Кабинет Министров на заседании 6 декабря утвердил постановление №1363, нормы которого позволяют во время действия военного положения проводить внеплановые проверки бизнеса. Несмотря на то что формально для проведения таких проверок нужен повод, их перечень изложен в таких широких и обтекаемых формулировках, что при желании под них можно подогнать практически любую инспекцию.
Так, контрольно-ревизионные мероприятия возможны при наличии угрозы:
Постановление вступило в силу 10 декабря. Именно с этой даты проверяющие имеют право наносить внеплановые визиты предпринимателям.
Mind разобрался, на каком основании могут проводиться внеплановые проверки и какими будут последствия при нарушениях.
Мораторий на проверки и его эволюция. Формально, с 24 февраля 2022 года в Украине действует мораторий на проверки бизнеса. Но если изначально запрет был практически тотальным, то со временем Верховная Рада и Кабмин начали мораторий постепенно ослаблять.
Уже 3 марта парламент принял закон №2118-IX, который вводил табу на любые налоговые проверки. Причем, налоговики должны были остановить в том числе и те ревизионные мероприятия, которые уже были начаты.
Вскоре после этого, 13 марта, Кабинет Министров утвердил постановление №303, которое также запрещало плановые и внеплановые проверки в условиях военного положения. В этом постановлении было сделано лишь одно исключение: правительство разрешило внеплановые меры государственного надзора в отдельных сферах для предотвращения неконтролируемого роста цен на товары, имеющих высокую социальную значимость. Насколько известно Mind, несмотря на теоретическую возможность, в этой сфере к драконовским мерам прибегать не пришлось: предприятия пищепрома, из тех, что оставались на плаву, проявили редкую сознательность и удерживали цены, параллельно отгружая продукты в рамках гуманитарной помощи.
В конце мая вступил в силу закон №2260-IX, который дал налоговикам право проводить камеральные, фактические и документальные внеплановые проверки. И вот в декабре Кабмин разблокировал внеплановые проверки своим постановлением №1363.
О значимости этой новации красноречиво свидетельствует, в том числе, реакция на нее Европейской Бизнес Ассоциации (EBA). Она опубликовала заявление, в котором выразила надежду, что это решение не будет использоваться контролирующими органами «…как инструмент давления на прозрачный бизнес».
Кто может проверять бизнес и по какому поводу? Несмотря на то что текст правительственного постановления, по сути, состоит из одного абзаца, этот документ скрывает ряд неприятных моментов для бизнеса.
Во-первых, Кабмин разрешил проводить проверки всем без исключения контролирующим органам. «В Украине могут проводить внеплановые проверки более 40 центральных органов и областных государственных администраций, и около 400 территориальных контролирующих органов», – говорит Игорь Ясько, управляющий партнер юридической компании Winner.
В их число входят Государственная налоговая служба, Госслужба по вопросам труда, Государственная экологическая инспекция, Государственная служба по чрезвычайным ситуациям и т. д.
«Но не все так плохо. Проверки могут назначаться лишь «на основании решений центральных органов исполнительной власти, обеспечивающих формирование государственной политики в соответствующих областях». Скажем, внеплановую налоговую проверку имеет право назначить только ГНС Украины – высший налоговый орган», – приводит пример Евгений Рияко, управляющий партнер юридической компании Riyako&Partners.
Во-вторых, в правительственном документе отсутствует четкая формулировка и перечень оснований для проведения проверок. То есть при желании любой ревизор может найти причину для визита к предпринимателю, который якобы нарушает права своих клиентов или любых третьих лиц.
«Это может быть что угодно: неправильно установленный генератор с нарушением противопожарных норм, невыплата зарплаты, нарушение условий труда, опасные условия на производстве, невыдача определенных средств на вредном производстве и прочее», – рассказывает Игорь Ясько.
Какие полномочия имеют проверяющие? Еще одна плохая новость для предпринимателей заключается в том, что инспекторы из одной и той же госструктуры могут приходить с проверкой по разным причинам. Иными словами, один и тот же инспектор может контролировать вопросы, которые на первый взгляд не входят в сферу его ответственности.
«К примеру, право на проведение инспекционного посещения по поиску нетрудоустроенных может получить Госслужба труда. Она имеет для этого сразу два основания: нарушение прав работников и нарушение Хартии Сообщества об основных социальных правах трудящихся (эта Хартия принята в Страсбурге 9 декабря 1989 года. – Mind)», – объясняет Евгений Рияко.
Госэкоинспекция будет прежде всего ссылаться на то, что проверка связана с защитой окружающей среды. В то же время проверяющие могут аргументировать свой приход и защитой интересов государства, которое печется об экологии и борется с теми, кто ее загрязняет.
Налоговые инспекторы в ходе своих проверок отталкиваются от того, что налогоплательщики-уклонисты наносят ущерб государственному бюджету. Впрочем, при необходимости фискалы могут оправдывать свои действия тем, что они в том числе действуют в интересах государственной безопасности.
Как происходит проверка? Алгоритм самой проверки может быть следующим (конкретные действия проверяющих зависят от отдельно взятой ситуации и сферы государственного контроля):
1. Некий государственный орган получает жалобу от физического лица. Пусть это будет покупатель, который приобрел в одном из супермаркетов испорченное молоко. Магазин отказался вернуть деньги за некондиционный товар, поэтому обиженный покупатель пожаловался в Госслужбу по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей (Госпродпотребслужба).
«Указанный в новой редакции постановления пункт (об основаниях для проведения проверок. – Mind) дублирует абзац 5 части 1 статьи 6 Закона № 877-V, где указывается, что внеплановые проверки проводятся по обращению физических лиц, которые считают, что эти пункты были нарушены и предоставили доказательства (при наличии)», – объясняет Игорь Ясько.
2. Руководство Госпотребслужбы рассматривает эту жалобу и выписывает инспекторам направление на проведение контрольно-ревизионного мероприятия.
3. Проверяющие отправляются в супермаркет, выясняют все обстоятельства произошедшего инцидента исходя из того, что указано в жалобе, находят нарушения и применяют санкции (выносят предупреждение, налагают штраф).
Это упрощенно-бытовой сценарий, который обойдется компании в относительно небольшой штраф и куда более затратные потраченные человекочасы персонала на общение с инспекторами.
В случае с более масштабными нарушениями либо мнимой или реальной угрозы национальной безопасности последствия для бизнеса будут более дорогими и серьезными – вплоть до остановки деятельности.
Как проверяющие наказывают за нарушения? Несмотря на военное положение, бизнес, допускающий нарушения, не освобождается от последствий, хотя инспекторы могут принимать во внимание некоторые смягчающие обстоятельства.
Например, скорее всего, непредвзятые инспекторы будут снисходительны к предприятию, которое в результате боевых действий потеряло свои активы и не могло своевременно платить налоги либо выплачивать зарплату сотрудникам. Но каждый такой факт проверяющие будут изучать индивидуально и на свое усмотрение решать, штрафовать предпринимателя или нет, что само по себе создает коррупционный риск.
Хорошая новость в том, что при наложении санкций проверяющие обязаны учитывать обстоятельства форс-мажора. «Например, штрафы за нарушение трудового законодательства по ст. 265 КЗоТ во время военного положения не применяются. Но при этом условием является исполнение в полном объеме и в установленные сроки предписаний об устранении выявленных нарушений», – говорит Игорь Ясько.
Админштраф, несмотря на это, все равно заплатить придется. За фактический допуск работника к трудовой деятельности без оформления договора штраф составит от 8500 до 17 000 грн, а за прочие нарушения трудового законодательства – от 510 до 1700 грн.
С налоговыми нарушениями похожая ситуация. В случае если налогоплательщик в виду форс-мажора не может вовремя уплатить налоги или подать отчетность, он освобождается от санкций. Но только при условии, что он отчитается перед налоговой не позднее, чем в течение 6 месяцев после отмены военного положения. Если предприниматель самостоятельно устранит нарушения, связанные с занижением сумм налогового обязательства, его тоже освобождают от уплаты штрафа. В противном случае при доначислении налогового обязательства придется заплатить штраф в размере 10–50% неуплаченной суммы.
Что делать, если действия проверяющих вызывают вопросы? Предприниматель либо компания, которые не согласны с результатами внеплановой проверки, всегда могут оспорить ее результаты в административном порядке (то есть обратиться к руководству того госоргана, который отправлял инспекторов) либо же в суде.
Стоит учитывать, что судебные процессы в нынешней ситуации могут затянуться на месяцы. Кроме того, истцу, который решит оспорить действия проверяющих, придется доказать, что допущенные им нарушения – это не злой умысел, а объективные обстоятельства, связанные с войной.