, инфляции, коррупции и неэффективного управления собственными нефтяными месторождениями. Остановить диктатора могут региональные военные тяжеловесы – США и Бразилия, но обе страны попали под управление нерешительных лидеров.
Администрация Байдена ослабила санкции, наложенные на Венесуэлу во времена президентства Трампа. Мадуро мог расценить это как отчаянную необходимость Белого Дома в стабильных поставках венесуэльской нефти на мировые рынки. В этой связи венесуэльский диктатор может думать, что захватом крупных месторождений Гайаны он лишь усилит свою хватку на шее Вашингтона.
«Мадуро очевидно верит , что Байден отвлечен кризисом на Ближнем Востоке или просто слабый. Диктатор чувствует, что может угрожать без существенного риска спровоцировать ответ, о котором ему стоило бы беспокоиться. Байден может разделить ответственность с бразильским ультралевым президентом Лулой да Силвой, который часто говорит о правах человека и антиимпериализме, но вряд ли направит военных на защиту Гайаны», – пишет Washington Examiner.
Washington Examiner обвинил Байдена в отказе предоставить Украине необходимое оружие, в хаотичной передаче Афганистана талибам и «Аль-Каиде», а также в минимальном реагировании на недавние атаки сателлитов Ирана на Ближнем Востоке, которые обстреливают минометами, ракетами и взрывающимися дронами военные базы и корабли США.
«Робость президента внушает Ирану веру в то, что он может действовать безнаказанно. Это увеличивает, а не уменьшает вероятность широкомасштабной войны. Это делает Мадуро более уверенным, что его угрозы принесут ему дивиденды. Мадуро ищет возможность в американской нерешительности. Байден не должен позволять ему так себя вести. Это подрывает безопасность и демократическую стабильность на американских континентах, это стимулирует Си Цзиньпина и владимира путина реализовывать их имперские замыслы более насильственно, и это делает мир более опасным», – подводит итог Washington Examiner.
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].