Государственная налоговая служба совместно с профильным комитетом парламента и Министерством цифровой трансформации намерена в течение 2023 года внедрить целый набор сервисов, которые позволят максимально перевести администрирование налогов в онлайн-формат.
Об этом в комментарии Mind сообщил глава комитета Верховной Рады по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниил Гетманцев. По его словам, будут оцифрованы большинство процессов, связанных с подачей отчетности, исправлением выявленных в ней ошибок и с налоговым контролем. При этом Гетманцев также обещает минимизировать физический контакт между налогоплательщиками и ГНС.
Mind разбирался, какие улучшения обещают бизнесу благодаря «налоговой в смартфоне» и как изменится администрирование зборов.
Зачем это вообще нужно? Развитие сервисов по предоставлению государственных услуг в удаленном формате – это тренд. И не только в Украине. По данным Statista, к концу 2022 года индекс распространения государственных онлайн-услуг (EGDI) во многих странах Западной Европы и не только превышал отметку 0,9 (чем ближе к 1 – тем лучше). Например, в Дании этот индекс самый высокий и составляет 0,97, в Южной Корее и Финляндии – 0,95%, в Эстонии, Нидерландах, Новой Зеландии – 0,94. В Украине значение этого индекса находится на уровне около 0,8.
К тому же украинское Министерство цифровой трансформации еще в 2019 году озвучило стратегию, согласно которой к 2024 году 100% всех государственных услуг в Украине будут доступны онлайн. В принципе, движение в этом направлении действительно есть. И сервис «ДіЯ» – тому доказательство.
Тем не менее именно в части налоговых сервисов существует немало пробелов. Хотя миграция ГНС в онлайн-среду имеет ряд важных преимуществ:
Как происходит диджитализация ГНС в Украине? И правительство, и депутаты за последние годы несколько раз анонсировали перезагрузку налогового администрирования и перевод ГНС в «цифру».
Еще в январе 2018 года начал функционировать обновленный «Электронный кабинет налогоплательщика», получивший сокращенное название «Электронный кабинет». В нем появилась возможность подавать отчетность, вести переписку с налоговой, отслеживать задолженность по уплате налогов. Но функционал кабинета все равно довольно скудный, отсутствует интеграция с внешними программами учета, с банковскими сервисами и т. д.
Кроме того, тогда же, в 2018 году, представители ГНС сообщали о планах по внедрению специализированных программных продуктов (мобильных приложений) для доступа к онлайн-сервисам налоговой как для физлиц, так и для бизнеса (физлиц-предпринимателей и юрлиц).
Но полноценная диджитализация налоговой так и не случилась. Хотя это не просто добрая воля фискалов. Следовать в ногу с техническим прогрессом их напрямую обязывает п.п. 191.1.27 Налогового кодекса, согласно которому налоговая служба должна обеспечивать развитие, техническое сопровождение информационно-телекоммуникационных систем и технологий, автоматизацию процедур, внедрение электронных сервисов для налогоплательщиков.
Главная проблема в том, что нет единой экосистемы, с помощью которой налогоплательщик может решать все свои вопросы (или большинство из них): подавать декларации, платить налоги, регистрировать СПД или инициировать ликвидацию ФЛП. Весь функционал «разбросан» по разным сервисам. Что-то нужно делать через кабинет налогоплательщика, что-то – на портале «Дія», а какие-то услуги (оформление лицензий или разрешений) до сих пор существуют только в бумажной форме.
Что предусматривает новая концепция «налоговой в смартфоне»? Диджитал-реформа ГНС и связанных с нею процессов будет проходить в нескольких направлениях (если исходить из слов Гетманцева, поскольку финальная версия концепции пока не обнародована):
Как это все будет работать на практике? Если взять в качестве примера три ключевых блока диджитализации – декларирование, группировку налогоплательщиков и е-акциз, – функционировать это будет таким образом.
1. Подача декларации с помощью смартфона:
2. Анализ рисковости налогоплательщиков:
3. Электронная акцизная марка:
Опять-таки, повторимся, что все эти алгоритмы и механизмы предварительные, поскольку конкретных наработок и решений еще не существует. Поэтому в ходе их внедрения и запуска могут произойти существенные изменения.
Что может помешать диджитализации налогового администрирования. Поскольку попытки реформировать налоговый сервис в Украине предпринимались уже не раз, нет гарантий, что предложенная концепция тоже успешно будет внедрена в жизнь. Этому может помешать:
Впрочем, Даниил Гетманцев заявил, что диджитализация – одно из магистральных направлений налоговой реформы на 2023 год. По его словам, к 2024 году все уже должно быть готово к нормальной эксплуатации, а само администрирование будет даже более комфортным, чем «…в странах Западной Европы».