По данным ООН, на 8 августа 2022 года за пределами Украины находилось более 6,3 млн беженцев. Многие украинцы выехали еще в конце февраля – начале марта. То есть они пребывают вне пределов нашей страны около полугода.
Почему важно обратить внимание на этот срок? Потому что есть такое понятие, как налоговое резидентство. Простыми словами – это юрисдикция, в которой физлицо оплачивает налоги со своих доходов.
Согласно украинскому законодательству (ст. 14 Налогового кодекса), гражданин Украины, который находится за границей более 183 дней, становится налоговым резидентом той страны, в которой он проживает. Разумеется, это правило не является повсеместным и из него есть исключения. Тем не менее многие беженцы с сентября 2022 года могут стать налоговыми резидентами Германии, Чехии, Австрии и других стран, даже не подозревая об этом. Кому, где и какие налоги, возможно, придется платить, разбирался Mind.
Это физлицо, которое декларирует и платит налоги (прежде всего, речь идет об НДФЛ – налоге на доходы) по месту своего постоянного пребывания или проживания. Причем не стоит путать резидентство с гражданством. Это разные вещи. Равно как украинец может быть налоговым резидентом, скажем, Словакии, так и словак – налоговым резидентом Украины.
Теперь нужно разобраться, в чем разница между пребыванием и проживанием (здесь и далее мы исходим из норм украинского законодательства). Если у налогоплательщика есть жилье, в котором он зарегистрирован или которое он арендует на длительный срок, это считается местом его постоянного проживания. При этом украинская Государственная налоговая служба (ГНС) присваивает статус налогового резидента Украины даже тем гражданам, у которых есть постоянное жилье в нескольких странах.
В то же время, если человек не живет в одном месте постоянно (переезжает из одного съемного жилья в другое), но пребывает в отдельно взятой стране более чем 183 дня подряд, ему присваивается статус налогового резидента этой страны исходя из его постоянного пребывания.
Впрочем, на статус налогового резидента влияет еще один критерий. А именно такое понятие, как центр жизненных интересов. «Это наличие семейных и социальных связей, бизнес-деятельности, политической и культурной активности», – уточняет Валерий Ефремов, адвокат адвокатского объединения «АСА Групп». Скажем, человек имеет постоянную работу или бизнес за пределами Украины, ему принадлежит недвижимость где-нибудь на Французской Ривьере и т. д. В таком случае его тоже могут признать налоговым резидентом, даже без учета тех самых 183 дней.
Вышеперечисленные критерии применяются не только в Украине, но и во многих других государствах. Например, Болгария, Польша, Венгрия, Литва, присваивая статус налогового резидента, отталкиваются от времени пребывания физлица в стране либо же обращают внимание на его экономическую и деловую активность.
А вот в Германии, Латвии, Эстонии, Молдове, Турции, Грузии и Чехии такой критерий, как центр жизненных и экономических интересов, отсутствует. И для обретения статуса налогового резидента достаточно прожить на территории государства 183 дня в году.
Некоторые страны в вопросе налогового резидентства решили пойти беженцам навстречу. Налоговая служба Польши до конца войны не будет признавать украинцев польскими налоговыми резидентами за исключением случаев, когда украинец самостоятельно изъявил желание стать налоговым резидентом Польши. Ирландская налоговая приняла решение, что наемные работники украинских компаний, которые находятся в Ирландии и работают удаленно, не будут становиться налоговыми резидентами Ирландии.
В то же время есть государства, которые используют вынужденный переезд из Украины как повод заставить беженца платить налоги. «В Италии, например, достаточным основанием для налогового резидентства является регистрация места проживания лиц, получивших временную защиту, в местном муниципалитете. При этом соответствие другим критериям не требуется», – приводит пример Алена Палий, юрист Stron Legal Services.
Налоговая Португалии тоже считает, что переселенец становится налоговым резидентом автоматически после получения временной защиты и налогового номера, подразумевая, что беженец будет проживать на территории Португалии свыше 183 дней.
По идее можно просто дождаться, пока местные налоговые инспекторы постучатся в дверь и попросят заплатить налоги. Но лучше этого не делать. И вот почему.
«Может возникнуть ситуация, когда гражданин Украины, пребывая в Германии (как пример. – Mind) работает удаленно на украинскую компанию и получает доход. Таким образом он станет объектом рассмотрения налоговых органов страны пребывания», – говорит Олег Щербак, адвокат, эксперт по таможенному делу Delta International Services.
Это может привести к тому, что беженец со своего дохода заплатит налоги сразу в двух местах: в Украине и в той стране, в которой он в данный момент проживает.
Чтобы этого не произошло, во-первых, между Украиной и страной пребывания должна быть подписана Конвенция об избежании двойного налогообложения (с той же Германией такой документ заключен). Во-вторых, украинцу следует обратиться за консультацией в налоговую службу той страны, в которой он находится. Вполне возможно, что придется встать на налоговый учет, что и будет фактом присвоения статуса налогового резидента иностранного государства.
«В итоге физлицо должно будет отчитываться о доходах в налоговую службу страны пребывания и уплачивать налог в соответствии с местными процедурами», – предупреждает Алена Палий.
Юристы предупреждают: даже по истечению 183 дней остается вероятность, что ГНС и дальше будет считать беженца налоговым резидентом Украины.
«Все украинцы, как правило, имеют зарегистрированное место проживания в Украине («прописку»). Соответственно, налоговая рассматривает их в качестве налоговых резидентов Украины. Поэтому приобретение статуса налогового резидента в иностранном государстве не влечет за собой утрату этого же статуса для ГНС», – рассказывает Валерий Ефремов.
Чтобы этого не произошло, нужно предоставить украинским налоговикам подтверждение своего проживания в другой стране. Например, документы об аренде жилья. Либо же разрешение на долгосрочное/постоянное пребывание, которое выдает консульство или госорганы, курирующие вопросы миграции.
Если же так случилось, что налоги уплачены дважды – в стране пребывания и в Украине, где работодатель снял с зарплаты НДФЛ, – можно попытаться вернуть часть этой суммы.
До 1 мая 2023 года (это год, который следует за налоговым 2022 годом) необходимо подать в украинскую налоговую декларацию о доходах. «В ней содержится требование к украинской налоговой службе о возврате излишне уплаченного НДФЛ. К декларации следует добавить справку о сумме уплаченного налога и сбора, а также о базе и/или объекте налогообложения, выданную налоговым органом другой страны. Стоит также учитывать, что указанная справка подлежит легализации в соответствующей стране, например, путем проставления апостиля», – объясняет Алена Палий.
Правда, есть шанс, что украинцев за границей при наличии документально подтвержденного статуса беженца вообще не будут признавать налоговыми резидентами других государств.
«Существует мнение (но оно пока не имеет официальной подоплеки) о том, что действие норм об условиях определения лица налоговым резидентом страны пребывания останавливается до окончания чрезвычайных событий – военных действий в Украине», – говорит Олег Щербак.
Украинское Министерство финансов даже отправило запрос в Европарламент, чтобы тот озвучил единую позицию по вопросу налоговой резидентности украинских беженцев. Так что остается дождаться разъяснений со стороны ЕС.