Министерство финансов 2 августа провело очередное размещение военных облигаций и привлекло 3,1 млрд грн. Это третий аукцион с того момента, как Минфин наконец принял решение повысить доходность ОВГЗ. До середины июля средневзвешенная ставка по проданным облигациям составляла от 9,5 до 11% в зависимости от срока их обращения. Теперь средняя доходность размещенных бумаг колеблется от 10 до 16%.
Минфин повышает ставки по ОВГЗ не от хорошей жизни. Нацбанк уже не раз заявлял о том, что финансирование дефицита госбюджета за счет эмиссии не приведет ни к чему хорошему. Например, в своем недавнем макропрогнозе НБУ указал эмиссию в числе ключевых рисков, которые могут отрицательно повлиять на темпы восстановления украинской экономики. Кроме того, осенью для Украины наступает период пиковых выплат по внешним долгам. Поэтому правительство нуждается в деньгах как никогда остро.
На фоне проблем с наполнением бюджета ситуация с госдолгом как-то отошла на второй план. Тем не менее кредитная нагрузка на Украину приобретает угрожающие размеры. К сожалению, Министерство финансов до сих пор не обнародовало данные о размере госдолга за шесть месяцев 2022 года. Но даже за январь–май его объем достиг почти 3 трлн грн ($101 млрд). Это около 55% номинального ВВП Украины за 2021 год.
Предельным значением, превышение которого угрожает государству дефолтом, считается госдолг на уровне 60% ВВП. Этот критерий был утвержден в 1992 году в рамках Маастрихтского договора, который подписали государства Европейского союза. Так что мы уже очень близки к точке отсечения.
Также над Украиной нависает вполне реальная угроза, что она не сможет погасить очередные платежи по «старым» долгам.
Данные: Ukraine Economic Outlook
Предстоящий объем внешних выплат в сентябре составит $2,3 млрд, это будет пиковое значение за весь 2022 год. Из этой суммы свыше половины нужно заплатить держателям украинских еврооблигаций. Треть сумма – возврат кредитной задолженности перед МВФ. Впрочем, это не все. В октябре–декабре Украине предстоит вернуть зарубежным кредиторам еще порядка $2,4 млрд. Для воюющей страны такие суммы – тяжкое бремя.
«На сегодняшний день любая сумма выплат будет критична как минимум для бюджета, который находится в жестком дефиците. Разрушение инфраструктуры, высочайшие затраты на армию, социальные платежи в условиях слабых поступлений и ограниченной внешней помощи делают погашение внешних долгов роскошью», – считает Андрей Шевчишин, руководитель аналитического отдела ForexClub и Libertex.
Кабинет Министров уже обратился за отсрочкой на выплату очередной порции задолженности к держателям украинских еврооблигаций. Правительство просило сдвинуть срок погашения бумаг на два года, до 2024 года, и на такое же время заморозить все выплаты по евробондам. Кредиторы согласились потерпеть, но только до конца 2023 года. Такая уступка, тем не менее, позволит Украине сэкономить на внешних выплатах почти $3 млрд.
Не забываем, что есть еще Международный валютный фонд (МВФ), один из крупнейших кредиторов Украины. С ним, по идее, правительство тоже может попытаться договориться об отсрочке. Но представитель фонда Джерри Райс пару недель назад сделал непрозрачный намек и заявил: МВФ очень надеется на то, что Украина продолжит обслуживать свой долг.
А еще глава НБУ Кирилл Шевченко в интервью Reuters сообщил, что до конца 2022 года Украина намерена подписать с МВФ соглашение о финансировании на сумму до $20 млрд, которое необходимо для стабилизации экономики. Будет странно, если в свете таких глобальных планов украинская власть начнет просить МВФ об уступках.
Также предстоит рассчитываться с держателями валютных ОВГЗ. Портфель гособлигаций, который скупили нерезиденты, в принципе, не очень большой, около $2 млрд по состоянию на 2 августа. Но ведь по нему все равно нужно платить купон. Или вести переговоры о пролонгации.
Ситуация усложняется тем, что рейтинги Украины находятся на преддефолтном уровне. Такую оценку уже присвоили нашей стране рейтинговые агентства Fitch и Standard & Poor’s (S&P). Вдобавок НАК «Нафтогаз Украины» объявил дефолт по своим еврооблигациям. Об отсрочке по евробондам попросили «Укрэнерго» и «Укравтодор».
И хотя заимствования этих корпораций непосредственно к госдолгу не относятся, такая картина все равно формирует впечатление о плачевном финансовом состоянии Украины среди инвесторов. Разумеется, это сильно усложнит любые переговоры с ними.
«По сути, сейчас в руках кредиторов находится вопрос объявления дефолта по украинским долгам. И только лишь от доброй воли кредиторов зависит, будет или нет отсрочка считаться дефолтом. Особенно это касается корпоративного долга и долгов госкорпораций», – говорит Андрей Шевчишин.
Параллельно правительство пытается перекрыть «старые» долги за счет новых заимствований. Правда, для этой цели подходит только внутренний рынок. Внешние займы для Украины, увы, пока что недоступны.
Но с ОВГЗ ситуация не такая радужная, как хотелось бы. Несмотря на то что Минфин поднял доходность гособлигаций, этого все равно мало. Например, в ходе аукционов 26 июля и 2 августа желаемая доходность, которую озвучивали потенциальные покупатели, достигала 20–24% годовых. Но Минфин, похоже, пока не готов платить столько.
Поэтому крупнейшим держателем госбумаг по-прежнему остается Нацбанк. Его портфель ОВГЗ за июль вырос еще на 5%, или на 25 млрд грн. Так что эмиссия продолжается.
Что еще интересно: Минфин выплачивает по внутренним долгам больше, чем привлекает денег. С 24 февраля по 1 августа объем выплат на 31 млрд грн превысил сумму заимствований.
Данные: НБУ
Получается, что форпостом последней надежды остаются иностранные доноры. Именно на их деньги рассчитывает правительство. По информации Нацбанка, в течение марта–июля Украина получила от зарубежных партнеров почти $13 млрд. Также в первых числах августа 1 млрд евро нам выделил Евросоюз. Как объяснил премьер-министр Денис Шмыгаль, это лишь часть пакета помощи в размере 9 млрд евро для Украины в условиях войны. Пообещали поддержать Украину Япония и Канада: объем их помощи составит $100 млн и $350 млн соответственно.
Так что деньги действительно поступают. «В первые дни июля ситуация с международным финансированием улучшилась, и реального выделения средств стало больше», – уверяет Мария Репко, заместитель директора Центра экономической стратегии.
Но нюанс в том, что все эти суммы Украина не может бездумно пускать на латание дыр в бюджете и на покрытие долгов. Помимо этого, из всей финансовой помощи порядка 57% – кредиты. А значит, их тоже когда-то придется возвращать.
«В результате остается несколько вариантов. Первый – рефинансировать долг за счет новых займов, но свободный рынок для нас закрыт, ставки заоблачные, да и покупателей не будет. Второй – реструктуризация долга или отсрочка по выплатам. Третий – дефолт без обязательств, который разрушит отношения с кредиторами на будущее. Четвертый – активизировать внутренние займы через повышение ставок. Пятый – выпрашивать помощь у партнеров», – резюмирует Андрей Шевчишин.