Заболело в мире
32,844,938
Умерло в мире
994,216
Вылечилось в мире
22,717,603
Заболело в Украине
198,634
Умерло в Украине
3,959
Вылечилось в Украине
87,882
Великий глухой: чему может научить биография Людвига ван Бетховена

Великий глухой: чему может научить биография Людвига ван Бетховена

О чем стоит вспомнить по случаю 250-летия со дня рождения знаменитого композитора

Этот материал также доступен на украинском
Великий глухой: чему может научить биография Людвига ван Бетховена
Людвиг ван Бетховен
Фото: DR

Сегодня, ввиду пандемии коронавируса, во всем мире закрыты места, где собирается много людей: магазины непродовольственных товаров, спортивные центры и стадионы, музеи, галереи, театры и концертные залы. Отменены все музыкальные мероприятия не только в нашей стране, но и во всем цивилизованном мире – музыкальные конкурсы, премьеры опер, фестивали. 

Но жизнь продолжается, и момент возрождения культурных событий, надеемся, не за горами. Одним из важных компонентов музыкальной жизни планеты в 2020 году стало празднование 250-летия со дня рождения Людвига ван Бетховена. Великого немецкого композитора-классика начала ХІХ века, вошедшего в историю музыки расцветом романтизма и десятками  имен представителей Европы – от Англии до Украины и России, от Норвегии – до Италии.  

Бетховен – композитор, живший в эпоху Великой французской революции, проживший, прямо скажем, «собачью» жизнь. Он прошел сквозь испытания, сцепив зубы. Сущность его музыки – борьба человека с судьбой, с собой, с постоянными страданиями, поклонение революции и разочарование в ее «героях» (Наполеоне Бонапарте). Она помогает людям переносить трудности, физические и нравственные мучения, преодолевать страх, горе и потери. 

Все знают начальные такты бетховенской  5-й симфонии, о которой он сказал: «Так судьба стучится в дверь». https://www.youtube.com/watch?v=ZTDQZkKqapw

Ведя изнуряющую ежедневную борьбу с жизнью, с самим собой, Бетховен, который не раз думал наложить на себя руки, который прожил полжизни абсолютно глухим, сказал: «Я схвачу свою судьбу за глотку».  Это был великий страдалец, великий борец и великий музыкант…

Ранние годы

Великий глухой: чему может научить биография Людвига ван Бетховена

Людвиг ван Бетховен родился 16 декабря 1770 года в Бонне, крещен там же на следующий день.

Его отец, Иоганн ван Бетховен, был певцом-тенором в придворной капелле. Мать, Мария-Магдалина, до замужества Кеверих, родилась в семье придворного шеф-повара в Кобленце. Родители Людвига поженились в 1767 году.

Дед, Людвиг ван Бетховен, был родом из Мехелена (Южные Нидерланды). О голландских корнях рода также говорит приставка «ван». Он служил в той же капелле, что и Иоганн, сначала певцом (у него был бас), а затем – капельмейстером.

Отец композитора мечтал сделать из своего сына второго Моцарта и стал обучать игре на клавесине и скрипке. В 1778 году в Кёльне состоялось первое выступление Людвига. Однако чудо-ребенком Бетховен не стал, и отец, быстро охладев к затее, перепоручил мальчика своим коллегам и приятелям. Один обучал Людвига игре на органе, другой – на скрипке.

В 1782 году в Бонн приехал органист и композитор Кристиан Готлоб Нефе. Он стал настоящим учителем Людвига. Нефе сразу понял, что у мальчика талант, познакомил подростка с «Хорошо темперированным клавиром» Баха и произведениями Генделя, а также с музыкой старших современников: Ф. Э. Баха, Йозефа Гайдна и Вольфганга Амадея Моцарта. Благодаря Нефе было издано первое сочинение Бетховена – вариации на тему марша Дресслера. В то время автору исполнилось двенадцать лет, и он уже работал помощником придворного органиста.

После смерти деда материальное положение семьи ухудшилось. Людвигу пришлось рано бросить школу, но он самостоятельно выучил латынь, итальянский и французский, много читал.

Среди любимых писателей Бетховена были Гомер и Плутарх, Шекспир, Гете и Шиллер.

Юность

Великий глухой: чему может научить биография Людвига ван Бетховена

В это время Бетховен начал сочинять музыку, но не спешил печатать свои произведения. Многое написанное в Бонне впоследствии было им переработано. Из юношеских сочинений композитора известны три детские сонаты и несколько песен, в том числе «Сурок».

В 1787 году Бетховен посетил Вену и пришел к Моцарту.  Прослушав его импровизацию, тот воскликнул: «Он всех заставит говорить о себе!»

Но занятия не состоялись: Бетховен узнал о болезни матери и вернулся в Бонн. Она умерла 17 июля 1787 года. Семнадцатилетний юноша был вынужден стать главой семьи и взять на себя заботу о младших братьях. Он поступил в оркестр в качестве альтиста.

В 1789 году Бетховен, желая продолжить образование, начинает посещать лекции в университете. Как раз в это время в Бонн приходит известие о революции во Франции. Студент Бетховен погружается в идеи революции, которые будут питать его творчество всю жизнь.

Проездом из Англии в Бонне остановился Гайдн, с одобрением откликнувшийся на композиторские опыты Бетховена. Юноша решает ехать в Вену и осенью 1792 года отправляется в Вену.

Приехав в Вену, Бетховен начал занятия с Гайдном… Впоследствии Людвиг утверждал, что тот ничему его не научил; занятия быстро разочаровали и ученика, и учителя. Бетховен считал, что Гайдн был недостаточно внимателен к его стараниям; а Гайдна пугали не только смелые по тем временам взгляды Людвига, но и довольно мрачные мелодии, что в те годы было малораспространенным.

«Ваши вещи прекрасные, это даже чудесные вещи, но то тут, то там в них встречается нечто странное, мрачное, так как вы сами немного угрюмы и странны; а стиль музыканта – это всегда он сам», – писал Гайдн своему гениальному ученику…

Вскоре Гайдн уехал в Англию и передал своего ученика известному педагогу и теоретику Альбрехтсбергеру. В конце концов Бетховен сам выбрал себе наставника – Антонио Сальери.

Первые 10 лет в Вене

Сочинения Бетховена начали пользоваться успехом. За первые десять лет, проведенные в Вене, было написано двадцать сонат для фортепиано и три фортепианных концерта, восемь сонат для скрипки, квартеты и другие камерные сочинения, оратория «Христос на Масличной горе», балет «Творения Прометея», Первая и Вторая симфонии.

В 1796 году Бетховен начинает терять слух. У него развивается тиннитус – воспаление внутреннего уха, приводящее к звону в ушах. По совету врачей он надолго уединяется в маленьком городке Хайлигенштадт. Однако покой и тишина не улучшают его самочувствие. Бетховен начинает понимать, что глухота неизлечима. В эти трагические дни он пишет письмо, которое впоследствии будет названо «хайлигенштадтским завещанием». Композитор рассказывает о своих переживаниях, признается, что был близок к самоубийству.

Бетховен-пианист

Уже в первые годы жизни в Вене музыкант завоевал славу пианиста-виртуоза.

Фортепиано лишь начало входить в европейский обиход, сменив клавесин с его своеобразным быстро затухающим, коротким, «цокающим»,  «металлическим»  звуком. Бетховен смело противопоставлял крайние фортепианные регистры (на клавесине и поначалу на фортепиано играли в основном в середине клавиатуры), широко использовал педаль (к ней тогда тоже обращались редко) и массивные аккордовые созвучия. По сути, именно он создал фортепианный стиль, далекий от изысканной, «кружевной» манеры клавесинистов, применяющих  множество мелких украшений, заполняющих быстро затухающий звук клавесина.

Великий глухой: чему может научить биография Людвига ван Бетховена
Джульетта Гвиччарди

Этот несколько тяжеловесный, мрачноватый стиль можно услышать в его фортепианных сонатах №8 «Патетической» (название дано самим композитором), №13 и №14. Обе имеют авторский подзаголовок Sonata quasi una Fantasia («Соната почти фантазия»). Сонату №14 поэт Людвиг Рельштаб впоследствии назвал «Лунной», и, хотя это название подходит лишь к первой части, оно закрепилось за всем произведением. В тот момент композитор был влюблен в свою ученицу, итальянскую графиню Джульетту Гвиччарди, которой и посвятил «Лунную сонату». Впрочем, брак не состоялся, девушка предпочла гению-простолюдину его бесталанного родовитого коллегу, за которого и вышла замуж. Их брак распался, и спустя 20 лет Джульетта пришла просить у Бетховена денег. Позднее в письме к другу музыкант написал: «Она плакала, но я пренебрег ею»…

Внешность и характер

Бетховен также сильно выделялся среди венских светских кавалеров внешним видом. Почти всегда его находили небрежно одетым и непричесанным. Он сменил в Вене множество квартир. Во-первых, из-за глухоты он очень громко играл и пел, чем раздражал соседей, а во-вторых имел несговорчивый, тяжелый характер.

Музыкант отличался крайней резкостью суждений и поведения. Однажды, когда он играл в публичном месте, один из гостей начал разговаривать с дамой; Бетховен тотчас оборвал выступление и добавил: «Таким свиньям я играть не буду!» И никакие извинения и уговоры не помогли.

В другой раз Бетховен гостил у князя Лихновского, который очень уважал композитора и был поклонником его музыки. Князь захотел, чтобы Бетховен сыграл перед собравшимися. Композитор отказался. Лихновский стал настаивать и даже приказал выломать дверь комнаты, где заперся Бетховен. Возмущенный композитор покинул имение и вернулся в Вену. Наутро он отправил Лихновскому письмо: «Князь! Тем, чем являюсь я, я обязан самому себе. Князей существуют и будут существовать тысячи, Бетховен же – только один!»

Однако, несмотря на столь суровый нрав, друзья считали Бетховена довольно добрым человеком, поскольку композитор никогда не отказывал им в помощи.

Великий глухой: чему может научить биография Людвига ван Бетховена
Тереза Брунсвик

Второй большой любовью и многолетним другом стала для Бетховена Тереза Брунсвик, венгерская аристократка. Девушка получила достойное образование: кроме немецкого, она свободно говорила и писала на английском, французском и итальянском, была защитницей венгерского языка и культуры в Австрийской империи. Однако свою жизнь она посвятила воспитанию детей, основав несколько детских садов, явления в то время новаторского.

Из-за глухоты Бетховен общался  с помощью «разговорных тетрадей», куда друзья записывали для него свои реплики, на которые он отвечал либо устно, либо в ответной записи.

Однако музыкант Шиндлер, у которого остались две тетради с записями разговоров Бетховена, по всей вероятности, сжег их, так как «в них содержались самые грубые, ожесточенные выпады против императора, а также наследного принца и других высокопоставленных лиц. Это, к сожалению, была излюбленная тема Бетховена; в разговоре Бетховен постоянно возмущался власть предержащими, их законами и постановлениями».

Случай в Теплице, зрелость

Однажды Бетховен и Гете, гуляя вместе в Теплице, обсуждали трагедию поэта «Эгмонт», к которой композитор начал сочинять музыкальные иллюстрации. Они встретили там прогуливающегося императора Франца в окружении его свиты и придворных. Гете, отойдя в сторону, склонился в глубоком поклоне, Бетховен прошел сквозь толпу придворных, едва притронувшись к шляпе.

Когда Бетховену было 34 года, Наполеон, презрев идеалы Великой французской революции, объявил себя императором. Поэтому композитор отказался от намерения посвятить ему свою Третью симфонию и назвал ее «Героической».

В фортепианном творчестве собственный стиль композитора заметен уже в ранних сонатах, но в симфоническом зрелость пришла к нему позднее. По словам Чайковского, лишь в Третьей симфонии «раскрылась впервые вся необъятная, изумительная сила творческого гения Бетховена».

Из-за глухоты Бетховен редко выходит из дома, лишается звукового восприятия. Он становится угрюм, замкнут. Именно в эти годы композитор одно за другим создает свои самые известные произведения. В эти же годы Бетховен работает над своей единственной оперой «Фиделио», которая относится к жанру опер «ужасов и спасения». Успех к «Фиделио» пришел лишь в 1814 году, когда опера была поставлена в Вене, Праге, где дирижировал знаменитый немецкий композитор Вебер и, наконец, в Берлине.

Незадолго до смерти Бетховен передал рукопись «Фиделио» своему другу и секретарю Шиндлеру со словами: «Это дитя моего духа было произведено на свет в более сильных мучениях, чем другие, и доставило мне величайшие огорчения. Поэтому оно мне дороже всех…»

Последние годы жизни и смерть

Великий глухой: чему может научить биография Людвига ван Бетховена

После 1812 года творческая активность композитора на время падает, однако через три года он начинает работать с прежней энергией. В это время созданы фортепианные сонаты с 28-й по последнюю, 32-ю, две сонаты для виолончели, квартеты, вокальный цикл «К далекой возлюбленной». Много времени уделяется и обработкам народных песен. Наряду с шотландскими, ирландскими, уэльскими, есть русские и украинские. Но главными созданиями последних лет стали два самых монументальных сочинения Бетховена – «Торжественная месса» и Симфония №9 с хором.

Девятая симфония была исполнена в 1824 году. Публика устроила композитору овацию. Бетховен стоял спиной к залу и ничего не слышал, тогда одна из певиц взяла его за руку и повернула лицом к слушателям. Люди махали платками, шляпами, руками, приветствуя композитора. Овации длились так долго, что присутствовавшие полицейские чиновники потребовали их прекратить. Подобные приветствия допускались только по отношению к особе императора.

Несмотря на глухоту, композитор продолжает быть в курсе не только политических, но и музыкальных новостей. Он читает (то есть слушает внутренним слухом) партитуры опер Россини, просматривает сборник песен Шуберта, знакомится с операми немецкого композитора Вебера «Вольный стрелок» и «Эврианта». Приехав в Вену, Вебер посетил Бетховена. Они вместе завтракали, и Бетховен, обычно не склонный к церемониям, ухаживал за своим гостем.

После смерти младшего брата и долгих судов против его жены  композитор взял на себя заботу об их сыне. Бетховен помещает племянника в лучшие пансионы и поручает своему ученику Карлу Черни заниматься с ним музыкой. Композитор хотел, чтобы мальчик стал ученым или артистом, но того привлекало не искусство, а карты и бильярд. Увязнув в долгах, он совершил попытку самоубийства, не причинившую особого вреда: пуля лишь чуть оцарапала кожу на голове. Бетховен очень переживал, здоровье его резко ухудшилось. У композитора развилось тяжелое заболевание печени.

Людвиг ван Бетховен умер 26 марта 1827 года, на 57-м году жизни. Более 20 000 человек шли за его гробом.  Среди горько оплакивавших смерть композитора присутствовал 30-летний Франц Шуберт, который мечтал побывать в доме Бетховена, показать ему свою музыку, но так и не решился побеспокоить гения…

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате