Министерство финансов отчиталось о выполнении государственного бюджета за 2022 год. Результаты на первый взгляд оказались лучше, чем ожидалось. По данным Минфина, поступления в общий фонд госбюджета составили 1,49 млрд грн. В законе «О Государственном бюджете на 2022 год» была заложена сумма доходов общего фонда в размере 1,21 млрд грн. При этом дефицит госказны составил 911 млрд грн против прогнозного дефицита в размере 1497 млрд грн. Уменьшить «дыру» в бюджете позволили поступления от международных партнеров.
Впрочем, главным источником доходов госбюджета по-прежнему являются налоги. И вот с ними не все так гладко. В 2022 году внутренний НДС принес казне 213 млрд грн (118% плана), импортный НДС – 253 млрд грн (59% плана), поступления от НДФЛ составили 148,4 млрд грн (99% плана), а от налога на прибыль предприятий – 117 млрд грн (74% плана). Это ключевые бюджетообразующие налоги, которые в целом отражают ситуацию с его наполнением. Что касается таможенных платежей, то их объем в 2022 году составил 301 млрд грн, или всего лишь 57% плана.
В 2023 году вопрос наполнения госказны будет стоять очень остро. Финансовые запасы у бизнеса заканчиваются, многие предприятия сворачивают свою работу, в том числе из-за повреждений энергетической инфраструктуры.
Поэтому деньги из налогоплательщиков будут «выдавливать» административными методами (проверки, доначисления обязательств и т. д.), за счет усиления контроля и урезания льгот. И хотя масштабную налоговую реформу Кабинет Министров и депутаты пока не анонсировали, с приходом 2023 года уже вступили в силу многие поправки в налоговое законодательство. Кроме того, важные налоговые изменения запланированы и на первое полугодие.
Налоговые ставки, привязанные к минимальной зарплате. Размер минимальной зарплаты, к которой привязана ставка единого налога плательщиков второй группы, с 1 января 2023 года не изменился. Повышение минималки произошло еще 1 октября 2022 года, она выросла с 6500 грн до 6700 грн. Поэтому СПД 2-й группы в наступившем году так и будут продолжать платить 1340 грн единого налога (20% минимальной зарплаты).
Это же касается и единого соцвзноса (ЕСВ), который уплачивают предприниматели за себя и за наемных сотрудников. Ставка ЕСВ – 22% минимальной зарплаты. Соответственно, ежемесячный платеж по единому соцвзносу в 2023 году составит не менее 1474 грн. Год назад, для сравнения, бизнес платил минимум 1430 грн ЕСВ каждый месяц.
Новое в налоговой отчетности. С 1 января 2023 года произошли изменения в налоговой декларации об имущественном состоянии и доходах для СПД. Они предусмотрены приказом Минфина № 143 от 17 мая 2022 года. Теперь предприниматели на общей системе:
Авансовые платежи по налогу на прибыль для обменных пунктов. В ноябре 2022 года Верховная Рада приняла законопроект №7655 (теперь это закон №2720-IX), нормы которого предполагают обязательную уплату налога на прибыль авансом для обменных пунктов. Причем размер таких платежей является фиксированным.
Начиная с 1 января 2023 года, собственники обменников за каждую точку по обмену валют будут обязаны осуществлять ежемесячные платежи в размере:
При этом в течение 2023 года к этим платежам применяются специальные коэффициенты, благодаря которым авансовые взносы будут несколько ниже. В период с 1 января до 30 июня корректирующий коэффициент составит 0,33, а с 1 июля и по 31 декабря включительно – 0,66.
Все уплаченные в течение года авансовые взносы будут зачтены в счет уменьшения итогового налога на прибыль, который получат обменные пункты.
Налогообложение КИК. В рамках борьбы с вымыванием капитала из Украины в низконалоговые юрисдикции (офшоры) с 2022 года действуют правила налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний (КИК). Это юридические лица, которые зарегистрированы за пределами нашей страны, но при этом контролируются резидентами Украины.
С 2023 года бенефициары КИК обязаны подавать в налоговые органы годовую отчетность о принадлежащих им иностранных структурах и полученной прибыли.
Отчет о КИК подается одновременно с годовой декларацией об имущественном положении и доходах (если контролер – физлицо) или с налоговой декларации по налогу на прибыль предприятий (если бенефициар – юрлицо). В 2023-м такой отчет необходимо подавать за 2022 год. При этом штрафные санкции и пеня за недостоверные данные о КИК в 2023 году применяться пока что не будут.
Отмена некоторых налоговых льгот. С 1 января 2023 года произошло упразднение налоговых льгот для нескольких сфер экономики. А именно, завершился срок освобождения от уплаты НДС операций:
Новые правила блокировки НДС-накладных. Кабмин в очередной раз внес изменения в порядок регистрации НДС-накладных / расчетов корректировки. Соответствующие поправки закреплены постановлением правительства №1428, оно вступает в силу 11 января.
Главные новшества заключаются в следующем:
Напомним, что в октябре 2022 года Кабмин принял постановление №1154 с изменениями в процедуре регистрации НСД-накладных. После этого налогоплательщики начали массово жаловаться на то, что Государственная налоговая служба (ГНС) блокирует накладные без видимых на то причин.
Налоговые стимулы для возрождения энергоотрасли. Буквально на днях – 3 января – вступил в силу закон №2836-ІХ, нормы которого направлены на то, чтобы ускорить восстановление разрушенной и поврежденной энергетической инфраструктуры.
Этим законом внесены поправки в Налоговый кодекс, которые в частности предусматривают:
Налоговые инициативы на ближайшие месяцы. Помимо тех изменений, что уже вступили в силу, депутаты и правительство запланировали и другие изменения в налоговое законодательство. К слову, часть из них Украина обязалась выполнить в рамках обновленной программы сотрудничества с Международным валютным фондом.
Помимо этого, профильный комитет парламента по налогам уже выступил с инициативой полного «оцифровывания» работы ГНС. Для реализации этого проекта будут разработаны электронные сервисы, которые позволят отслеживать оборот подакцизных товаров, дадут возможность налогоплательщикам-физлицам подавать декларацию о доходах со своего смартфона и существенно упростят процесс возмещения НДС. Главная цель – снизить влияние человеческого фактора на процесс администрирования налогов и полностью убрать коррупционные риски.