В понедельник, 5 сентября, 47-летняя Лиз Трасс была избрана новым лидером Консервативной партии Великобритании. Ее назначение на пост премьер-министра Соединенного Королевства завершит двухмесячный вакуум власти, вызванный уходом 7 июля Бориса Джонсона после череды скандалов, о которых писал Mind.
Лиз Трасс избрали как преданную сторонницу Джонсона. Поэтому в Великобритании ее называют «Борисом Джонсоном 2.0» и ожидают от нее продолжения прежней политики – дружественной к Украине и жесткой по отношению к россии.
Также Лиз Трасс часто называют второй «железной леди», находя в ней много общих черт с легендарной Маргарет Тетчер, и «флюгером», припоминая, как она легко меняла политические взгляды исходя из того, куда дует ветер.
Mind собрал самые яркие факты из политической жизни Лиз Трасс.
В студенческие годы Лиз Трасс изучала политику и философию в Оксфорде и была президентом университетской Либерально-демократической партии. На этом поприще она активно выступала за легализацию марихуаны и свержение монархии в Великобритании. Так, на партийной конференции 1994 года в Брайтоне под аплодисменты соратников Трасс произнесла резонансную речь о том, что «мы не верим, что люди рождены, чтобы править».
После университета Лиз Трасс сменила левые политические взгляды на правые и вступила в Консервативную партию, где уже лестно высказывалась о членах королевской семьи, подчеркивая их «необходимость» для страны.
Свои юношеские антимонархические выступления Лиз Трасс объясняет тем, что была «профессиональным спорщиком» и ей хотелось «всколыхнуть устои». В недавних интервью она призналась, что «почти сразу пожалела» по поводу произнесенных в 1994 году слов о королевской семье и назвала их ошибкой.
«Люди могут знать обо мне, что у меня немного сомнительное прошлое, – цитирует Washington Post оправдания Лиз Трасс, произнесенные в этом году перед консерваторами. – Мы все совершаем ошибки, у всех нас были подростковые злоключения, и это было мое. Кто-то увлекается сексом, наркотиками и рок-н-роллом, а я была в либерал-демократах. Мне жаль».
Лиз Трасс с 2000 года замужем за финансистом Хью О'Лири, с которым познакомилась в 1997-м на одной из конференций Консервативной партии. Семейная пара воспитывает двух дочерей.
В 2006 году, когда Лиз Трасс упорно пыталась избраться в парламент, ее политическая карьера чуть было не пошла под откос из-за вскрывшейся информации о внебрачных связях с женатым депутатом парламента Марком Филдом. На фоне скандальных публикаций в британских СМИ 12-летний брак Марка Филда распался. Однако Лиз Трасс и Хью О'Лири сохранили свою семью.
Лиз Трасс получила обширный опыт работы на руководящих постах в британском парламенте, членом которого стала с третьей попытки после победы на выборах в 2010 году. С сентября 2012-го она работала помощником министра образования, а в июле 2014 года Лиз Трасс в возрасте 38 лет стала самой молодой женщиной-министром за всю историю Великобритании. Она возглавила Министерство по вопросам окружающей среды, продовольствия и сельского хозяйства.
В июле 2016 года Лиз Трасс заняла объединенные должности министра юстиции и лорд-канцлера, а в июне 2017-го – перешла на пост главного секретаря казначейства. Далее в июле 2019-го Лиз Трасс возглавила Министерство внешней торговли, а в сентябре 2019 года дополнительно заняла должность министра по делам женщин и равенству.
Наконец в сентябре 2021-го она возглавила британское Министерство иностранных дел. Это стало ее шестой руководящей должностью в правительстве при трех сменивших друг друга премьер-министрах: Джеймсе Кэмероне, Терезе Мэй и Борисе Джонсоне.
В 2016 году Лиз Трасс занимала министерскую должность в правительстве Кэмерона и была рьяным противником Брекзита – кампании по выходу Великобритании из Евросоюза.
«Я думаю, что британцы – разумные люди. Они в принципе понимают, что экономически Великобритании было бы лучше остаться в реформированном ЕС», – заявляла Лиз Трасс за несколько недель до проведения голосования по Брекзиту.
Однако после итогов референдума она стала высказываться о независимости все более и более одобрительно и в 2019 году вошла в правительство организатора Брекзита Бориса Джонсона – уже с репутацией твердого сторонника британской независимости от ЕС, а также «флюгера», меняющего свои взгляды в зависимости от направления политического ветра.
«В ретроспективе я проголосовала бы за Брекзит, поскольку он дал нашей стране огромную свободу и гибкость, которых у нас не было раньше, – рассказала Лиз Трасс в декабре прошлого года.
На вопросы журналистов о вероисповедании Лиз Трасс называет себя христианкой, но молящейся нечасто.
«Я разделяю ценности христианской веры и Церкви Англии, но я не регулярно практикующая религиозная личность», – приводит слова Лиз Трасс издание Evening Standard.
В июне лидеры Церкви Англии раскритиковали решение британского правительства о депортации нелегальных мигрантов самолетами в Руанду для прохождения там процесса рассмотрения их запросов о предоставлении убежища в Соединенном Королевстве.
«Это наш позор, поскольку наше христианское наследие должно вдохновлять нас обращаться с просителями убежища милосердно, честно и справедливо, как мы поступали на протяжении веков», – говорится в письме, подписанном группой епископов Лондона, Дарема, Эксетера, Бирмингема и Манчестера.
Лиз Трасс будучи министром иностранных дел резко отвергла их критику, назвав в интервью Sky News депортационную политику Британии «абсолютно законной», «совершенно нравственной» и эффективной.
Во время международных поездок в должности главы МИД Лиз Трасс копировала риторику, манеры и стиль одежды Маргарет Тетчер, чтобы мировые СМИ заговорили о ней как о новой «железной леди».
Так, во время визита в Эстонию в декабре 2021 года, Лиз Трасс проехалась на танке с британским флагом неподалеку от российской границы, что журналисты сочли подражанием поездке Маргарет Тэтчер на танке в ФРГ в 1987 году.
Посетив российскую столицу в начале февраля 2022 года, Лиз Трасс появилась на Красной площади в меховой шапке и пальто, полностью скопировав гардероб, в котором фотографировалась «железная леди» в москве в 1987 году.
Во главе британского МИДа Лиз Трасс проявила себя ярой противницей политики кремля. В ноябре 2021 года она обвиняла москву в создании «постыдного искусственного» кризиса мигрантов на белорусско-польской границе. А в начале февраля 2022 года после встречи с ней глава МИД россии Сергей Лавров сообщил, что российско-британские дипломатические отношения «почти достигли дна».
Эксперты полагают, что дно может быть пробито, указывая на ужесточение риторики Лиз Трасс. После начала полномасштабного российского вторжения она заявляла, что поддержит британцев, которые отправятся в Украину помогать местным военным. Также она призывала конфисковать российские активы и отмечала, что российскую экономику следует вернуть в «советскую эпоху».
Лиз Трасс была одним из немногих политиков, поддерживавших Бориса Джонсона, который попал в политический шторм из-за вечеринок во время пандемии коронавируса. Она продолжала работать в кабинете министров до момента сложения Джонсоном премьерских полномочий. Только после этого Лиз Трасс выдвинула свою кандидатуру на премьерский пост, став седьмым претендентом.
В начале избирательной борьбы за пост главы правительства Великобритании Лиз Трасс не входила в число фаворитов, но в итоге она обошла соперников и оказалась в финале вместе с министром финансов Риши Сунаком. Ей удалось переманить избирателей на свою сторону благодаря обещаниям снизить налоги, несмотря на надвигающийся экономический кризис.
По результатам голосования среди членов правящей Консервативной партии она набрала 81 326 голосов (57,5%) и уверенно обошла Риши Сунака, получившего 60 399 голосов.
Лиз Трасс приняла управление страной, катящейся к экономической катастрофе. Ей предстоит справляться с рекордным ростом цен в Великобритании, социальным напряжением, энергетическим кризисом в разгар зимы, а также противостоять агрессии рф в Украине.
По словам политического комментатора Эндрю Марра, давление на нового лидера будет нарастать, и Лиз Трасс либо «подтвердит ожидания» экспертов и потерпит фиаско как премьер, либо станет «одним из величайших политических гениев нашего времени».
«Никто из британских премьер-министров на протяжении всей моей жизни не вступал в должность при таком уродливом и жутком наборе взаимосвязанных кошмаров – галопирующей инфляции, энергетического кризиса, забастовок и войны», – подчеркнул Эндрю Марр.