Весь мир осуждает события в небе над Беларусью, где самолет ирландской компании Ryanair, следовавший из Афин в Вильнюс 23 мая, был вынужден сделать экстренную посадку из-за сообщения о минировании на борту. Позднее власти Беларуси заявили, что получили информацию об угрозе взрыва самолета от представителей ХАМАС (палестинское исламское движение в секторе Газа. – Mind) по электронной почте, поэтому затребовали посадку лайнера. Чтобы сделать это требование еще более убедительным, в воздух был поднят истребитель белорусских ВВС. Позднее ХАМАС выступил с опровержением своей причастности к инциденту.
После проверки, которая не выявила никаких взрывоопасных предметов на борту, пассажиры продолжили свой путь, кроме двоих – в Минске был задержан основатель признанного экстремистским в этой стране Telegram-канала НЕХТА, координатора летних белорусских протестов, журналист Роман Протасевич и его девушка.
Это породило вполне правдоподобную версию, что все происшедшее от начала до конца было операцией белорусских спецслужб, чтобы добраться до журналиста, который последние годы проживал в ЕС. Его задержание и особенно способ, как это было сделано, вызвали жесткую реакцию дипломатических ведомств стран ЕС и авиационных властей.
Международная организация гражданской авиации (ICAO) получила заявку на приостановление полетов над территорией Беларуси. Уже есть информация, что будет рекомендовано закрытие авиапространства над РБ для европейских авиакомпаний. Украина, Литва, Великобритания Британия уже это сделали. Также санкции последуют в отношении авиакомпании «Белавиа»
Наиболее пострадавшей в этой ситуации (если, конечно, не считать самого Протасевича) оказалась компания Ryanair, которая столкнулась с валом критики. Началось все с обывательских рассуждений в соцсетях на тему, могли ли пилоты «дотянуть до Вильнюса», до которого было 10 минут лета, и советов игнорировать истребитель. Заметим, что все это исключено: международные правила четко определяют приоритетность команд за диспетчерами страны, над которой происходит полет. А сопровождение ВВС – как бы ни хотелось усмотреть в этом произвол диктатора – обычная практика при угрозе теракта, предусмотренная введенным после 9/11/2011 протоколом ICAO. Этот протокол предписывает сбивать борт, который не подчиняется указаниям с земли и с пилотом которого установлен визуальный контакт с борта ВВС.
Затем, по мнению пользователей, Ryanair якобы очень долго не выходила с официальной реакцией – точнее, около семи часов – все то время, что самолет и его пассажиры находились «на осмотре» в Минске. Спустя 40 минут после приземления в Вильнюсе компания выпустила коммюнике, которое превысило все предыдущие огрехи. Релиз сухо перечислял поданные белорусскими властями факты о потенциальной угрозе безопасности на борту и полученном указании свернуть к ближайшему аэропорту – Минску. Не было ни слова о задержании двух пассажиров, ничего об истребителе, а также умалчивался тот факт, что к аэропорту Вильнюса было ближе.
Так ропот недовольства превратился в громкое возмущение – авиакомпанию обвинили чуть ли не в пособничестве преследованиям оппозиционеров и клялись массово игнорировать ее услуги. Куда менее многочисленная категория людей, имеющая основания опасаться за свою свободу и благополучие в некоторых странах, анализировала риски повторения такого инцидента.
Позднее авиаперевозчик отредактировал заявление, ужесточив его и назвав актом воздушного пиратства. Не известно, было ли это сделано под влиянием волны критики либеральных граждан, возмущенных беззубостью изначальной реакции, или рекомендацией политиков, посоветовавших авиаперевозчику посмотреть на ситуацию под другим углом.
«Ryanair осуждает незаконные действия белорусских властей, которые перенаправили вчера (23 мая) рейс Ryanair FR4978 в Минск, это было актом авиационного пиратства», – пояснили в компании. Исполнительный директор авиакомпании Ryanair Майкл О'Лири назвал вынужденную посадку в Минске самолета Ryanair, летевшего рейсом Афины – Вильнюс, «захватом, которое спонсировало государство» и прямо назвал его причину – желание задержать журналиста.
Несмотря на быстрое «переобувание в полете», осадок у клиентов Ryanair или их части, безусловно, останется. Будет ли он дорогостоящим – маловероятно. Компания – один из ведущих европейских лоукостеров, и цена билета может оказаться важнее принципов для большинства людей.
Mind вспомнил несколько подобных кейсов.
В 2013 году самолет президента Боливии Эво Моралеса, летевший из Российской Федерации, был вынужден приземлиться в Вене, так как Франция и Португалия неожиданно запретили ему пролет через свое воздушное пространство.
Причина была не в самом Моралесе, а подозрении, что он укрывает на своем борту бывшего сотрудника ЦРУ Эдварда Сноудена, который опубликовал разоблачительные материалы об американских спецслужбах. Было известно, что на момент визита Моралеса тот также находился в Москве.
На борту самолета Сноудена не оказалось – это пришлось лично подтвердить президенту Австрии Хайнцу Фишеру. После этого коридор «президентскому борту» был открыт. Латинская Америка выразила возмущение действиями европейских властей.
Насколько известно, Сноуден проживает в России и по сей день.
В ноябре 2016 года Служба безопасности Украины развернула рейс белорусской авиакомпании «Белавиа». До воздушного пространства Беларуси оставалось 50 км. Причина таких экстраординарных мер была в находящемся на борту пассажире, который подозревался в участии/организации «антимайдана», гражданине Армении Армене Мартиросяне.
Позже белорусская сторона обнародовала запись переговоров экипажа с украинским авиадиспетчером, из которой следовало, что самолет требовали посадить под угрозой применения истребителей. Украина эту угрозу опровергла.
Белорусский МИД вручил представителю Украины ноту протеста в связи с действиями СБУ и потребовал официальных извинений, а также возмещения убытков. Петр Порошенко в телефонном разговоре с Александром Лукашенко принес извинения.
Армен Мартиросян был отпущен и улетел в Минск следующим рейсом.
23 февраля 2010 года был принужден – под угрозой истребителей ВВС Ирана – к выполнению посадки на юге страны пассажирский самолет авиакомпании Kyrgyz Airways, следовавший из Дубая в Бишкек.
С рейса был снят путешествующий по поддельному паспорту лидер суннитской организации «Джундалла», подозревавшейся в связях с «Аль-Каидой» Абдулмалек Риги.
Риги был арестован, самолет проследовал далее по рейсу.
Ни одна из сторон, в том числе Киргизия, к действиям иранских властей претензий не предъявила. Абдулмалек Риги был приговорен к смертной казни и повешен в тегеранской тюрьме.
22 февраля текущего года частный самолет, на котором находился бывший первый зампредправления ПриватБанка Владимир Яценко, вылетел из Днепра, но вместо Вены, как планировалось, приземлился в Борисполе.
Причиной изменения курса стало согласованное генпрокурором Ириной Венедиктовой сообщение о подозрении в отношении Яценко, который является фигурантом дела НАБУ о злоупотреблениях в ПриватБанке.
Спустя два дня Владимир Яценко вышел из-под стражи под залог в 52,2 млн грн.
«Дело вагнеровцев» – а точнее, дело о провале самой известной операции украинских спецслужб – объект международного расследования и головная боль Офиса Президента, представителей которого подозревают в утечке информации.
Целью операции было масштабное задержание нескольких десятков лиц, причастных к боевым действиям на Донбассе. Украинские спецслужбы от имени частной военной компании вербовали боевиков якобы для охраны нефтяных вышек в Венесуэле. Лететь они должны были по маршруту Москва-Минск-Стамбул-Гавана-Каракас.
По дороге самолет должны были посадить в Украине и задержать боевиков. Причиной внеплановой посадки самолета планировалось назвать резкое ухудшение состояние здоровья одного из пассажиров.
Операция была сорвана из-за утечки информации на самом высоком уровне – боевики остались в Минске.