Новые налоги: за что и сколько нужно платить в 2023-м

Новые налоги: за что и сколько нужно платить в 2023-м

И каким образом будет меняться фискальная политика в течение года

Цей текст також доступний українською This text is also available in English
Новые налоги: за что и сколько нужно платить в 2023-м

Министерство финансов отчиталось о выполнении государственного бюджета за 2022 год. Результаты на первый взгляд оказались лучше, чем ожидалось. По данным Минфина, поступления в общий фонд госбюджета составили 1,49 млрд грн. В законе «О Государственном бюджете на 2022 год» была заложена сумма доходов общего фонда в размере 1,21 млрд грн. При этом дефицит госказны составил 911 млрд грн против прогнозного дефицита в размере 1497 млрд грн. Уменьшить «дыру» в бюджете позволили поступления от международных партнеров.

Впрочем, главным источником доходов госбюджета по-прежнему являются налоги. И вот с ними не все так гладко. В 2022 году внутренний НДС принес казне 213 млрд грн (118% плана), импортный НДС – 253 млрд грн (59% плана), поступления от НДФЛ составили 148,4 млрд грн (99% плана), а от налога на прибыль предприятий – 117 млрд грн (74% плана). Это ключевые бюджетообразующие налоги, которые в целом отражают ситуацию с его наполнением. Что касается таможенных платежей, то их объем в 2022 году составил 301 млрд грн, или всего лишь 57% плана.

В 2023 году вопрос наполнения госказны будет стоять очень остро. Финансовые запасы у бизнеса заканчиваются, многие предприятия сворачивают свою работу, в том числе из-за повреждений энергетической инфраструктуры.

Поэтому деньги из налогоплательщиков будут «выдавливать» административными методами (проверки, доначисления обязательств и т. д.), за счет усиления контроля и урезания льгот. И хотя масштабную налоговую реформу Кабинет Министров и депутаты пока не анонсировали, с приходом 2023 года уже вступили в силу многие поправки в налоговое законодательство. Кроме того, важные налоговые изменения запланированы и на первое полугодие.

Налоговые ставки, привязанные к минимальной зарплате. Размер минимальной зарплаты, к которой привязана ставка единого налога плательщиков второй группы, с 1 января 2023 года не изменился. Повышение минималки произошло еще 1 октября 2022 года, она выросла с 6500 грн до 6700 грн. Поэтому СПД 2-й группы в наступившем году так и будут продолжать платить 1340 грн единого налога (20% минимальной зарплаты).

Это же касается и единого соцвзноса (ЕСВ), который уплачивают предприниматели за себя и за наемных сотрудников. Ставка ЕСВ – 22% минимальной зарплаты. Соответственно, ежемесячный платеж по единому соцвзносу в 2023 году составит не менее 1474 грн. Год назад, для сравнения, бизнес платил минимум 1430 грн ЕСВ каждый месяц.

Новое в налоговой отчетности. С 1 января 2023 года произошли изменения в налоговой декларации об имущественном состоянии и доходах для СПД. Они предусмотрены приказом Минфина № 143 от 17 мая 2022 года. Теперь предприниматели на общей системе:

  • будут заполнять новую форму с расчетом подлежащих к уплате сумм по НДФЛ и военному сбору, а также указывать доход от продажи имущества – объектов недвижимости, транспортных средств и т. д.;
  • будут производить расчет общего минимального налогового обязательства, в него входят налог на землю, налог с дохода за продажу выращенного урожая, НДФЛ, военный сбор с зарплаты наемных работников. Это требование касается тех СПД, которые имеют в пользовании землю сельхозназначения – владеют угодьями или арендуют их.

Авансовые платежи по налогу на прибыль для обменных пунктов. В ноябре 2022 года Верховная Рада приняла законопроект №7655 (теперь это закон №2720-IX), нормы которого предполагают обязательную уплату налога на прибыль авансом для обменных пунктов. Причем размер таких платежей является фиксированным.

Начиная с 1 января 2023 года, собственники обменников за каждую точку по обмену валют будут обязаны осуществлять ежемесячные платежи в размере:

  • трех минимальных зарплат (20 100 грн), если обменный пункт находится в населенном пункте, где проживает свыше 50 000 человек;
  • одной минимальной зарплаты (6700 грн), если обменный пункт находится в населенном пункте, где проживает менее 50 000 человек.

При этом в течение 2023 года к этим платежам применяются специальные коэффициенты, благодаря которым авансовые взносы будут несколько ниже. В период с 1 января до 30 июня корректирующий коэффициент составит 0,33, а с 1 июля и по 31 декабря включительно – 0,66.

Все уплаченные в течение года авансовые взносы будут зачтены в счет уменьшения итогового налога на прибыль, который получат обменные пункты.

Налогообложение КИК. В рамках борьбы с вымыванием капитала из Украины в низконалоговые юрисдикции (офшоры) с 2022 года действуют правила налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний (КИК). Это юридические лица, которые зарегистрированы за пределами нашей страны, но при этом контролируются резидентами Украины.

С 2023 года бенефициары КИК обязаны подавать в налоговые органы годовую отчетность о принадлежащих им иностранных структурах и полученной прибыли.

Отчет о КИК подается одновременно с годовой декларацией об имущественном положении и доходах (если контролер – физлицо) или с налоговой декларации по налогу на прибыль предприятий (если бенефициар – юрлицо). В 2023-м такой отчет необходимо подавать за 2022 год. При этом штрафные санкции и пеня за недостоверные данные о КИК в 2023 году применяться пока что не будут.

Отмена некоторых налоговых льгот. С 1 января 2023 года произошло упразднение налоговых льгот для нескольких сфер экономики. А именно, завершился срок освобождения от уплаты НДС операций:

  • по ввозу в Украину некоторых товаров, которые использовались в области кинематографии;
  • по ввозу в Украину отдельных товаров субъектами космической отрасли;
  • по проведению научно-исследовательских и исследовательско-конструкторских работ для нужд космической сферы;
  • по поставке программной продукции.

Новые правила блокировки НДС-накладных. Кабмин в очередной раз внес изменения в порядок регистрации НДС-накладных / расчетов корректировки. Соответствующие поправки закреплены постановлением правительства №1428, оно вступает в силу 11 января.

Главные новшества заключаются в следующем:

  • полностью возобновляется регистрация всех накладных, блокировка которых произошла с 14 октября 2022 года, при условии подачи налогоплательщиком заполненной таблицы данных с указанием кодов товаров или услуг в соответствии с классификаторами УКТВЭД и ГКПУ соответственно;
  • исключены из мониторинга все НДС-накладные, если сумма поставки товаров/услуг, указанная в них, не превышает 5000 грн. Иными словами, операции на небольшие суммы больше не будут попадать под блокировку.

Напомним, что в октябре 2022 года Кабмин принял постановление №1154 с изменениями в процедуре регистрации НСД-накладных. После этого налогоплательщики начали массово жаловаться на то, что Государственная налоговая служба (ГНС) блокирует накладные без видимых на то причин.

Налоговые стимулы для возрождения энергоотрасли. Буквально на днях – 3 января – вступил в силу закон №2836-ІХ, нормы которого направлены на то, чтобы ускорить восстановление разрушенной и поврежденной энергетической инфраструктуры.

Этим законом внесены поправки в Налоговый кодекс, которые в частности предусматривают:

  • освобождение от НДС операций по ввозу в Украину электрогенераторных установок, трансформаторов, генераторов, оборудования и комплектующих к ним;
  • освобождение от НДС операций по ввозу в Украину товаров, которые безвозмездно передает Энергетическое сообщество предприятиям, осуществляющим генерацию и распределение электроэнергии;
  • освобождение от акцизного налога операций по ввозу в Украину транспортных средств для перевозки 10 и более человек, легковых и грузовых авто, если эти транспортные средства будут впоследствии переданы силовым структурам (Вооруженным Силам, пограничникам, полиции и т. д.);
  • освобождение плательщиков налога на прибыль предприятий от ответственности за несвоевременное представление финансовой отчетности при условии, что все необходимые отчеты будут поданы в течение трех месяцев после отмены военного положения.

Налоговые инициативы на ближайшие месяцы. Помимо тех изменений, что уже вступили в силу, депутаты и правительство запланировали и другие изменения в налоговое законодательство. К слову, часть из них Украина обязалась выполнить в рамках обновленной программы сотрудничества с Международным валютным фондом.

  • Во-первых, до 1 июля 2023 года будет ликвидирован специальный режим для плательщиков 3-й группы ЕН, которые вместо 5% платят налог по ставке 2%. Аргумент в пользу отмены такой льготы – сокращение поступлений в госбюджет от тех компаний, которые вместо 18% налога на прибыль платят всего 2% с оборота.
  • Во-вторых, будет усилен контроль за применением регистраторов расчетных операций (кассовых аппаратов), для чего Верховная Рада к лету должна вернуть штрафы за нарушения при использовании РРО.
  • Во-третьих, парламент к 1 июля 2023 года полностью снимет действующий мораторий на налоговые проверки. На сегодняшний день полномочия инспекторов ограничены и налоговики проверяют преимущественно бизнес, который обращается за возмещением НДС.

Помимо этого, профильный комитет парламента по налогам уже выступил с инициативой полного «оцифровывания» работы ГНС. Для реализации этого проекта будут разработаны электронные сервисы, которые позволят отслеживать оборот подакцизных товаров, дадут возможность налогоплательщикам-физлицам подавать декларацию о доходах со своего смартфона и существенно упростят процесс возмещения НДС. Главная цель – снизить влияние человеческого фактора на процесс администрирования налогов и полностью убрать коррупционные риски.

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно