»нфл€ци€ за 30% и ¬¬ѕ на 35% в Ђминусеї: что сулит новый макропрогноз от ЌЅ”

»нфл€ци€ за 30% и ¬¬ѕ на 35% в Ђминусеї: что сулит новый макропрогноз от ЌЅ”

 ак украинска€ экономика переживет войну и справитс€ с ее последстви€ми

÷ей матер≥ал також доступний украњнською
»нфл€ци€ за 30% и ¬¬ѕ на 35% в Ђминусеї: что сулит новый макропрогноз от ЌЅ”
‘ото: пресс-служба ЌЅ”

Ќациональный банк под конец июл€ опубликовал большой инфл€ционный отчет. ¬ нем ЌЅ” не только подробно анализирует данные по инфл€ции и описывает причины ценовых катаклизмов в ”краине, но и дает долгосрочный макропрогноз, моделиру€ ситуацию в отечественной экономике вплоть до 2024 года. “ак что, по подсчетам регул€тора, ждет отечественную экономику, а значит – бизнес и граждан?

„то происходит с ценами?

Ќацбанк напомнил, что в июне потребительска€ инфл€ци€ в ”краине в годовом выражении достигла 21,5%. √лавной причиной такого резкого роста цен стали боевые действи€ и последстви€, к которым они привели. ¬ частности, по данным ЌЅ”, ключевой вклад в инфл€цию сделали:

  • нарушение цепочек снабжени€ (логистики);
  • сокращение предложени€ отдельных товаров;
  • увеличение издержек бизнеса;
  • физическое разрушение производственных мощностей и инфраструктуры;
  • временна€ оккупаци€ отдельных территорий ”краины.

 роме этого, на ускорение темпов инфл€ции вли€ет сохранение высоких цен на энергоносители в мире (цена газа в «ападной ≈вропе в конце июл€ вновь превысила $2000 за 1000 куб. м) и рекордные темпы роста потребительских цен в странах, которые €вл€ютс€ торговыми партнерами ”краины (в июне инфл€ци€ год к году в —Ўј составила 9,1%, в ≈— – 8,6%).

—реди факторов, которые сдерживают инфл€цию, Ќацбанк называет:

  • удержание тарифов на газ и тепло дл€ населени€;
  • фиксаци€ курса гривны (хот€ напомним, что 21 июл€ ЌЅ” ослабил официальный курс на 25%);
  • избыточное предложение сельхозпродукции на внутреннем рынке из-за блокировки морских портов.

„то будет с ценами в 2022–2024 годах?

–ассчитывать на замедление темпов инфл€ции пока что не приходитс€. ѕо оценкам ЌЅ”, помимо упом€нутых факторов в ближайшие мес€цы сохран€ютс€ высокие риски атак на объекты инфраструктуры и производственные мощности в городах ”краины, что будет подрывать логистику и повышать угрозы дл€ бизнеса.  роме того, в ближайшие полгода-год сохран€тс€ высокие мировые цены на энергоносители, прежде всего на газ.

¬ св€зи с этим ЌЅ” констатирует, что, несмотр€ на жесткие монетарные услови€, регул€рные валютные интервенции и валютные ограничени€, инфл€ци€ по итогам 2022 года неизбежно превысит 30%. ’от€, по оценкам Ќацбанка, могло быть еще хуже. Ќо сдержанный потребительский и инвестиционный спрос будут в некоторой степени способствовать замедлению инфл€ции.

»того, учитыва€ последстви€ войны и значительный вклад в повышение административных цен (прежде всего, речь о тарифах ∆ ’), инфл€ци€ в 2023 году снизитс€ до 20,7%, а в 2024 году – до 9,4%. ¬озврат к целевому уровню около 5% произойдет не ранее 2025 года.

»зменение индекса потребцен год к году, %

»нфл€ци€ за 30% и ¬¬ѕ на 35% в Ђминусеї: что сулит новый макропрогноз от ЌЅ”

ƒанные: √осстат и ЌЅ”

 ак все это отразитс€ на экономике?

ќбщий макропрогноз Ќацбанка не особо утешительный: экономика ”краины сократитс€ как минимум на треть в 2022 году и частично нивелирует эти потери в 2023–2024 годах.

–езкое снижение экономической активности ЌЅ” объ€сн€ет тем, что с начала войны треть предпри€тий приостановила де€тельность из-за физических разрушений их производственных мощностей, оккупации территорий, развала логистики и массовой миграции населени€, котора€ привела к оттоку трудовых ресурсов. ¬ итоге, по итогам ≤ квартала 2022 года ¬¬ѕ ”краины упал на 15,1% год к году.

¬ апреле наметилось оживление экономической активности, и к началу лета не функционировало лишь 14% предпри€тий по всей стране. ¬ то же врем€ ЌЅ” отмечает падение загруженности производственных мощностей в св€зи с сокращением спроса, общим ухудшением бизнес-климата и ограниченным доступом к финансированию. ѕоэтому экономика продолжала падать, и во ≤≤ квартале снижение ¬¬ѕ достигло 40% год к году.

ѕо оценкам Ќацбанка, с 2023 года наметитс€ постепенное возобновление потребительского спроса, восстановление технологических и логистических процессов, оживление инвестиционной де€тельности, в том числе, благодар€ евроинтеграционным перспективам ”краины. “ем не менее темпы роста экономики ”краины в 2023–2024 годах состав€т около 5–6% в год.

»зменение реального ¬¬ѕ ”краины в 2020–2024 годах, %

»нфл€ци€ за 30% и ¬¬ѕ на 35% в Ђминусеї: что сулит новый макропрогноз от ЌЅ”

ƒанные: √осстат и ЌЅ”

ƒва возможных сценари€

ѕрогнозы Ќацбанка выстроены на двух сценари€х.

ѕервый, базовый, можно назвать сдержанно оптимистичным. —огласно этому сценарию, падение ¬¬ѕ ”краины в 2022 году составит 33,4%, в 2023 году будет рост на 5,5%, в 2024 году – на 4,9%.

¬ своих оценках ЌЅ” основываетс€ на том, что:

  • уже с 2023 года существенно сниз€тс€ военные риски;
  • возобновитс€ работа морских портов;
  • начнетс€ рост потребительской активности;
  • активизируютс€ иностранные и внутренние инвесторы;
  • будет восстанавливатьс€ рынок труда и наметитс€ рост зарплат;
  • увеличитс€ объем международной финансовой помощи, что позволит Ќацбанку наращивать валютные резервы (с $21 млрд на начало 2023 года до $29 млрд к концу 2024 года);
  • ЌЅ” сможет выключить печатный станок и вернутьс€ к плавающему курсу гривны.

¬торой сценарий более пессимистичен. ќн напр€мую св€зан с возможным зат€гиванием военного конфликта. ѕо мнению ЌЅ”, есть веро€тность, что риски дл€ безопасности ”краины сохран€тс€ на высоком уровне вплоть до IV квартала 2023 года.

Ёто повлечет за собой проблемы как с экспортом, так и импортом; обострение миграционных настроений населени€; сдерживание процессов, св€занных с послевоенным восстановлением разрушенной инфраструктуры и жиль€; давление на обменный курс гривны и, как результат, на золотовалютные резервы.

¬ итоге, согласно альтернативному сценарию, ¬¬ѕ ”краины в 2022 году упадет на 34,5%, в 2023 году вырастет лишь на 2%, а в 2024 году – на 5,6%.  роме того, сохран€тс€ существенные темпы инфл€ции. ≈сли в базовом сценарии по итогам 2024 года рост потребцен не выйдет за пределы 10%, то в альтернативном сценарии инфл€ци€ достигнет 21%.

–езюмиру€, Ќацбанк отмечает, что по основным макроэкономическим параметрам альтернативный сценарий не сильно отличаетс€ от базового. ѕрежде всего, это св€зано с тем, что он предусматривает такие же существенные объемы внешней помощи и возобновление сотрудничества с ћ¬‘.

ќбъем международной финансовой помощи ”краине с 24 феврал€ 2022 года, $ млрд

»нфл€ци€ за 30% и ¬¬ѕ на 35% в Ђминусеї: что сулит новый макропрогноз от ЌЅ”

ƒанные: ЌЅ”

¬ то же врем€ при зат€гивании военного конфликта угрозы дестабилизации в этом сценарии существенно возрастают, что вынудит власти примен€ть жесткие административные инструменты: регулирование цен, сдерживание тарифов, фиксаци€ обменного курса, эмиссионное финансирование бюджетного дефицита. ѕодобные меры неизбежно замедл€т восстановление ”краины, что вместе с недостаточным объемом международной помощи только ухудшит экономическую ситуацию в стране.

—ледите за актуальными новост€ми бизнеса и экономики в нашем Telegram-канале Mind.ua
ѕроект использует файлы cookie сервисов Mind. Ёто необходимо дл€ его нормальной работы и анализа трафика.ѕодробнее’орошо, пон€тно