20 ноября Aston Martin презентовал миру свой первый кроссовер DBX. Однако дебют состоялся не в рамках Лос-Анджелесского автосалона, хотя США с 1970-х является основным рынком сбыта для «автомобилей Джеймса Бонда», а на персональном ивенте в Пекине. Отныне именно жадный до товаров класса «люкс» китайский рынок станет приоритетным для этой модели в частности и для бренда в целом.
«Попытки компании «активизировать бренд» перед выходом на IPO подвели ее к цугцвангу – шатания от мотоциклов и самолетов к батискафам и катерам были восприняты фондовым рынком весьма однозначно – акции рухнули более чем на 70%», – писала накануне западная пресса. Что происходит с компанией и почему ее менеджмент все же решился отойти от заявленных ранее принципов?
AM обязательно войдет в учебники по маркетингу как пример непотопляемости. За не самую долгую по автомобильным меркам историю она умудрилась семь раз пойти ко дну, сменила дюжину бенефициаров и пережила пару десятков адмиралов. Тем не менее каждый раз всплывала – в основном благодаря состоятельным фанатам марки.
Другое дело, что средств чаще всего хватало лишь на поддержку компании на плаву. Вот и сейчас, несмотря на внешнюю респектабельность, ее штормит даже больше, чем раньше – из последних 10 лет лишь дважды британцы закрыли год в «плюсе». Уже в июле стало понятно, что 2019-й так же не принесет прибыли из-за падения спроса почти на 20%. По данным Reuters, производство сократится минимум с 7100 до 6300 «спорткаров для Джеймса Бонда».
Более того, АМ швыряет, словно утлое суденышко, из одной крайности в другую. К их попыткам заработать на ностальгии, возобновив производство «шестидесятников», вопросов нет – сейчас так делают все, кому есть что вспомнить.
Коллаборации с производителями спортбайков, хронографов и катеров также перестали быть откровением. Но вот глубоководный батискаф, трековый велосипед, самолет с вертикальным взлетом, дизайн гаражей и девелоперские проекты – это уже за гранью понимания.
Да, luxury-сегмент сегодня тесен и высококонкурентен как никогда, и узкоспециализированные производители стараются диверсифицировать риски. Но желание Aston Martin всеми правдами и неправдами превратиться из производителя спорткаров в продавца образа жизни больше напоминает принцип «во все тяжкие». По крайней мере именно так фондовый рынок отреагировал на попытку «активизации» бренда перед IPO. Bloomberg сообщает, что после первичного размещения на Лондонской бирже акции АМ рухнули более чем на 70%.
Вторым серьезным ударом для компании из Гейдона, активно использующей немецкие моторы, коробки передач, трансмиссии и т. д., станет Brexit – повышение ввозных пошлин наверняка замедлит производство и увеличит себестоимость ее спорткаров.
«У нас есть очень большой склад для комплектующих – намекает на готовность к Brexit СЕО компании Энди Палмер. – Да, мы теряем прибыль из-за ввозных пошлин, введенных ЕС. Но, с другой стороны, эта потеря окупается, так как в свою очередь Ferrari и Lamborghini становятся в Великобритании дороже». Вот только домашний рынок для АМ – далеко не приоритетный.
В 2007-м Ford продал компанию ее нынешним владельцам – консорциуму инвестфондов. И уже год спустя АМ была вынуждена на треть (с 1850 до 1250 человек) сократить свой персонал. Более того, оставшись без средств на разработку новых авто, в Гейдоне 12 лет клонировали одну и ту же модель, хотя оптимальным считается пяти-шестилетний «жизненный цикл».
«Но настоящие проблемы начались в 2013-м, когда продажи DB9 не смогли собрать достаточно средств для разработки моделей следующего поколения – анализирует ситуацию доктор Палмер. – Это привело к нисходящей спирали снижения продаж и прибыльности».
Сегодня лучше всего продаются кроссоверы, причем от масс-маркета до luxury. Внедорожные успехи прямых конкурентов демонстрируют, что паркетники могут легко удвоить, а то и утроить реализацию. В то время как «астоновские» спорткары, даже относительно бюджетные, лишь считанные разы смогли одолеть тысячные тиражи.
Самый свежий пример – Lambo Urus, который за первый же год не только более чем вдвое увеличил продажи марки, но и привлек почти 70% новых покупателей, ранее даже не смотревших в сторону суперкаров из Сант-Агаты.
Так что не стоит глумиться над британцами, припоминая им цитаты боссов, сказанные 10–12 лет назад. Сейчас у Aston Martin ситуация «пан или пропал». Удивительно другое.
Несмотря на абсолютно чуждый марке форм-фактор и нацеленность компании на аутсорс, первый внедорожник марки за всю ее 106-летнюю историю разрабатывался своими силами. Хотя Ульрих Бец, находящийся на первых должностях в компании уже 20 лет, не раз повторял, что «все наши операции, за исключением маркетинга, будут отданы на аутсорсинг».
Именно c его подачи в свое время в Германии был построен моторостроительный завод, на австрийском Magna Steyr стартовало производство 4-дверного купе Rapide, а договор о стратегическом партнерстве подписан с Mercedes.
В отличие от Lamborghini Urus, Bentley Bentayga и Porsche Cayenne, базирующихся на платформе VW Touareg, DBX создан на собственной алюминиевой тележке, частично унифицированной с DB11 и DBS.
Отсюда и множество нехарактерных для кроссоверов решений. Например, передне-среднемоторная компоновка. Двигатель, смещенный за переднюю ось, позволяет спорткару получить идеальную развесовку, а кроссоверу – еще и солидную колесную базу при минимальных свесах.
Другой привет из мира гонок – клееное шасси и остов из отливок, соединенных прессованными профилями. Будучи более жесткой и легкой (-30 кг), такая конструкция еще и требует меньше герметика и шумопоглощающих матов. Для пущего акустического и вибрационного комфорта впервые в истории марки применены углепластиковый карданный вал и двойной моторный щит – потому что мотор получился ну очень громким.
Несмотря на непривычный силуэт, многочисленные фирменные решения помогают идентифицировать DBX именно как АМ. Поражает единая площадь бокового остекления и чистота кузовных поверхностей за счет минимума выступающих элементов.
Тем удивительнее, что, несмотря на широчайшее использование алюминия и углепластика, «британец» оказался заметно тяжелее конкурентов. Да еще и слабее: по меркам сегмента 550 л. с. и 700 Нм – отнюдь не космос. Так что вся надежда на флагманскую версию AMR с родным V12 от DB11/DBS.
Сравнительные характеристики Aston Martin DBX и его конкурентов
Модель |
Объем (куб. см) |
Мощность (л. с.) |
Крутящий момент (Нм) |
Скорость (км/ч) |
Разгон, с (0-100 км/ч) |
Цена (млн грн) |
Aston Martin DBX | 3982 | 550 | 700 | 291 | 4.5 | 5,29467* |
Bentley Bentayga | 5950 | 608 | 900 | 301 | 4.1 | 7,156000 |
Lamborghini Urus | 3996 | 650 | 850 | 305 | 3.6 | 8,471470 |
Maserati Levante GTS | 3799 | 550 | 770 | 291 | 4.3 | 3,846261 |
Porsche Cayenne Turbo | 3996 | 550 | 770 | 286 | 4.1 | 4,052160 |
*Цена в Европе
Почему бы изначально не использовать собственные движки? Потому что полноприводная трансмиссия никак не коррелируется с фирменной «астоновской» компоновкой transaxle, при которой коробка передач отнесена к задней оси. Именно поэтому и 9-скоростная АКП, и трансмиссионный ливер позаимствованы у кроссовера Mercedes GLE.
Разумеется, англичане перепрограммировали всю управляющую электронику и автоматической, и раздаточной коробок. И неофит получил квартет предустановленных режимов вождения, жонглирующих блокировками, клиренсом (75 мм), распределением тяги и степенью отзывчивости дросселя, руля и АКП. Более того, трансмиссия обучена управлять вектором тяги, с помощью активного редуктора и тормозов буквально заправляя кроссовер в поворот.
«DBX знаменует собой ключевой момент в реализации нашего «плана второго века» – прокомментировал запуск новинки Энди Палмер. – Согласно Second Century Plan мы существенно расширим наше портфолио за счет семи новых моделей и запустим второй завод».
В прошлом году британцы выпустили 5117 спорткаров, в то время как DBX даже со старта планируется штамповать 5-тысячными тиражами. Специально для этого в пару к заводу в Гейдоне (бывшая авиабаза RAF V Bomber) 13 июня они открыли вторую сборочную площадку в валлийском Сент-Атане, переоборудовав ангары Королевских ВВС.
Фирменное джеймс-бондовское «Никогда не говори никогда» стало для AM пророческим – сегодня только люксовый паркетник может вытянуть компанию от провала IPO.
Всего же к концу следующего года производство АМ должно вырасти до 9800 авто, что позволит достичь уровня рентабельности в 23%. А после того, как кроссоверная линейка расширится плагин-гибридной и 12-цилиндровой версиями, суммарный объем продаж марки должен достичь 15 000 машин в год. И АМ наконец-то будет как никогда далек от дежурного банкротства. Если, конечно, все пойдет по плану – и 20-летний бум на кроссоверы не иссякнет столь же неожиданно, как зародился.
Еще до презентации DBX были анонсированы 11 пакетов допоборудования. Все они адаптируют кроссовер к самым разнообразным хобби владельца, вознося функциональность модели на принципиально новый уровень.