Хотели как лучше: почему Верховная Рада блокирует продажу российского бизнеса в Украине

И как это отразится на деятельности компаний под санкциями

9 ноября 2017 года парламент принял законопроект №4287 «О внесении изменений в Закон Украины «О защите экономической конкуренции» относительно усовершенствования процедур контроля за концентрацией субъектов хозяйствования». Принятие указанного закона поддержали 228 народных депутатов. Если президент закон подпишет, Антимонопольный комитет Украины получит полное право отказать в рассмотрении заявления о получении разрешения на приобретение/объединение предприятий с участием лиц, к которым применены санкции, в течение 15 дней с момента подачи заявления.

По сути, такая норма косвенно запрещает продавать активы (доли/акции) компаний, которые ведут бизнес в Украине и находятся под санкциями, отмечает советник практики антимонопольного и конкурентного права юркомпании Integrites Павел Логинов. В соавторстве с юристом практики антимонопольного и конкурентного права Integrites Андреем Ласиковым специально для Mind он объясняет, в чем суть нововведений принятого народными депутатами закона.

Санкционные списки. Перечень таких компаний устанавливается в определенных нормативно-правовых актах. В качестве примера можно вспомнить решение Совета национальной безопасности и обороны Украины «О применении персональных специальных экономических и других ограничительных мер (санкций)», введенное в действие указом президента от 15 мая 2017 года. В черный список тогда попали такие гиганты, как «Лаборатория Касперского Украина», «Доктор Веб», «Яндекс Украина», «Аби Украина ЛТД» и многие другие.

Без АМКУ – никак. Осуществить сделку купли-продажи санкционного бизнеса без предварительного разрешения АМКУ (там, где это необходимо) будет нельзя, поскольку к ее участникам будут применены определенные виды санкций. На них будет наложен штраф до 5% дохода от оборота группы (связанных отношениями контроля физических и юридических лиц) за прошлый год. Также законодательством Украины предусматривается аннулирование такой сделки, что, кстати, нехарактерно для нашей страны и никогда раньше не применялось.

Следовательно, все компании, которые находятся в подобных «стоп-листах», оказываются в патовой ситуации, так как ведение ими деятельности в Украине будет ограничено, а продажа бизнеса и вовсе будет запрещена.

Контроль и ранее был строгим. На практике АМКУ и так рассматривал подобные заявления с особой осторожностью и лишний раз проверял их на соответствие требованиям законодательства. Но если раньше разрешение на концентрацию, хотя и с трудом, но можно было получить, то теперь сделать это будет невозможно.

При этом, даже если потенциальный покупатель бизнеса готов взять на себя риски и приобрести контроль над компаниями без разрешения АМКУ (с последующим штрафом), то продажа банковских учреждений, к примеру, невозможна без разрешения НБУ, для которого наличие согласования Антимонопольного комитета обязательно.

Негативные последствия. Без сомнений, государство обязано контролировать компании, которые тем или иным образом поддерживают страну-агрессора, но запрет на продажу санкционного бизнеса носит явно негативный характер. По меньшей мере, такое нововведение ограничивает предусмотренное международными конвенциями право на распоряжение частной собственностью. Более того, такое решение не решает вопрос выхода российского бизнеса из Украины, а наоборот, притормаживает его.

Не стоит также забывать, что целью получения разрешения на концентрацию является анализ влияния на конкуренцию в случае осуществления транзакции, а не выполнение «квазиоборонных» задач государства. Следовательно, принятие закона существенно ограничивает полномочия АМКУ, при этом не предоставляя каких-либо других вариантов решения вопроса.

Альтернативный вариант. Очевидно, что им может стать осуществление дополнительного контроля со стороны уполномоченных органов. К примеру, проверка потенциального покупателя санкционного бизнеса на добропорядочность со стороны таких контролирующих органов, как СНБО, ведь в большинстве случаев именно он определяет, почему та или иная компания подпадает под санкции, а также Минэкономразвития и Национальный банк Украины.

Если идти таким путем, то удастся сохранить баланс в полномочиях государственных органов, поскольку контролирующие органы будут принимать решения о том, «достоин» или нет будущий покупатель приобрести бизнес. А АМКУ в свою очередь будет заниматься своей основной функцией – анализом влияния концентрации на конкурентную среду. Кроме того, повторимся, такое распределение будет способствовать скорейшему выходу российского бизнеса из Украины вместо его блокирования, которое не оказывает никакого позитивного влияния на потребителей и бизнес-среду.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в нашем Telegram-канале Mind.ua и ленте Google NEWS