В конце ноября Кабинет Министров утвердил постановление №1233, в котором прописан порядок управления санкционными активами и предусмотрена возможность их реализации через систему «Prozorro.Продажи». Этот документ разработан для того, чтобы Фонд государственного имущества Украины (ФГИУ) смог реализовывать активы, которые ранее принадлежали резидентам государств-агрессоров (подразумеваются россия и беларусь), а на сегодняшний день являются собственностью Украины.
Среди таких активов – компании, заводы, фабрики, недвижимость и прочее имущество, которые были конфискованы у российских/белорусских бизнесменов и зачислены в доход нашего государства.
ФГИУ еще летом анонсировал, что санкционное имущество будет выставлено на торги. Но из-за того, что механизм его продажи отсутствовал, процесс затянулся. Теперь же фонду ничего не мешает найти новых собственников и таким образом помочь госбюджету. Вырученные в ходе аукционов деньги будут направлены на счета Фонда ликвидации последствий вооруженной агрессии.
Как именно государство будет продавать активы агрессоров, разбирался Mind.
Как урегулирована продажа санкционных активов в законодательстве? В феврале 2023 года премьер-министр Денис Шмыгаль пообещал, что те объекты, которые были и будут принудительно изъяты из собственности резидентов рф, отправятся на приватизацию. «Правительство запустит открытую и абсолютно прозрачную продажу этого имущества», – заявил Денис Шмыгаль.
Премьер уточнил, что реализация активов будет происходить в рамках открытых аукционов, а полученные от их продажи средства – направлены на восстановление энергосистемы, инфраструктуры, объектов недвижимости, а также на разминирование.
Спустя несколько месяцев, 30 мая 2023 года, Верховная Рада приняла закон №3137-IX, который вступил в силу 22 июня. Он связан преимущественно с большой приватизацией. Но есть в нем некоторые нормы, которые касаются управления конфискованными у россиян активами. А именно:
И вот в ноябре Кабмин, выполняя требование закона, принял постановление №1233. Как уточнил заместитель министра экономики Алексей Соболев, разработало этот документ Минэкономики, чтобы «запустить продажи санкционного имущества».
Правда, вот что интересно: вскоре после принятия закона №3137-IX ФГИУ выставил первые конфискованные активы на продажу. В частности, это ООО «Инвестагро» и ООО «Тай-Минералс», которые ранее принадлежали российским бизнесменам Михаилу Шелкову и Сергею Чемезову. Первое предприятие фонд продать не смог, а дата проведения аукциона по продаже второго предприятия до сих пор не обнародована.
Неизвестно, поторопился ли ФГИУ, не дождавшись соответствующего постановления Кабмина, или пытался реализовать объекты в рамках существующей на тот момент нормативно-правовой базы. Но сейчас уже по идее Фонду ничего не мешает отправить на приватизацию все санкционные объекты, которые есть у него в управлении.
Что предусматривает новый порядок Кабмина? Основные пункты постановления №1233 заключаются в следующем:
Как ФГИУ теперь будет распоряжаться активами ? С 24 февраля 2022 года Украина конфисковала сотни объектов, которые ранее принадлежали резидентам государств-агрессоров. К сожалению, какой-либо сводной статистики по данному вопросу нет. Но если отталкиваться от данных в открытых источниках, то стоимость взысканных в пользу государства активов оценивается в миллиарды гривен.
По данным адвокатской компании VB Partners, среди них доли в уставных капиталах около полусотни юридических лиц, порядка 150 объектов недвижимости и земельных участков, средства на банковских счетах в сумме свыше $2 млн, более полутысячи историко-культурных и материальных ценностей, ориентировочная стоимость которых достигает 19 млн евро.
Соответственно теперь Фонду госимущества предстоит решить, как лучше и эффективнее этими активами распорядиться. И это необязательно будет продажа. Например, ФГИУ может сдать земельный участок в долгосрочную аренду, которая в перспективе принесет больше денег, чем продажа этой земли «в моменте».
Вместе с тем, если конфискованное предприятие не работает и погрязло в долгах, разумнее найти на него покупателя, который заберет проблемный объект, в то время как госбюджет получит «живые» деньги. Как пример – упомянутое ООО «Инвестагро». Его фонд хотел продать за 55 млн грн. Предприятие «прицепом» имеет 17,2 млн грн долгов, которые в любом случае нужно погасить.
В целом процесс управления санкционными активами должен стать проще, а ФГИУ будет быстрее формировать лоты и выставлять их на продажу или передавать в аренду. При этом общедоступность информации о конфискованном имуществе позволит наладить коммуникацию с потенциальными инвесторами, которые захотят стать новыми владельцами.
Главная загвоздка лишь в процедуре передачи санкционных активов в управление ФГИ. Ведь для этого нужно, чтобы были приняты соответствующие судебные решения, со стороны ВАКС – в том числе. А это, как известно, довольно долгий процесс.