Падение украинского титана: хватит ли политической воли остановить деиндустриализацию страны

И в чем Украина обошла южнокорейских изобретателей

Фото: DR

Запорожский титано-магниевый комбинат (ЗТМК), в котором государству принадлежит 51% акций, будет выставлен на приватизацию. Кабинет Министров принял такое решение после того, как Фонд госимущества внес изменения в устав предприятия и лишил компанию Tolexis Trading Ltd. (аффилированную с Group DF Дмитрия Фирташа), владеющую пакетом в 49%, приоритетного права на выкуп госдоли.

ЗТМК – единственное предприятие в Украине, которое выпускает титановую губку и титановый прокат. В свое время он входил в топ-10 мировых производителей металлического титана. За последние 11 лет выпуск упал на 50%. В правительстве надеются, что теперь завод сможет провести необходимые технологические мероприятия и за полгода выйти на проектную мощность в 900 тонн титановой губки в месяц.

Приватизация такого мощного предприятия может заинтересовать крупные международные компании. Ведь, кроме комбината высокого передела, в Украине находится от 16% до 20% мировых залежей титанических руд – рутила и ильменита. Потенциальный инвестор сможет создать вертикально интегрированную компанию. Титан называют металлом будущего, который со временем заменит целую группу металлов, а значит, это направление экономики является очень перспективным.

Недавно два аналитические центры, Украинский институт будущего и Ukraine economical club, представили стратегию развития титановой отрасли Украины до 2030 года. По мнению аналитиков, именно титан мог бы стать одной из базовых отраслей роста украинской экономики.

Лишь семь стран мира обладают промышленными титановыми месторождениями и технологиями производства металлического титана: США, Япония, Китай, Индия, Россия, Казахстан и Украина. В этой области наша страна входит в высокотехнологичный «пул», но, к сожалению, не реализует свой потенциал.

Где используется титан? В 2019 году мировой рынок титановой продукции составил $27 млрд. Объемы производимой продукции – 9 млн тонн концентрата, 6 млн тонн диоксида титана (TiO2) и 210 000 тонн титановой губки. Доля Украины соответственно составила: диоксид титана – 42 000 тонн, или 0,7%; титановая губка – 6000 тонн, или 3% мирового объема.

До 95% титанового сырья идет на изготовление пигмента для лакокрасочной промышленности. Все белые цвета, которые нас окружают, получены с помощью этого пигмента. И лишь 5–6% идет на изготовление титанового проката и продукции из него.

По данным Expert Market Research, к 2030 году производство титановой губки будет расти на 3,3% в год. Титан – это легкий и прочный металл, в мире его потребление распределилось так.

Больше всего – 42% – металлического титана потребляет аэрокосмическая отрасль. При производстве одного лайнера используется 100 тонн этого металла. По прогнозам аналитиков, в ближайшие 10 лет потребление титана в авиапромышленности возрастет на 34% – до $4,7 млрд. Уже сейчас ведущие конструкторские бюро проектируют самолеты, учитывая новые конструкционные материалы, которые снижают вес, повышают прочность и улучшают аэродинамические качества.

38% идет на тяжелую промышленность и автомобилестроение. С 1991 года Украина потеряла более 50% своего промышленного потенциала в этой отрасли.

11% титана потребляет военно-промышленный комплекс и оборона. Здесь Украина пока держит мощные позиции.

6% – это потребительские товары широкого потребления.

3% – медицина, еще одно перспективное направление, где маржинальность продукции составляет тысячи процентов. Ежегодно в мире пациентам имплантируют более 1000 тонн титановых протезов – это замена суставов, зубные и глазные импланты, слуховые аппараты, сердечные клапаны.

Население планеты стареет, а медицина пытается продолжить активную социальную жизнь человека. Поэтому, по прогнозам, к 2030 году рынок титановых имплантов возрастет вдвое – до $10 млрд.

Титановый прокат для этих отраслей может производить Запорожский титано-магниевый комбинат. Тем более, что сегодня в Украине еще существуют отрасли – самые большие потребители титана. Однако, учитывая катастрофическую деиндустриализацию страны, мы можем потерять не только их, но и всю титановую отрасль. В мире есть мощные конкуренты, которые работают над новыми прорывными технологиями, а отечественная титановая отрасль пока приносит одни убытки.

Как происходят поиски новой технологии? Единственная на сегодня известная технология производства титана используется уже более 70 лет. Она в 10 раз более энергоемкая, чем технология производстве алюминия или стали: на выплавку 1 тонны алюминия расходуется 17000 кВт*ч электроэнергии на 1 тонну стали – 19 000 кВт*ч на 1 тонну титана – 179 000 кВт*ч. Поэтому стоимость титана так велика.

Ведущие научные центры мира много лет работают над технологией, которая позволила бы снизить стоимость металлического титана в 4–5 раз. Таких наработок в мире более 20-ти, на них сосредоточились ученые в США, Великобритании, Канаде, Японии.

Интересный опыт имеют Австралия и Южная Корея. В последней титан не добывают, но правительство страны выделило $4,5 млн для своего R&D-центра (центра исследований и разработок), который занимается титановыми технологиями в пределах госпрограммы по замещению импорта металлов. Сырье для экспериментов поставляет Австралия.

В 2019 году компании, вовлеченные в проект, вышли на технологию, которая позволяет значительно сократить энергоемкость и снизить себестоимость на 50%, а полученная продукция является намного более экологичной. Разработчики заявляют, что первый в мире экспериментальный завод, который будет работать по новой технологии в промышленных масштабах, уже находится на финальной стадии запуска.

В Украине тоже есть предприятие, которое занимается разработкой новой технологии. И, по оценкам специалистов, украинцы на два шага опережают Южную Корею.

Почему украинцы решили работать самостоятельно? Речь идет о первой частной титановой компании «Велта», которая 10 лет назад построила горно-обогатительный комплекс с нуля. По словам директора предприятия Андрея Бродского, в последние годы на всех международных конференциях топ-темой было то, что эра титановой губки прошла, а будущее – за порошковой металлургией и 3D-принтингом.

Титановая губка, сырье для выплавки титанового проката, представляет собой легкие шарики диаметром 1,5–2 см, качество которых вручную проверяют на конвейере три-четыре приемщицы и складывают в 200-литровые бочки с плотной изоляцией. А выплавка проката идет в большой электрической печи, в которой сырье наплавляют вертикально сверху, а сама заготовка выходит из печи снизу.
Порошковая металлургия и 3D-принтинг гораздо экологичнее и требуют меньше электроэнергии: на принтере можно сразу печатать готовые детали.

На конференциях новые технологии поддерживают все, кроме представителей «Корпорации ВСМПО-Ависма», которая специализируется на готовой продукции из титана. Россияне отмечают, что замены титановой губки никогда не будет. А тем временем в Свердловской области развивают одну из самых мощных свободных экономических зон «Титановая долина».

Украинская «Велта», после нескольких неудачных попыток купить новейшие западные технологии, пришла к выводу, что может работать самостоятельно. Основу инновационной группы составили научные сотрудники «Крымского титана», которые покинули полуостров сразу после незаконного референдума 2014 года.

«Мы создали свою команду, начали вкладывать деньги в оборудование, зарплаты ученых, в разработки. И достигли гораздо лучших результатов, чем другие. Корейцы, насколько я понимаю по публикациям, идут тем же путем, что и мы. Только они получили 9–10 кг металлического порошка, пригодного для 3D-принтинг, а мы в прошлом месяце получили 250 кг, и получаем его уже полупромышленным способом», – сообщил Андрей Бродский. Сегодня компания проектирует новый завод под разрабатываемую сейчас технологию.

Титан может заменить целый ряд изделий из алюминия и нержавеющей стали, рынок которых сейчас составляет 100 млн тонн в год. Страна, которая первой создаст новую технологию, получит конкурентные преимущества и завоюет новые рынки и промышленные ниши.

Каковы перспективы титановой отрасли в Украине? Украина имеет все предпосылки первой осуществить технологический прорыв в переработке титана, но для этого необходима поддержка государства. Недавно Анатолий Амелин, один из основателей Украинского института будущего, рассказал о Стратегии титановой отрасли Украины до 2030 года. В ней рассматриваются три сценария.

Первый – «Стагнация и экологическая угроза». Именно по ним сейчас развивается отечественная титановая отрасль. Происходит падение добычи, переработки и экспорта. Действующие месторождения истощаются, а лицензии на новые практически не выдаются. Некоторые компании, обладающие необходимыми лицензиями, никаких работ не проводят и даже не планируют. Падение производства на титано-магниевом комбинате истощает технологическое оборудование и ставит его под угрозу аварийной остановки, что может привести к выбросу хлора в воздух.

Второй – «Государственное стимулирование». Для него необходимо принять Государственную целевую программу, где предусмотреть шесть первоочередных шагов. Упростить доступ к недрам, для чего принять, наконец, новый Кодекс о недрах. Ввести фискальное стимулирование – отменить импортные пошлины и НДС на оборудование для добычи титанового сырья; ввести налог на выведенный капитал.

Также пригодится льготное кредитование, ведь сегодня кредиты для бизнеса в Украине выдаются под 20% годовых, в то время как, например, в соседней Польше – под 5%. Кроме этого, отрасль нуждается в: предоставлении государственных гарантий для привлечения финансирования; экспортной поддержке и продвижении «титанового» бренда Украины в мире; создании государством условий для развития свободных экономических зон, технопарков, R&D-центров и инкубаторов.

«Мы детально изучали, как работает Академия наук Украины, там не более 10% бюджета идет на новые исследования. В каталогах, которые они публикуют, прорывных открытий нет. Поэтому нам надо с нуля создавать систему инноваций, систему частных R&D- центров, например, по опыту Израиля – гранты, налоговая поддержка, госзаказ. Это должно стать частью целенаправленной государственной политики, которая ставит задачи и контролирует их выполнение», – объясняет свою позицию Анатолий Амелин. Второй сценарий позволит отрасли не дойти до экологической катастрофы и несколько увеличит выпуск продукции.

Третий – «Технологический прорыв», но он возможен лишь при реализации второго сценария. Тогда удешевление производства титана позволит Украине на полную мощность задействовать всю свою титановую инфраструктуру, создать новые производства и десятки тысяч новых рабочих мест, расширить рынки сбыта, привлечь миллиарды долларов инвестиций.

Экономический эффект от реализация каждого из сценариев в последующие 10 лет может быть следующий: в первом случае – «минус» $1,05 млрд ВВП; во втором – «плюс» $7 млрд ВВП; в третьем – «плюс» $92 млрд ВВП.

Почему Украина не может остановить деиндустриализацию? В правительстве уже рассматривали предложенную стратегию развития титановой отрасли и в целом поддержали определенные меры. Вот только есть одна проблема – как это сделать. Ни один политик или чиновник не может или не хочет брать на себя ответственность, чтобы остановить деиндустриализацию.

За почти 30 лет независимости в Украине так и не появился закон, регламентирующий функционирование и развитие промышленности. Даже определения, что такое «промышленность», – нет. Министерство по вопросам стратегических отраслей промышленности только сейчас готовит соответствующий документ.

«В проектах мы определим, что такое «промышленность», что такое «высокотехнологичная отрасль промышленности», что такое «технологический уклад» – все это до сих пор не определено. Много лет средства якобы на поддержку высокотехнологичных отраслей направлялись в сырьевые отрасли. Мы договорились с депутатами экономического комитета ВР, что предоставим проект им на ознакомление, а затем, после процедуры согласования в КМУ, будем выносить в зал», – рассказал Виталий Немилостивый, заместитель министра Минстратегпрома.

Пока не будет закона, чиновники должны опираться на постановление правительства по развитию промышленности Украины. Оно уже подготовлено ​​и передано на обсуждение отраслевым ведомствам. Там прописано, что такое «стратегическая отрасль промышленности», «продукция стратегических отраслей промышленности», приводится перечень таких отраслей и распределение их между министерствами. В перечне есть и титан: добыча – как горная отрасль, переработка, двуокись титана – как химическая, титановая губка и прокат – металлургическая часть. Все вместе они входят в зону ответственности Минстратегпрома.

Около пяти лет правительства Украины разрабатывали стратегию развития промышленности. Осенью этого года специалисты Минэкономики ее доработали и отправили «по кругу» на согласование, и в Минстратегпром она пришла со многими замечаниями. Самой интересной стала фраза в части финансового обеспечения реализации этой стратегии: «в средствах из государственного бюджета не нуждается». Так что вряд ли какие-либо промышленные программы будут реализованы в ближайшее время.

По словам Виталия Немилостивого, реализация промышленной стратегии будет зависеть от активности общественных специалистов, научных центров, народных депутатов. Последние заняли активную позицию по бюджету, и, возможно, всем вместе им удастся убедить руководство правительства и президента страны изменить подходы к промышленному потенциалу страны.

Первым шагом может стать улучшение условий для привлечения внутренних инвестиций. На рассмотрении парламента во втором чтении находится проект бюджета, куда можно внести поправки по уменьшению налогообложения. На втором чтении – также законы «О локализации производства» и «О государственной поддержке инвестиционных проектов со значительными инвестициями», то есть о так называемых инвестнянях. Также на рассмотрении находится и законопроект о свободных экономических зонах. А в постановлении правительства по поддержке отраслей на 2021–2023 годы есть направления по поддержке R&D-центров и предприятий по изготовлению титановых изделий.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в нашем Telegram-канале Mind.ua и ленте Google NEWS