Пшеница по 5000 гривен за тонну при себестоимости 8000 грн/т, подсолнечник – 9000 грн/т против 22000 в прошлом году, ячмень – ниже уровней безубыточности. В некоторых особенно сложных областях, таких как Николаевская, пшеницу готовы забрать не больше чем за 2000 гривен.
Цены на новый, с таким трудом доставшийся урожай, не покрывают затрат на его выращивание и не имеют тенденций к росту. Почему так произошло и чем это чревато, разбирался Mind.
В зависимости от культуры цены ниже прошлогодних на 30-50%. Их уровень тем ниже, чем дальше от западной границы находится фермерское хозяйство.
Так, если недалеко от пропускных пунктов цена ячменя составляет около $240 (свыше 8500 грн) /т, то на Юге фермеру предлагают мнее1000 грн /тонна.
Падение происходит не только в зерновом, но и в масличном сегменте, который в последние годы был неизменно благополучным. Если в прошлом году цены на семечку превышали 22 000 грн/т, то в этом – максимум 12 000 грн/т, а в некоторых регионах были зафиксированы предложения на уровне 8000 грн/т.
Связано это со снижением количества переработчиков и ограниченными возможностями экспорта у оставшихся в строю МЭЗов.
Как отмечает замдиректора Национального научного центра «Институт аграрной экономики» Николай Пугачев, из-за оккупации территорий на Востоке и Херсонской области расположенные там маслоперерабатывающие предприятия не будут задействованы в производстве в этом сезоне и это снижает закупочные цены на сырье.
Восстановили работу 15 маслоэкстракционных заводов, что составляет пятую часть довоенных мощностей. Еще 20 могут быть запущены, но их эксплуатация ограничена невозможностью сбыта продукции. В отличие от зерна, для масла европейский рынок недостаточен, производителям критически важно открытие портов, чтобы возобновить отгрузки в Индию и Китай.
По словам генерального директора ассоциации «Укролияпром» Степана Капшука, если до вторжения ежесуточный объем переработки подсолнечника в Украине составлял 50-70 тыс. т то сейчас возобновившие работу ОЭЗ могут перерабатывать только 10-15 тыс. т.
Параллельно активизировался экспорт подсолнечника – в июне было экспортировано 537 000 тонн скорее всего в дальнейшем темпы уменьшаться, так как заводы в Европе и Турции летом традиционно останавливаются на регламентные ремонты.
Июнь и июль, когда на рынок начинает массово поступать новое зерно, а трейдеры распродают остатки предыдущего – традиционно период минимальных цен.
Обычно сельхозпроизводители стараются придержать продукцию как минимум до августа, когда становится понятен реальный объем урожая, его качество, и формируется справедливая стоимость. В этом году такой возможности нет.
Излишек урожая 2021 года давит на рынок, темпы экспорта просели в несколько раз из-за блокады портов, логистика подорожала – все эти риски отминусовываются от закупочной цены у фермера. В результате вычитания остается сумма, которая в некоторых случаях делает экономически нерациональной даже уборку урожая.
В относительно выгодных условиях оказались производители кукурузы, уборка которой начинается уже осенью и таким образом есть надежда, что к тому времени наладится ситуация с портами и соответственно – с закупочными ценами.
Придержать урожай до улучшения конъюнктуры могут сельхозпроизводители, у которых а) есть в наличии элеваторы или доступ к таковым; б) они успели их разгрузить в первой половине сезона, пока экспорт не был вынужденно остановлен. Этим характеристикам соответствуют единицы аграриев. Остальные вынуждены принимать сложившиеся условия.
Большое количество сельхозпроизводителей, их региональная разобщенность и разные стартовые условия, наличие кредитов, не позволяют сформировать едино минимальное ценовое предложение и придерживаться его. Напротив, трейдеры более объединены и могут действовать скоординировано, выдерживая собственную рентабельность. По неофициальным данным участников рынка она составляет 17%.
Также не работают себе в убыток и логистические компании. Так цена доставки тонны зерновых с Востока до границы обходится в 120 $/ тонна и еще минимум $60 – непосредственно в порт Констанца.
Учитывая сложности с логистикой сложно назвать этот тариф чрезмерным. Так, на подъезде к порту Рени образуется очередь из нескольких тысяч фур с зерном, в то время как порт может обработать менее 700 в сутки.
Жалобы на тяжелое положение, низкие цены, погоду – это обычная стратегия фермеров. И хотя в этом году они полностью соответствуют действительности, справедливо будет дополнить, что прошлый сезон был для украинских аграриев сверхудачным. Из-за физического снижения урожая цены на большинство культур были близки к рекордным и позволили фермерам сформировать финансовый резерв.
Будет ли его достаточно чтобы закупить удобрения, семена, дизельное топливо и компенсировать провальный сезон станет понятно уже в конце лета, по мере разворачивания посевной кампании под озимыми культурами.
Помимо финансового фактора, угрожающие прогнозы на будущее формирует и риск физической недостачи мощностей по хранению.
Прогнозы урожая 2022 года находятся в диапазоне 50-70 млн тонн. Пшеницы – 16,5 млн тонн против довоенных 28 млн тонн. Украина располагает коммерческими зернохранилищами емкостью 65 млн тонн, 20% из них остались на оккупированных территориях. Если рынок не будет разгружен, то даже при радикальном снижении урожая страна столкнется с дефицитом мощностей для хранения зерна и вопрос «зачем выращивать новое?» останется без ответа.
В этом случае внутренний рынок может ощутить первые признаки дефицита отдельных культур и товаров, а глобальные потребители поймут, что голод нынешнего сезона был только разминкой.