Mind пообщался с министром финансов Сергеем Марченко о ситуации с внешними долгами государства и возможностях реструктуризации, нюансах нового сотрудничества с МВФ и вариативности отказа от заимствований. Также темами интервью стали будущее неоднозначного налога на выведенный капитал и ожидаемые доходы от продажи государством сельскохозяйственных земель в 2021 году.
Тут мы приводим девять главных тезисов из нашей беседы с главой Минфина. Полная версия интервью доступна по ссылке.
– Что касается внешних источников, то предполагается получение нескольких заимствований. Прежде всего, это выплаты МВФ до конца 2020-го (первый транш – $2,1 млрд, сумма второго и третьего – $1,4 млрд). Также планируем получить макрофинансовую помощь от Европейской Комиссии (объем 1,2 млрд + 0,5 млрд евро), а еще – $1 млрд от Мирового банка до конца 2020 года (в июле поступит $350 млн).
– Основные выплаты пройдут в сентябре. Выплаты по коммерческим долгам составляют около $1,4 млрд (погашение евробонда).
– Так сложилось, что у нас несовершенный менеджмент управления доходами госбюджета. Еще до моего прихода были дыры на таможне и в налоговой. Сегодня цель – максимально стабилизировать работу этих ведомств, чтобы они могли административно и качественно выполнять свои функции. Поэтому речь идет не о повышении налогов, а о борьбе с контрабандой на таможне и ликвидации теневых схем. По налоговой – это так называемые «скрутки» с НДС и тому подобное.
– Нынешний уровень доходов на таможне нельзя назвать достаточным. Мы не выполнили план в мае – около 3 млрд грн, но работа идет. Наши ожидания – повысить доходы таможни на 15-20%.
– У нас есть большие недоработки в работе фискальных органов, но мы это исправим... Мы на днях представили проект Стратегии Минфина с рабочим названием «Самодостаточность» (Graduate from IMF), где более подробно описываем эти и другие меры. В целом документ состоит из пяти направлений. Среди них: эффективные бюджетные расходы, налоговое стимулирование экономики, взвешенная финансовая и долговая политика, качественные кадры и диджитализация, а также детенизация.
– По нашим оценкам, наибольшее падение экономики было во II квартале, затем экономика страны будет постепенно восстанавливаться. Сейчас мы видим наличие отложенного спроса – как потребительского, так и инвестиционного, и частичную адаптацию экономики к новым условиям функционирования
– Есть задание президента поработать над нулевой декларации и декларированием Украинский своих доходов. Нулевая декларация означает, что какой-то период времени мы даем возможность тем, кто имеет зарубежные активы – легализовать их в Украине. А тем, кто имеет активы (в т.ч. денежные) на территории Украины – тоже легализовать. То есть, сейчас обсуждается возможность введения декларирования доходов физлицами – так называемое разовое (нулевое) декларирование.
– Поскольку сейчас у нас экономический кризис, и объемы доходов и налоги на прибыль уменьшаются – есть основания работать над моделью реинвестирования доходов в капитал. Назвать это ННвК или как-то иначе – дискуссионный вопрос.
– Еще год назад я не был сторонником ННвК – видел риски потери 50-100 млрд грн доходов [госбюджета]. Это были неподъемные риски. Следовало искать компенсаторы, которые никто не предложил. Сейчас можно подумать над такими инструментами экономической поддержки.