В конце января мир закипал от возмущения из-за «прививочного национализма». На давосском Всемирном экономическом форуме прозвучало множество упреков в адрес США, Великобритании, Евросоюза и Канады, сгребших с рынка дефицитные COVID-вакцины для нужд своего населения.
Международное недовольство эгоистичным поведением богатых демократий активизировало авторитарные режимы Индии, Китая и России. Они принялись раздавать нуждающимся странам свои вакцины, порой задаром и в ущерб собственному населению. Куда и с какой целью направляются миллионы доз индийских, китайских и российских вакцин, разбирался Mind.
На территории Индии до пандемии было размещено 60% мировых мощностей по производству вакцин. И в январе 2021 года у Нью-Дели появились большие объемы самого востребованного в мире ресурса – препаратов от COVID. Индийский фармгигант Serum Institute форсированными темпами принялся выпускать вакцину Covishield в партнерстве с европейским конгломератом AstraZeneca. А компания Bharat Biotech – вакцину Covaxin.
Получив ценный препарат, Нью-Дели 20 января 2021 года объявил о запуске дипломатической миссии Vaccine Maitri («вакцинная дружба»), пообещав обеспечить дешевой или бесплатной вакциной 60 стран. На прошлой неделе правительство Индии отчиталось об отправке в дружественные государства 23 млн доз препарата. Свыше трети этого объема – 6,4 млн доз – вакцины были отданы бесплатно.
«Индия увидела возможность улучшить свой имидж. Ее темпы производства вакцины AstraZeneca на уровне 2,5 млн доз в день позволяют стране бесплатно делиться этим препаратом с соседями. Под громкие фанфары самолеты с грузом индийских вакцин были приняты в Непале, Бангладеш, Мьянме, на Мальдивах, Шри-Ланке, Сейшелах и в Афганистане», – пишет New York Times.
Этот широкий жест подвергся яростной критике. Многие индийские политики и активисты выразили мнение, что страна могла бы подарить вакцину собственному населению, страдающему от пандемии и бедности. Однако эксперты по международной политике считают «вакцинную дипломатию» умным ходом, который должен помочь Индии вернуть в свою орбиту Непал и другие соседние государства, выходившие из ее сферы влияния и сближавшиеся с ее более богатым региональным соперником Китаем.
«Нью-Дели проявил политическую волю и дипломатическую чуткость. Он выгодно использовал оказавшиеся в его руках козыри. Раздача вакцин должна помочь ему нормализовать натянутые отношения с ближайшими соседями – Непалом, Бангладеш и Шри-Ланкой», – пишет Deutsche Welle.
В категорию «китайская вакцина» входят два различных препарата от компаний Sinovac и Sinopharm. Обе эти вакцины созданы из деактивированного или «убитого» вируса и в некоторых регионах мира имеют негативный имидж. Так, в Латинской Америке их репутация пострадала из-за эксцентричного президента Бразилии Жаира Болсонару, который отказался от планов по закупке вакцин у Пекина, сославшись на нежелание превращать свой народ в «подопытных кроликов».
Популяризаторами китайских COVID-вакцин неожиданно стали лидеры двух европейских стран. Президент не входящей в Евросоюз Сербии Александр Вучич в январе сделал прививку препаратом Sinofarm, тем самым продемонстрировав Китаю дружбу и доверие. После этого Сербия получила 1,5 млн доз китайских вакцин для своего 7-миллионного населения и вырвалась на второе место в Европе (после Британии) по темпам вакцинации.
Вслед за Александром Вучичем доверие Пекину высказал премьер-министр Венгрии Виктор Орбан, заказав для своей 10-миллионной страны 5 млн доз китайской вакцины, несмотря на то что она не одобрена в ЕС. Это решение Орбан объяснил тем, что Евросоюз медленно проводил вакцинацию, и венгры ощущали себя в «комнате ожидания».
Китай, имея меньшие, чем у Индии, возможности по производству вакцин, решил стать донором для столь же обширного количества стран. Министерство иностранных дел КНР сообщило, что направит вакцинную помощь в 59 развивающихся государств мира. В начале февраля 200 000 доз препарата Sinopharm прибыло в Зимбабве, 900 000 доз – в Перу, и 10 млн доз получил Глобальный фонд COVAX, созданный Всемирной организацией здоровья для обеспечения вакцинами стран с низким и средним доходом.
По подсчетам гонконгского издания South China Morning Post, Китай к 9 февраля отгрузил другим странам не менее 46 млн доз вакцины, а для нужд своего огромного населения потратил лишь 40,52 млн доз. Это меньше, чем в США, где было сделано свыше 50 млн прививок.
Когда в августе 2020 года президент России Владимир Путин объявил о создании первой в мире вакцины от COVID под названием «Спутник-V», международное сообщество восприняло эту новость скептически. Российскую вакцину высмеивали и называли опасной. Однако отношение к ней стало серьезным 1 февраля, после того как британский медицинский журнал The Lancet написал, что испытания препарата «Спутник-V» на 20 000 добровольцах подтвердили его высокую 91,6%-ную эффективность и безопасность.
На следующий день после публикации в The Lancet о желании приобрести российскую вакцину сообщила Колумбия, и западные СМИ приписали России крупную дипломатическую победу.
«Латинская Америка, считавшаяся геополитическим «подбрюшьем» Вашингтона, обратилась к Москве за помощью в борьбе с пандемией. Шесть стран региона – Аргентина, Боливия, Мексика, Никарагуа, Парагвай и Венесуэла – уже одобрили использование «Спутник-V». И ближайший союзник Соединенных Штатов в регионе – Колумбия тоже собирается принять российскую вакцину. Такой поворот для многих стал сюрпризом, так как колумбийские политики тесно связаны с Республиканской партией США и не так давно открыто критиковали Путина за вмешательство в дела Латинской Америки», – написало американское агентство CNN.
Американский фармацевтический гигант Pfizer также поставляет COVID-вакцины в большинство стран Латинской Америки, однако они вдвое дороже ($19,5 за дозу против $10 за дозу «Спутник-V»). К тому же американские вакцины требуют экстремально низких температур для хранения. А главный недостаток Pfizer в том, что она не может покрыть все потребности региона в вакцине.
Москва намерена в ближайшее время нарастить выпуск «Спутник-V», задействовав производственные мощности Индии и Южной Кореи. К 18 февраля российскую «геополитическую» вакцину одобрили к применению 29 стран мира, в том числе Сербия, Венгрия, Алжир, Тунис, Иран, Ливан, Казахстан, Узбекистан и Беларусь.