7 декабря Верховная Рада приняла основной финансовый документ страны – Бюджет на 2018 год, а также законопроект №6776-д, предусматривающий соответствующие изменения в Налоговый кодекс. Это первый бюджет, составленный в рамках среднесрочного планирования на три года. Несмотря на ярко выраженные результаты лоббирования отдельных отраслей, принятый бюджет выстроен в рамках единой экономической идеологии, которую можно охарактеризовать как гибрид экономического национализма и меркантилизма. Григорий Кукуруза, экономист IMF group Ukraine, в материале для Mind проанализировал, какие положительные изменения для страны и ее граждан заложены в новый финансовый документ государства.
Макропоказатели. Что важно в принятом бюджете в первую очередь? Прогноз макропоказателей, которые показывают, как правительство видит изменение экономики в следующие три года.
Прогнозные показатели | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 |
Номинальный ВВП (млрд грн) | 2845,8 | 3 332,2 | 3 611 | 3 981,3 |
Доходы сводного бюджета и ПФУ (% ВВП) | 40,7 | 41,5 | 42,2 | 41,8 |
Дефицит государственного бюджета (% ВВП) | 2,86 | 2,40 | 2,2 | 2,0 |
Темпы роста реального ВВП (%) | 1,8 | 3,0 | 3,6 | 4,0 |
Индекс потребительских цен (%) | 11,2 | 9,0 | 5,9 | 5,0 |
Курс $ | 27,8 | 29,3 | 30,5 | 31 |
Источник: Основные направления бюджетной политики на 2018–2020 годы, IMF –WorldEconomicOutlook, October 2017
Из представленных данных легко рассчитать, что рост долларового эквивалента наших доходов в 2018 году ожидается на уровне 11%. При этом в 2019–2020 годах – из-за высоких выплат по внешнему долгу и потенциального технического дефолта – он замедлится всего до 4,1% и 8,5% соответственно. В свою очередь Национальный банк продолжит придерживаться политики инфляционного таргетирования, а Министерство финансов – все большего снижения дефицита бюджета, вплоть до 2% в 2020 году.
К сожалению, крайне пессимистически выглядят оценки темпов роста реального ВВП, что, вероятно, связано с соответствующей налоговой политикой. Важно признать, что в глобальной борьбе за инвестиции (включая внутреннего инвестора) серьезных конкурентных преимуществ у Украины, помимо дешевой рабочей силы и низких налоговых ставок, собственно, нет. И оставляя общий показатель налоговой нагрузки на уровне 41,5–42% ВВП, мы автоматически блокируем потенциал своего развития, а, как известно, попытки бедных государств казаться социальными обычно заканчиваются характеристикой «несостоявшееся государство».
«Мы еще работаем». Рассматривая принятые в изменениях к Налоговому кодексу поправки, также важно обратить внимание, какие фундаментальные проблемы остаются нерешенными. На сегодняшний день это – аккумулирование существенного излишка ликвидности государственными учреждениями на ЭКС к концу года и замораживание инициатив экспертного сообщества по замене налога на прибыль налогом на выведенный капитал.
Проблема №1 – излишки ликвидности на ЭКС. Что касается первой проблемы, то она состоит в том, что в периоды высокой инфляции (напомним, что начиная с 2000 года только в 2013-м инфляция была ниже 5%) к ІІІ–ІV кварталу доходы бюджета начинают существенно превышать расходы. Это объясняется тем, что доходы растут автоматически – вслед за номинальным ВВП, а расходы – устанавливаются бюджетом в начале года. А поскольку бюджет в Украине принимается ежегодно и паспорта бюджетных программ действуют также один год, госучреждения оказываются перед выбором – потратить накопившийся за год излишек средств в ноябре–декабре или передать с 1 января данный ресурс центральному бюджету. Очевидно, что распорядители бюджетных средств преимущественно выбирают первый вариант, после чего часть «выплеснувшейся» в оборот ликвидности направляется на валютный рынок и традиционно ослабляет гривну в предновогодний период.
Несмотря на то что с текущего года мы перешли к среднесрочному трехгодовому планированию бюджета, данная проблема остается нерешенной. Бюджет и паспорта бюджетных программ (сметы отдельных программ бюджетных расходов) принимаются все так же ежегодно. А представленные в резолюции прогнозные доходы и расходы бюджета, которые должны были бы служить «потолком» расходов данных госучреждений в следующие три года, и таким образом не допускать предновогоднего ослабления гривны – были выполнены некорректно. К тому же еще и раскритикованы бюджетным комитетом, поэтому на сегодняшний день являются исключительно индикативно-добровольными.
Проблема №2 – оттягивание замены налога на прибыль налогом на выведенный капитал. За последние два года целый ряд аналитических центров, отдельных экспертов и бизнес-ассоциаций озвучили свои оценки данной инициативы – все они были положительными, и не хотелось бы повторяться, описывая суть и эффекты данной реформы. Но пока, несмотря на перевыполнение бюджета в 2017 году почти на 100 млрд грн, Министерство финансов не хочет рисковать и внедрять НнВК как альтернативу налогу на прибыль.
Между лоббизмом и экономической идеологией. Принятые 7 декабря законопроекты также предполагают введение целого ряда изменений в налогообложение отдельных отраслей. И несмотря на то, что большинство из них – результат работы отдельных лоббистских групп, если рассмотреть все изменения в целом, легко заметить ярко выраженную политику экономического национализма и меркантилизма.
Так, отмена НДС и акциза на покупку электромобилей является не чем иным, как отчаянной попыткой спасти продажи отечественных автосалонов, которые уже второй год, предлагая беспроцентные кредиты, отдают все большую долю рынка «бляхам». Аналогично обстоит дело и с усилением ограничений по ввозу посылок, которое на самом деле – не более чем инструмент для борьбы с контрабандой и повышения продаж отечественного ритейла.
Вписывается в данную экономическую идеологию и двукратное снижение ставок ренты на добычу природного газа (и соответственное уменьшение прогнозных доходов бюджета от данной статьи на 13% по сравнению с предыдущим годом), что преследует цель повышения уровня самостоятельной добычи и энергетической безопасности Украины. Нельзя не упомянуть и об отмене возмещения НДС при экспорте масличных и рапса, что в видении правительства должно обеспечить внутреннюю переработку данных культур или параллельное введение двухлетней рассрочки по уплате НДС при импорте оборудования.
Трудно сказать, какой именно экономический эффект будут иметь данные инициативы – экономическая история знает множество примеров как негативного, так и позитивного влияния защиты внутреннего рынка на долгосрочное экономическое развитие. Однако несмотря на это не может не радовать сам факт наличия у правительства экономической политики как таковой. Потому что даже устаревшая политика защиты внутреннего рынка – гораздо эффективнее хаотических популистских решений, преимущественно которыми управлялась фискальная политика Украины последние 26 лет.