Президент CEO Club Ukraine: «Пандемия коронавируса – это своеобразный краш-тест для всего человечества»

Сергей Гайдайчук – о новых вызовах глобализации, выживаемости бизнеса и «спасительных» инициативах

Сергей Гайдайчук
Фото из личного архива

Государства во всем мире тратят колоссальные средства на борьбу с эпидемией коронавируса и на ликвидацию ее последствий. Причем эти деньги идут не только на поддержку систем здравоохранения и социальные выплаты, но и на помощь бизнесу. Например, Министерство финансов США выделит малому бизнесу помощь в размере около $1,8 млрд. В Германии будет создан фонд поддержки экономики в размере 500 млрд евро, а также 156 млрд евро власти страны направят непосредственно на финансирование бизнеса. Франция поддержит предпринимателей суммой в размере 345 млрд евро. Из этой суммы 300 млрд евро будет предназначено для гарантирования кредитов малому и среднему бизнесу и 45 млрд евро – для прямого дотирования предприятий.

Украинские власти, к сожалению, не могут предложить экономике практически ничего, так как сами заняты поиском средств и уже обратились за помощью к ЕС, США и МВФ. Максимум, что смогли получить предприниматели, – это освобождение от ЕСВ на два месяца, послабления в части уплаты налога на недвижимость и приостановку проверок. Поэтому бизнес в Украине вынужден рассчитывать только на свои силы и самостоятельно искать пути выживания в сложившейся ситуации.

О том, как пандемия повлияет на глобальную экономику, чем обернется для украинского бизнеса затяжной карантин и как даже в условиях кризиса компании в Украине находят силы помогать системе здравоохранения, Mind побеседовал с президентом CEO Club Ukraine Сергеем Гайдайчуком.

– Как вы считаете, пандемия действительно стала катализатором мирового кризиса?

– То, что человечество заходит в долгий системный и трансформационный кризис, стало понятно не сейчас, а намного раньше. Были очевидны систематические нарушения международных правил игры разными странами; смещение экономической власти в Юго-Восточную Азию; незаметный переход планеты в целостный взаимосвязанный единый «суперорганизм», где все от всех зависят и все на всех влияют; неспособность международных элит справляться с постоянно нарастающими масштабными глобальными вызовами. Все эти факторы свидетельствуют о том, что мир начал движение на другой уровень своей организации и устройства. А эпидемия лишь ускорила эти процессы.

– Так с чем конкретно связан этот кризис?

– С тем, что все те модели, по которым мы жили, развивались и эволюционировали, перестают работать. Например, экономическая модель, основанная на капитализме, ключевая идея которого – безостановочно наращивать ВВП, расширять и углублять рынки.

ВВП является главным показателем, на который молится и равняется весь мир. Не уровень развитости социального капитала, счастья человека, экологического состояния страны, а именно ВВП. Учитывая то, что за предыдущие 70 лет количество людей на планете утроилось – с 2,5 млрд до 7,5 млрд человек – и мировая экономика за это время выросла в 10 раз, соответственно в 10 раз выросло и давление на все экосистемы планеты.

Участники Всемирного экономического форума в Давосе заявили: топ-5 ключевых рисков для цивилизации – климатические. Выходит, что та экономическая модель, по которой общество развивалось в предыдущие несколько сотен лет, становится опасной и требует принципиального изменения либо обновления.

– Какими будут последствия эпидемии коронавируса для всего мира?

– Эпидемия – это своеобразный краш-тест для человечества, первый такой звоночек. Он показал, что мы тотально не готовы к тому будущему, которое нас ждет. В условиях, когда вызовы нарастают и касаются всех без исключения, а не отдельно взятой страны, нам наоборот нужно еще больше кооперироваться и объединяться.

Любые значимые события, к коим можно отнести и нынешнюю пандемию, затрагивают всех без исключения: мы связаны друг с другом и все мы чрезвычайно хрупкие. Но страны реагируют на проблемы обособленно. И это неправильно. Мы должны научиться действовать как единый организм, как единое целое. Нужно переходить из парадигмы конкуренции за территорию и ресурсы к модели глобальной кооперации. Иначе нас ждет очень печальное будущее.

Впереди долгий переходный период, и выживут на этом этапе далеко не все. Как в прямом, так и в переносном смысле. Но как мир отреагировал на угрозу, связанную с коронавирусом? Все, что происходит, можно охарактеризовать одной фразой «Каждый сам за себя». Мы видим, как идеалы всеобщего блага, сотрудничества и единения, высших ценностей рушатся перед лицом, я бы сказал, не самого сильного из возможных вызовов.

Да, еще рано говорить, какими будут последствия коронавируса для мира. Но очевидно, что мы, как человечество, не сдали экзамен и провалили «генеральную репетицию» перед лицом более серьезных кризисов, которые нас ожидают в стремительно наступающем будущем.

– Как Украине пройти сквозь грядущий кризис с наименьшими потерями?   

– Нашей экономике будет очень сложно. Потому что рушатся «столбы», на которые она опиралась. Это экспорт ресурсов, деньги трудовых мигрантов и разного рода долговые обязательства. Ситуацию усугубляет тот факт, что у нас нет развитой промышленности и внутреннего рынка. И нет четкого понимания, как вывести украинскую экономику из этого состояния.

С другой стороны, Украине, чтобы уцелеть, нужно принимать глобальный контекст. Если мы ничего не сможем предъявить миру, не сможем заявить о нашем месте и о нашей ценности для планеты, нас просто сметет чередой новых кризисов. Нас исключат из всех цепочек поставок и центров принятия решений. Так что Украине как государству необходимо учиться мыслить масштабно и находить пути, как эффективнее всего действовать именно в условиях глобального контекста. Без такого подхода у страны может и не быть будущего.

– Давайте чуть подробнее поговорим об украинском бизнесе. Как на нем отражается эпидемия и карантин?

– У бизнеса, который ориентирован на фармацевтический рынок, и у производителей продуктов питания все в порядке, у них сейчас настоящий бум. Компании из этих сфер просто не справляются с заказами. Так же этот кризис подталкивает развитие всех онлайн-сервисов. Все остальные отрасли действительно оказались в очень сложных обстоятельствах. Практически у каждой компании есть постоянные расходы (аренда, зарплата и т. д.), но перекрывать их нечем, так как доходы упали до нуля.

Кроме того, покупательная способность в условиях кризиса и посткризиса сократится в разы. Во-первых, многие останутся без работы. Во-вторых, в условиях рецессии люди будут больше экономить и в первую очередь будут покупать товары первой необходимости. Это в свою очередь очень сильно повлияет на бизнес. Поэтому в ближайшие месяцы мы увидим волну банкротств и перераспределение собственности. Тяжелее всего мелким предпринимателям.

Среднему и крупному бизнесу чуть легче, потому что он уже привык к кризисам и потрясениям, накопил определенный запас прочности и стойкости. Например, я вижу по компаниям из CEO Club Ukraine, что они довольно быстро адаптируются, перестраиваются и решительно готовы бороться за выживание своего бизнеса в новых условиях. Многое зависит от внутренней готовности бороться и от настроений в предпринимательской среде.

– В чем именно проявляется эта адаптация?

– То, что уже происходит, – это массовый переход в онлайн. Многие знали об этих инструментах, кто-то ими пользовался. Но теперь все поняли, что их очень удобно использовать на практике и вполне реально перевести свою деятельность в дистанционный формат. Например, наше сообщество (а это около 200 компаний) тоже полностью перешло на удаленный режим работы. И я скажу, что в онлайне у нас больше встреч, чем вживую. Каждую неделю проходит до десяти больших и меньших по размеру мероприятий клуба, где мы обсуждаем события в мире, в Украине, а также антикризисные инструменты.

Мы разделили членов клуба на мини-группы по 10 человек, которые регулярно проводят двух-трехчасовые онлайн-совещания для обмена опытом и поддержки друг друга в этих сложных и постоянно меняющихся условиях. Еще у нас налажена связь в отдельности с каждым членом клуба для того, чтобы при необходимости мы могли оказать ему помощь. 

– А что с урезанием издержек, есть ли тенденция к увольнению персонала?

– Когда часть сотрудников ушли на каникулы, выяснилось, что бизнес без них может спокойно функционировать. И это действительно сигнал к тому, чтобы пересмотреть кадровую политику. В то же время я общался со многими компаниями, и пока  никто из них не намерен сокращать персонал. Но это на данный момент.

Если размышлять объективно, то ситуация с увольнениями будет понятна чуть позже – через месяц-два. Все зависит от глубины и продолжительности кризиса, который нам предстоит пережить. В целом компании уже начали активно пересматривать свои бюджеты, сокращают и оптимизируют расходы там, где это возможно, вносят изменения в стратегии и концентрируются на самых прибыльных и рентабельных сегментах и направлениях.

– Как вы оцениваете меры, направленные на сдерживание эпидемии, которые предпринимают украинские власти?

– Правительство и Верховная Рада должны принимать решения, основанные прежде всего на здравом смысле. Особенно когда речь идет о введении различных ограничений для экономики и бизнеса. Но создается такое впечатление, что Кабмин руководствуется какими-то паническими настроениями, эмоциями, но при этом не оценивает ситуацию объективно.

Давайте посмотрим, как поступают другие государства: они любыми способами поддерживают экономику. Потому что это фундамент, основа. Да, в Украине нет существенных ресурсов и возможностей для помощи бизнесу. Но ведь есть и другие инструменты, которые могут смягчить удар кризиса по экономике.

Впрочем, пока сложно давать какие-либо оценки решениям властей. Это можно будет сделать уже постфактум. Поскольку сейчас каждый действует в меру своей компетенции, ответственности и интересов.

– О каких инструментах речь?

– Возьмем, к примеру, малый бизнес. Это самый уязвимый класс, который пострадает сильнее всего. Поэтому ему нужно давать в разы больше льгот, чем всем остальным. Например, освободить от уплаты налогов хотя бы на год. Не исключено, что такая кризисная тактика позволит сберечь и запустить малый и средний бизнес в стране.

Разумным шагом могло бы стать создание целевого фонда микрокредитования предпринимателей. Также необходимо поддерживать отечественных производителей, особенно экспортеров. Это могут быть и налоговые каникулы, и льготное финансирование со стороны госбанков и даже целевое дотирование отдельных, стратегически важных предприятий.

– Расскажите, как CEO Club Ukraine участвует в борьбе с эпидемией? Возможно, есть какие-то волонтерские проекты, которые вы поддерживаете?

– Когда эпидемия только коснулась Украины, мы сразу же сформировали внутри нашего клуба координационный штаб и экспертный совет для коммуникации с госорганами и медучреждениями. Их задачей стала помощь системе здравоохранения. В итоге был создан фонд, который наполняют как компании – члены клуба, так и другие спонсоры.

За две недели в фонд удалось собрать порядка 10 млн грн. Эти деньги потрачены на покупку 15 аппаратов ИВЛ за границей, на 20 000 защитных костюмов и другие средства защиты для врачей. Также мы вместе с другими бизнес-ассоциациями ведем активный диалог с властями и наши эксперты совместно с правительством разрабатывают антикризисную стратегию.

Вообще, я неоднократно замечал, что когда наступает период нестабильности, важную и часто ключевую роль в этот момент начинают играть волонтерские и общественные организации, разного рода объединения, которые были успешными и до этого. Почему это происходит? Потому что именно в рамках таких горизонтальных организацией существует территория доверия между людьми, и именно она позволяет быстро и эффективно действовать во времена турбулентности.

Отсюда вывод: чем более развит сектор общественных объединений – тем легче стране проходить любые кризисы. Так проще происходит процесс консолидации вокруг каких-то социальных и общественно значимых задач.

Бизнес должен объединяться. Потому что консолидация усилий позволяет проще и быстрее решать как собственные внутренние задачи, так и вопросы, связанные с помощью обществу и стране.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в нашем Telegram-канале Mind.ua и ленте Google NEWS