Пока американцы, индусы и многие европейцы страдают от свирепствующей пандемии и все громче винят в ней китайцев, Пекин отпраздновал победу над коронавирусом и принялся продвигать противоречивую историю об успешном выполнении КНР миссии по спасению человечества от «невидимого врага».
Во вторник, 8 сентября, лидер Компартии Китаю Си Цзиньпин провел помпезную церемонию, на которой наградил героев «народной войны» с COVID-19 и рассказал, как его нация сдержала распространение инфекции и спасла от нее десятки миллионов жизней в других странах.
Торжество состоялось в Доме народных собраний в Пекине, где собралось 2000 участников китайской борьбы с COVID-19, в том числе партийные функционеры, медики, полицейские и волонтеры. Си Цзиньпин вручил четыре золотые медали главному эпидемиологу страны Чжуну Наньшаню, разработчику методов исцеления от коронавируса Чжану Боли, главврачу уханьского лечебного центра Чжан Динюю и разработчику вакцин Чэнь Вэю. Затем президент Китая произнес 70-минутную триумфальную речь.
«Мы прошли через чрезвычайное историческое испытание. Мы быстро достигли начального успеха в войне человечества против коронавируса. И мы стали мировым локомотивом в борьбе против COVID-19 и экономическом восстановлении», – заявил Си Цзиньпин.
По его словам, менее месяца потребовалось Китаю на то, чтобы оцепить очаги эпидемии и остановить распространение вируса на незараженные территории. Около двух месяцев ушло на то, чтобы уменьшить до дюжины количество ежедневных новых заражений. И за 76 дней была одержана решительная победа над инфекцией в провинции Хубэй – к 26 апреля в ее столице Ухани не осталось ни одного больного с коронавирусом. Это, по словам Си Цзиньпина, стало главным достижением стратегической важности в национальной борьбе против COVID-19. С тех пор на территории Китая случались лишь незначительные вспышки заражения, которые властям удавалось легко обезвреживать.
История успеха Китая продолжилась тем, что страна, сдержав вирус, быстро вернула граждан на рабочие места, запустила остановленные на карантин производства и стала первой крупной экономикой, продемонстрировавшей V-образное восстановление после эпидемии. По итогам ІІ квартала ВВП Китая вырос на 3,2% против аналогичного периода прошлого года.
Китайцы, по словам Си Цзиньпина, помогали не только себе, но и внесли существенный вклад в глобальную борьбу с COVID-19. В период с 15 марта по 6 сентября КНР экспортировала 151,5 млрд медицинских масок, 1,4 млрд защитных костюмов, 230 млн защитных очков, 470 млн тест-систем, 80,14 млн инфракрасных термометров и 209 000 аппаратов ИВЛ. Дважды Пекин финансировал Всемирную организацию здоровья (ВОЗ) и посылал 34 команды экспертов по борьбе с пандемией в 32 страны.
Эксперты отмечают, что в своей речи Си Цзиньпин подчеркнуто героизировал Ухань, хвалил социалистическое правительство КНР за открытость, а китайцев – за готовность жертвовать ради выполнения миссии по спасению человечества. В подкрепление этих тезисов китайские государственные СМИ опубликовали серию восхваляющих правительство статей, таких как «Хроники лидерства Си в китайской войне против коронавируса», и множество фейковых историй о некитайском происхождении инфекции.
Mind разобрался, как продвигаемая Си Цзиньпином и китайской пропагандистской машиной версия событий противоречит устоявшимся западным представлениям о пандемии COVID-19.
Си Цзиньпин у своей речи несколько раз упомянул о том, что население Уханя внесло большой вклад и принесло жертвы, чтобы проложить путь к победе над пандемией. Этот 11-миллионный мегаполис, на который приходится свыше 80% из 4634 зафиксированных в Китае смертей от Covid-19, на несколько недель превратился в город-призрак с режимом строжайшей самоизоляции.
В Ухане была обнаружена первая в мире вспышка пневмонии, вызванной коронавирусом нового типа. О ней было объявлено 31 декабря 2019 года. Но китайские власти настаивают на том, что они лишь поступили ответственно, первыми доложив об эпидемии, а источник инфекции ни в Ухане, ни в остальном Китае не был обнаружен, и «нулевой пациент», вероятно, появился в другой стране, получив там укус летучей мыши или что-то подобное. Пекин выдвинул множество версий иностранного происхождения коронавируса. Представители китайского МИДа писали в соцсетях даже о том, что его могли подбросить американские военные. По одному из последних предположений, вирус попал на рынок Уханя, а затем и на рынок Пекина, в импортированной из-за границы рыбе.
По убеждению западных политиков, Китай утаивает сведения о начале пандемии, и, как пишет издание Fox News, это может быть «самым дорогим правительственным сокрытием всех времен».
В апреле генеральный секретарь США Майк Помпео призывал КНР рассказать полную историю возникновения COVID-19. По одной из версий, вызвавшая пандемию инфекция могла передаться от летучей мыши «нулевому пациенту» в китайской лаборатории по изучению коронавирусов.
«Мы точно знаем, что вирус появился в Ухане, в Китае. Мы знаем, что в Ухане расположен институт вирусологии всего в нескольких милях от злосчастного рынка, где началась эпидемия… Китайское правительство должно взять ответственность и объяснить, что произошло», – цитирует Fox News Майка Помпео.
2. Китай действовал «открыто, прозрачно и ответственно»
Эта цитата из речи Си Цзиньпина в Доме народных собраний вызвала гул возмущения в соцсетях, так как она чересчур сильно контрастирует с фактами и общепринятым мнением. Лидеры США и Австралии неоднократно обвиняли Китай в сокрытии масштабов и серьезности эпидемии. Президент США Дональд Трамп даже угрожал ввести санкции против Пекина в случае, если он не согласится сотрудничать в расследовании по поводу причин распространения коронавируса.
В западных СМИ давно стали притчами во языцех истории о безответственности властей Китая, которые утаивали сведения о масштабах и серьезности эпидемии в Ухане и позволили ей выйти из-под контроля и вырваться в другие страны мира.
В СМИ пандемию COVID-19 часто называют «китайским Чернобылем» из-за схожести действий китайских властей в январе 2020 года с поведением советского правительства в 1986-м в первые дни после взрыва АЭС.
Так, в первые дни января полиция Уханя наказала восемь врачей за распространение слухов о появлении вирусной инфекции. В том числе среди ночи был вызван на допрос доктор-офтальмолог Ли Вэньлян, написавший в чате WeChat предупреждение для своих коллег об обнаружении в его больнице необычной пневмонии. Полицейские заставили его письменно пообещать не распространять слухи о заболевании.
Как пишет агентство Associated Press, на шестой день после того, как высшее руководство Китая узнало, что ему предстоит столкнуться с пандемией, в городе Ухань, эпицентре заболевания, был проведен массовый банкет для десятков тысяч человек, и миллионы китайцев начали выезжать за рубеж для празднования Лунного нового года. Си Цзиньпин предупредил нацию об опасности на седьмой день, 20 января. К этому времени в Китае уже свыше 3000 человек стали носителями новой инфекции.
На территории Китая новых заражений коронавирусом не фиксируется с 17 августа, а счетчик смертей остановился еще в середине мая на отметке 4634. Это поразительно мало в сравнении с остальным миром, где на 10 сентября 900 000 человек умерло и 27,7 млн случаев инфицирования было выявлено.
Однако доверие к китайской статистике было подорвано еще в начале пандемии, когда власти Уханя продемонстрировали свое умение останавливать счетчик – 8 января в городе был официально зарегистрирован лишь 41 зараженный, и эта цифра оставалось неизменной в течение 10 дней, но 20 января она подскочила до 198 человек.
Спустя три месяца статистика Уханя удивила еще раз. Власти города 17 апреля неожиданно приплюсовали к ней 1290 умерших от коронавируса, которые якобы не были учтены из-за того, что скончались в своих домах без прохождения теста. Таким образом, количество погибших от эпидемии в Ухани одним росчерком пера было увеличено на 50%, до 3869. Западные эксперты расценили это умножение на 1,5 как искажение статистики по принципу, «чтобы получилось не слишком много, но и не слишком мало».
Аналитики спорят о том, в разы или в десятки раз Китай занизил число заболевших. Согласно исследованию гонконгских ученых, опубликованному на портале Lancet , в феврале в Китае было 232 000 зараженных коронавирусом, что вчетверо превышало названную правительством цифру. А, по оценке Института американского предпринимательства, реальное количество зараженных коронавирусом в первые месяцы эпидемии в Китае составляло 2,9 млн человек, или в 35 раз больше официальных данных.