Международный валютный фонд обнародовал отчет по итогам первого пересмотра программы расширенного финансирования Украины (EFF) на $15,6 млрд. Документ имеет техническое название «IMF Country Report No. 23/248». По сути, это обновленный Меморандум между Украиной и МВФ, который содержит некоторые изменения в обязательствах украинской стороны перед Фондом, а также макропрогноз для украинской экономики.
Миссия МВФ начала работу по первому пересмотру программы расширенного финансирования EFF 23 мая. Министерство финансов сообщило, что от украинской стороны в этом процессе принимали участие представители Минфина, Министерства юстиции, Национального банка, других органов и структур, ответственных за вопросы в сфере экономики, энергетики, антикоррупционной политики.
Спустя месяц, 19 июня, премьер-министр Денис Шмыгаль на заседании Кабинета министров сообщил, что по итогам пересмотра Украина взяла на себя ряд новых обязательств.
«На сегодняшнем заседании правительства принимаем ключевое решение для макрофинансовой стабильности государства. Утверждаем обновленное письмо о намерениях и меморандуме с МВФ об экономической и финансовой политике. В документах зафиксированы обязательства Украины, которые мы уже реализуем и будем реализовывать в будущем. Это, в частности, улучшение бизнес-климата, усиление верховенства права, борьба с коррупцией», – заявил Шмыгаль.
Он добавил, что вскоре Украина должна получить второй транш финансирования от МВФ. Размер этого транша составил $890 млн, средства поступили в госбюджет в начале июля. В общей сложности, МВФ выделил нашей стране с начала 2023 года в рамках программы EFF $3,6 млрд.
Mind разбирался, что изменилось в договоренностях между Украиной и МВФ.
Что представляет собой обновленный макропрогноз от МВФ? Текст меморандума традиционно содержит подробную оценку состояния украинской экономики и макроэкономический прогноз до 2033 года включительно.
В принципе, текущие ожидания МВФ особо не отличаются от того, что Фонд предрекал Украине в марте. Прогноз ВВП на 2023 года по-прежнему сохранен в диапазоне от «минус» 3% до «плюс» 1%. Восстановление экономики начнется только в 2024-2025 годах. Оценка реального ВВП на 2023 год улучшена более чем на 7% до 6500 млрд грн.
МВФ более оптимистично оценивает и дефицит государственного бюджета: с учетом международного финансирования, он составит в 2023 году 19,1% ВВП (в марте было 20,4% ВВП). Без учета иностранной поддержки, дефицит составит 25,8% ВВП (было 28,2% ВВП).
МВФ ощутимо улучшил инфляционные ожидания: с 20% до 15,5% на конец 2023 года, что, впрочем, перекликается с оценками Национального банка.
Прогнозы в отношении налоговых поступлений практически не изменились. За 2023 год госбюджет благодаря налогам получит чуть менее 2,2 трлн грн. Большую часть этой суммы обеспечит налог на доходы физлиц (655 млрд грн), НДС (617 млрд грн), акцизы (173 млрд грн) и единый соцвзнос (507 млрд грн), который хоть в чистом виде налогом и не является, но учтен в общей налоговой базе.
Еще Фонд предрекает оживление международной торговли. Оценка товарного экспорта в 2023 году по сравнению с мартом улучшена на 7%, импорта – почти на 9%. Тем не менее, сальдо внешней торговли товарами все равно останется глубоко отрицательным и превысит $27 млрд.
Государственный долг к концу 2023 года достигнет 88% ВВП, что почти на 10 п.п. больше, чем в 2022 году. По поводу прямых инвестиций оптимизма нет: их чистый отток в 2023 году составит $600 млн.
Показатели | Редакция меморандума с МВФ за март | Редакция меморандума с МВФ за июль |
Реальный ВВП | от -3% до +1% | от -3% до +1% |
Номинальный ВВП | 6050 млрд грн | 6500 млрд грн |
Дефицит госбюджета (с учетом грантов) | -20,4% ВВП | -19,1% ВВП |
Внешнее финансирование | 19,8% ВВП | 17,1% ВВП |
Налоговые поступления в госбюджет | 2190 млрд грн | 2198 млрд грн |
Экспорт | $33 млрд | $35,3 млрд |
Импорт | $57,5 млрд | $62,5 млрд |
Золотовалютные резервы НБУ (на конец 2023 года) | $29,6 млрд | $30,5 млрд |
Инфляция (на конец 2023 года) | 20% | 15,5% |
Объем прямых инвестиций (чистых) | $-400 млн | $-600 млн |
Данные МВФ
Как Фонд оценивает устойчивость украинской экономики? Комментируя свои оценки и прогнозы, МВФ озвучил следующие тезисы:
Что будет с госфинансами в 2024 году? По мнению МВФ, в 2024 году безопасность и оборона останутся наиболее весомыми статьями государственных затрат. В то же время, произойдет некоторая переориентация бюджетных ресурсов на социальные нужды, на восстановление и ликвидацию последствий боевых действий.
Государственный бюджет все еще будет зависеть от внешнего финансирования, объем которого достигнет 14,5% ВВП. В то же время, объем внутренних заимствований (за счет военных облигаций) будет впятеро меньше и составит 3,3% ВВП.
Вместе с тем, МВФ считает, что украинской власти следует предпринимать больше усилий для мобилизации внутренних ресурсов. Фонд напоминает, что у банков есть немалый запас накопленной свободной ликвидности, которую можно направить на благое дело – помощь госбюджету и экономике в целом.
В этой связи МВФ рекомендует улучшить координацию между Минфином и Национальным банком, чтобы более эффективно определять потребности в финансировании, управлять государственным долгом в целом и минимизировать риски эмиссии гривны.
Хотя МВФ все же не исключает вероятность монетарного финансирования госбюджета. Но к такой мере НБУ и Минфин могут прибегнуть только в крайней ситуации. Например, при нехватке внешней помощи либо при острой необходимости в деньгах, которую невозможно будет закрыть имеющимися ресурсами.
Как Украина выполняет «домашнее задание» от МВФ? В тексте меморандума приведена таблица, которая содержит 23 структурных маяка. Это набор согласованных между сторонами законодательных изменений и стратегических задач, которые должна принять/выполнить Украина в течение 2023-2024 годов.
Из этого списка пять пунктов уже имеют статус «Достигнуто». В частности, это вторая корректировка государственного бюджета, которую парламент провел в конце апреля; подготовка плана по устранению пробелов в налоговом законодательстве, которые подрывают поступления в госбюджет; принятие поправок в Бюджетный кодекс и связанные с ним нормативно-правовые акты для повышения прозрачности и учет специальных счетов.
Пусть и с опозданием, но Верховная Рада утвердила законопроект №8401 (еще один структурный маяк), который предусматривает отмену 2%-й льготной ставки единого налога, возобновление налоговых проверок и возврат штрафных санкций для налогоплательщиков.
Также Национальный банк недавно презентовал стратегию смягчения валютных ограничений и перехода к гибкому курсообразованию. Это тоже был один из структурных маяков, но МВФ его пока что не отметил «галочкой». Скорее всего, это связано с тем, что текст меморандума был подготовлен до того, как НБУ представил свою стратегию.
Среди структурных маяков, которые Украина обязана выполнить во втором полугодии, – следующие:
Какие еще обязательства перед МВФ взяла на себя Украина? Как было сказано выше, по итогам пересмотра программы EFF добавились новые структурные маяки. Всего их четыре:
Что все это значит для Украины и ее экономики? МВФ прямым текстом указывает, что одним из важнейших условий устойчивого послевоенного роста Украины должна стать всеобъемлющая программа реформ, которая предполагает укрепление верховенства права, формирование независимых и сильных антикоррупционные институтов, создание равных условий для бизнеса. Все эти меры будут иметь решающее значение для привлечения долгосрочных инвестиций в реконструкцию страны (помимо постоянной донорской поддержки), для восстановления уровня жизни граждан и успешного вступления Украины в ЕС.
Посыл понятен: украинской власти необходимо больше внимания уделять более рациональному управлению государственными финансами, борьбой с коррупцией и не рассчитывать исключительно на международную помощь. Иными словами, ежегодно «вливать» в Украину по $40-50 млрд никто не сможет.
Таким образом, явно будет происходить ужесточение налоговой политики и поиск дополнительных источников пополнения госбюджета. Например, МВФ снова намекнул на то, что упрощенная система налогообложения – это «вредное» явление, которое позволяет уклоняться от уплаты налогов. Поэтому, нельзя исключать того, что рано или поздно депутаты заговорят о демонтаже упрощенки либо о ее урезании до минимума.
Также Минфину и НБУ придется серьезно заниматься государственным долгом, думать о том, как его сокращать в будущем и как рассчитываться с теми кредиторами, которые даже в войну выделяют средства не безвозмездно (а таких около половины).
Так что, прогнозы от МВФ с какой-то стороны радуют и дают надежды на рост уже в 2024 году. Но этот рост будет очень сложным, и рассчитывать нужно в основном на свои силы. Чем дальше – тем поддержка извне будет меньше. Это очевидно.