Сегодня, ввиду пандемии коронавируса, во всем мире закрыты места, где собирается много людей: магазины непродовольственных товаров, спортивные центры и стадионы, музеи, галереи, театры и концертные залы. Отменены все музыкальные мероприятия не только в нашей стране, но и во всем цивилизованном мире – музыкальные конкурсы, премьеры опер, фестивали.
Но жизнь продолжается, и момент возрождения культурных событий, надеемся, не за горами. Одним из важных компонентов музыкальной жизни планеты в 2020 году стало празднование 250-летия со дня рождения Людвига ван Бетховена. Великого немецкого композитора-классика начала ХІХ века, вошедшего в историю музыки расцветом романтизма и десятками имен представителей Европы – от Англии до Украины и России, от Норвегии – до Италии.
Бетховен – композитор, живший в эпоху Великой французской революции, проживший, прямо скажем, «собачью» жизнь. Он прошел сквозь испытания, сцепив зубы. Сущность его музыки – борьба человека с судьбой, с собой, с постоянными страданиями, поклонение революции и разочарование в ее «героях» (Наполеоне Бонапарте). Она помогает людям переносить трудности, физические и нравственные мучения, преодолевать страх, горе и потери.
Все знают начальные такты бетховенской 5-й симфонии, о которой он сказал: «Так судьба стучится в дверь». https://www.youtube.com/watch?v=ZTDQZkKqapw
Ведя изнуряющую ежедневную борьбу с жизнью, с самим собой, Бетховен, который не раз думал наложить на себя руки, который прожил полжизни абсолютно глухим, сказал: «Я схвачу свою судьбу за глотку». Это был великий страдалец, великий борец и великий музыкант…
Людвиг ван Бетховен родился 16 декабря 1770 года в Бонне, крещен там же на следующий день.
Его отец, Иоганн ван Бетховен, был певцом-тенором в придворной капелле. Мать, Мария-Магдалина, до замужества Кеверих, родилась в семье придворного шеф-повара в Кобленце. Родители Людвига поженились в 1767 году.
Дед, Людвиг ван Бетховен, был родом из Мехелена (Южные Нидерланды). О голландских корнях рода также говорит приставка «ван». Он служил в той же капелле, что и Иоганн, сначала певцом (у него был бас), а затем – капельмейстером.
Отец композитора мечтал сделать из своего сына второго Моцарта и стал обучать игре на клавесине и скрипке. В 1778 году в Кёльне состоялось первое выступление Людвига. Однако чудо-ребенком Бетховен не стал, и отец, быстро охладев к затее, перепоручил мальчика своим коллегам и приятелям. Один обучал Людвига игре на органе, другой – на скрипке.
В 1782 году в Бонн приехал органист и композитор Кристиан Готлоб Нефе. Он стал настоящим учителем Людвига. Нефе сразу понял, что у мальчика талант, познакомил подростка с «Хорошо темперированным клавиром» Баха и произведениями Генделя, а также с музыкой старших современников: Ф. Э. Баха, Йозефа Гайдна и Вольфганга Амадея Моцарта. Благодаря Нефе было издано первое сочинение Бетховена – вариации на тему марша Дресслера. В то время автору исполнилось двенадцать лет, и он уже работал помощником придворного органиста.
После смерти деда материальное положение семьи ухудшилось. Людвигу пришлось рано бросить школу, но он самостоятельно выучил латынь, итальянский и французский, много читал.
Среди любимых писателей Бетховена были Гомер и Плутарх, Шекспир, Гете и Шиллер.
В это время Бетховен начал сочинять музыку, но не спешил печатать свои произведения. Многое написанное в Бонне впоследствии было им переработано. Из юношеских сочинений композитора известны три детские сонаты и несколько песен, в том числе «Сурок».
В 1787 году Бетховен посетил Вену и пришел к Моцарту. Прослушав его импровизацию, тот воскликнул: «Он всех заставит говорить о себе!»
Но занятия не состоялись: Бетховен узнал о болезни матери и вернулся в Бонн. Она умерла 17 июля 1787 года. Семнадцатилетний юноша был вынужден стать главой семьи и взять на себя заботу о младших братьях. Он поступил в оркестр в качестве альтиста.
В 1789 году Бетховен, желая продолжить образование, начинает посещать лекции в университете. Как раз в это время в Бонн приходит известие о революции во Франции. Студент Бетховен погружается в идеи революции, которые будут питать его творчество всю жизнь.
Проездом из Англии в Бонне остановился Гайдн, с одобрением откликнувшийся на композиторские опыты Бетховена. Юноша решает ехать в Вену и осенью 1792 года отправляется в Вену.
Приехав в Вену, Бетховен начал занятия с Гайдном… Впоследствии Людвиг утверждал, что тот ничему его не научил; занятия быстро разочаровали и ученика, и учителя. Бетховен считал, что Гайдн был недостаточно внимателен к его стараниям; а Гайдна пугали не только смелые по тем временам взгляды Людвига, но и довольно мрачные мелодии, что в те годы было малораспространенным.
«Ваши вещи прекрасные, это даже чудесные вещи, но то тут, то там в них встречается нечто странное, мрачное, так как вы сами немного угрюмы и странны; а стиль музыканта – это всегда он сам», – писал Гайдн своему гениальному ученику…
Вскоре Гайдн уехал в Англию и передал своего ученика известному педагогу и теоретику Альбрехтсбергеру. В конце концов Бетховен сам выбрал себе наставника – Антонио Сальери.
Сочинения Бетховена начали пользоваться успехом. За первые десять лет, проведенные в Вене, было написано двадцать сонат для фортепиано и три фортепианных концерта, восемь сонат для скрипки, квартеты и другие камерные сочинения, оратория «Христос на Масличной горе», балет «Творения Прометея», Первая и Вторая симфонии.
В 1796 году Бетховен начинает терять слух. У него развивается тиннитус – воспаление внутреннего уха, приводящее к звону в ушах. По совету врачей он надолго уединяется в маленьком городке Хайлигенштадт. Однако покой и тишина не улучшают его самочувствие. Бетховен начинает понимать, что глухота неизлечима. В эти трагические дни он пишет письмо, которое впоследствии будет названо «хайлигенштадтским завещанием». Композитор рассказывает о своих переживаниях, признается, что был близок к самоубийству.
Уже в первые годы жизни в Вене музыкант завоевал славу пианиста-виртуоза.
Фортепиано лишь начало входить в европейский обиход, сменив клавесин с его своеобразным быстро затухающим, коротким, «цокающим», «металлическим» звуком. Бетховен смело противопоставлял крайние фортепианные регистры (на клавесине и поначалу на фортепиано играли в основном в середине клавиатуры), широко использовал педаль (к ней тогда тоже обращались редко) и массивные аккордовые созвучия. По сути, именно он создал фортепианный стиль, далекий от изысканной, «кружевной» манеры клавесинистов, применяющих множество мелких украшений, заполняющих быстро затухающий звук клавесина.
Этот несколько тяжеловесный, мрачноватый стиль можно услышать в его фортепианных сонатах №8 «Патетической» (название дано самим композитором), №13 и №14. Обе имеют авторский подзаголовок Sonata quasi una Fantasia («Соната почти фантазия»). Сонату №14 поэт Людвиг Рельштаб впоследствии назвал «Лунной», и, хотя это название подходит лишь к первой части, оно закрепилось за всем произведением. В тот момент композитор был влюблен в свою ученицу, итальянскую графиню Джульетту Гвиччарди, которой и посвятил «Лунную сонату». Впрочем, брак не состоялся, девушка предпочла гению-простолюдину его бесталанного родовитого коллегу, за которого и вышла замуж. Их брак распался, и спустя 20 лет Джульетта пришла просить у Бетховена денег. Позднее в письме к другу музыкант написал: «Она плакала, но я пренебрег ею»…
Бетховен также сильно выделялся среди венских светских кавалеров внешним видом. Почти всегда его находили небрежно одетым и непричесанным. Он сменил в Вене множество квартир. Во-первых, из-за глухоты он очень громко играл и пел, чем раздражал соседей, а во-вторых имел несговорчивый, тяжелый характер.
Музыкант отличался крайней резкостью суждений и поведения. Однажды, когда он играл в публичном месте, один из гостей начал разговаривать с дамой; Бетховен тотчас оборвал выступление и добавил: «Таким свиньям я играть не буду!» И никакие извинения и уговоры не помогли.
В другой раз Бетховен гостил у князя Лихновского, который очень уважал композитора и был поклонником его музыки. Князь захотел, чтобы Бетховен сыграл перед собравшимися. Композитор отказался. Лихновский стал настаивать и даже приказал выломать дверь комнаты, где заперся Бетховен. Возмущенный композитор покинул имение и вернулся в Вену. Наутро он отправил Лихновскому письмо: «Князь! Тем, чем являюсь я, я обязан самому себе. Князей существуют и будут существовать тысячи, Бетховен же – только один!»
Однако, несмотря на столь суровый нрав, друзья считали Бетховена довольно добрым человеком, поскольку композитор никогда не отказывал им в помощи.
Второй большой любовью и многолетним другом стала для Бетховена Тереза Брунсвик, венгерская аристократка. Девушка получила достойное образование: кроме немецкого, она свободно говорила и писала на английском, французском и итальянском, была защитницей венгерского языка и культуры в Австрийской империи. Однако свою жизнь она посвятила воспитанию детей, основав несколько детских садов, явления в то время новаторского.
Из-за глухоты Бетховен общался с помощью «разговорных тетрадей», куда друзья записывали для него свои реплики, на которые он отвечал либо устно, либо в ответной записи.
Однако музыкант Шиндлер, у которого остались две тетради с записями разговоров Бетховена, по всей вероятности, сжег их, так как «в них содержались самые грубые, ожесточенные выпады против императора, а также наследного принца и других высокопоставленных лиц. Это, к сожалению, была излюбленная тема Бетховена; в разговоре Бетховен постоянно возмущался власть предержащими, их законами и постановлениями».
Однажды Бетховен и Гете, гуляя вместе в Теплице, обсуждали трагедию поэта «Эгмонт», к которой композитор начал сочинять музыкальные иллюстрации. Они встретили там прогуливающегося императора Франца в окружении его свиты и придворных. Гете, отойдя в сторону, склонился в глубоком поклоне, Бетховен прошел сквозь толпу придворных, едва притронувшись к шляпе.
Когда Бетховену было 34 года, Наполеон, презрев идеалы Великой французской революции, объявил себя императором. Поэтому композитор отказался от намерения посвятить ему свою Третью симфонию и назвал ее «Героической».
В фортепианном творчестве собственный стиль композитора заметен уже в ранних сонатах, но в симфоническом зрелость пришла к нему позднее. По словам Чайковского, лишь в Третьей симфонии «раскрылась впервые вся необъятная, изумительная сила творческого гения Бетховена».
Из-за глухоты Бетховен редко выходит из дома, лишается звукового восприятия. Он становится угрюм, замкнут. Именно в эти годы композитор одно за другим создает свои самые известные произведения. В эти же годы Бетховен работает над своей единственной оперой «Фиделио», которая относится к жанру опер «ужасов и спасения». Успех к «Фиделио» пришел лишь в 1814 году, когда опера была поставлена в Вене, Праге, где дирижировал знаменитый немецкий композитор Вебер и, наконец, в Берлине.
Незадолго до смерти Бетховен передал рукопись «Фиделио» своему другу и секретарю Шиндлеру со словами: «Это дитя моего духа было произведено на свет в более сильных мучениях, чем другие, и доставило мне величайшие огорчения. Поэтому оно мне дороже всех…»
После 1812 года творческая активность композитора на время падает, однако через три года он начинает работать с прежней энергией. В это время созданы фортепианные сонаты с 28-й по последнюю, 32-ю, две сонаты для виолончели, квартеты, вокальный цикл «К далекой возлюбленной». Много времени уделяется и обработкам народных песен. Наряду с шотландскими, ирландскими, уэльскими, есть русские и украинские. Но главными созданиями последних лет стали два самых монументальных сочинения Бетховена – «Торжественная месса» и Симфония №9 с хором.
Девятая симфония была исполнена в 1824 году. Публика устроила композитору овацию. Бетховен стоял спиной к залу и ничего не слышал, тогда одна из певиц взяла его за руку и повернула лицом к слушателям. Люди махали платками, шляпами, руками, приветствуя композитора. Овации длились так долго, что присутствовавшие полицейские чиновники потребовали их прекратить. Подобные приветствия допускались только по отношению к особе императора.
Несмотря на глухоту, композитор продолжает быть в курсе не только политических, но и музыкальных новостей. Он читает (то есть слушает внутренним слухом) партитуры опер Россини, просматривает сборник песен Шуберта, знакомится с операми немецкого композитора Вебера «Вольный стрелок» и «Эврианта». Приехав в Вену, Вебер посетил Бетховена. Они вместе завтракали, и Бетховен, обычно не склонный к церемониям, ухаживал за своим гостем.
После смерти младшего брата и долгих судов против его жены композитор взял на себя заботу об их сыне. Бетховен помещает племянника в лучшие пансионы и поручает своему ученику Карлу Черни заниматься с ним музыкой. Композитор хотел, чтобы мальчик стал ученым или артистом, но того привлекало не искусство, а карты и бильярд. Увязнув в долгах, он совершил попытку самоубийства, не причинившую особого вреда: пуля лишь чуть оцарапала кожу на голове. Бетховен очень переживал, здоровье его резко ухудшилось. У композитора развилось тяжелое заболевание печени.
Людвиг ван Бетховен умер 26 марта 1827 года, на 57-м году жизни. Более 20 000 человек шли за его гробом. Среди горько оплакивавших смерть композитора присутствовал 30-летний Франц Шуберт, который мечтал побывать в доме Бетховена, показать ему свою музыку, но так и не решился побеспокоить гения…