Итоги «братства»: что представляло собой экономическое сотрудничество Украины с РФ

И как отразится на экономике расторжение соответствующей программы

Фото Shutterstock

25 марта 2018 года было опубликовано решение правительства о расторжении программы экономического сотрудничества с Российской Федерацией, действующей с 2011 года. Mind обратился к Владимиру Жуку, экономисту независимой группы макроэкономического анализа и прогнозирования IMF Group of Ukraine с просьбой подробно прокомментировать решение правительства с точки зрения экономики и анализа статистических данных. Его исследование будет состоять из двух частей: анализа самого документа «Программа экономического развития» от 7 июня 2011 года и анализа статистических данных между Украиной и РФ.

Какова была цель подписания Программы экономического развития? Программа представляет собой системный документ, отражающий совокупность согласованных взглядов Российской Федерации и Украины на перспективы их долгосрочного взаимовыгодного сотрудничества в экономической сфере как равноправных независимых государств-партнеров. В программе рассматриваются цели и средства развития российско-украинского экономического сотрудничества, его основные направления и приоритетные отрасли, а также ожидаемые результаты.

Создание этого документа имело свои предпосылки и было довольно логичным:

В документе отмечено, что с 2011 года рост экономик России и Украины должен был иметь восстановительный характер в виде темпов роста не ниже 4,5–5% для РФ и 6–6,6% для Украины. В то же время отмечался и оптимистичный сценарий повышения товарооборота в среднем на 10–15% ежегодно в количественном выражении.

Что относится к целям программы? Если очень коротко, то следующее:

То есть каждый должен самостоятельно решить, действительно ли отношения между РФ и Украиной с 2011 года проходили в соответствии с целями, определенными в программе сотрудничества с РФ.

Стоит дополнительно отметить, что в вышеупомянутом документе также были идеи о расширении использования национальных валют стран-партнеров (российского рубля и украинской гривны) в обслуживании внешнеэкономических операций. Кроме того, и идеи формирования механизмов экспортно-импортных кредитов с использованием кредитов национальных институтов развития.

Что предусматривает документ в качестве потенциального взаимного развития? Программой предусмотрен очень широкий спектр улучшений, а именно:

Впрочем, поскольку данная программа изложена лишь на 20 страницах, не стоит надеяться, что хоть что-то было прописано подробно или качественно. Этот документ мог бы пригодиться при определении вектора развития стран РФ и Украины, общее направление в стиле «все будет хорошо, будем развивать экономику и расти».

Тем более странно читать документ экономического сотрудничества между РФ и Украиной после аннексии Крыма. Ведь о каком «создании совместных предприятий и стратегических корпоративных объединений (транснациональных корпораций) для выполнения работ по созданию новых образцов продукции военного, двойного и специального назначения, а также осуществлении ремонта и модернизации» может идти речь? Впрочем, политика и политические решения не должны влиять на анализ математической и статистической информации.

Анализ статистических данных между Украиной и РФ. Благодаря данным Государственной службы статистики мы можем увидеть, как менялись показатели импорта и экспорта с Россией и некоторыми другими странами, в том числе и Беларусью. Как известно, большой популярностью пользуется миф о том, что теперь украинские предприятия продолжают торговать с Россией через Беларусь. Следующие графики показывают, что объемы внешней торговли с Беларусью не претерпели изменений и фантастического увеличения.

программа экономического развития
программа экономического развития
программа экономического развития

Итак, объемы товарооборота с РФ падали до 2016 года включительно, и только в 2017-м увеличились (импорт – на 39,8% и экспорт – на 9,5%). Поэтому отдельным интересным вопросом является товарная структура внешней торговли с Российской Федерацией. Посмотрим на изменения в топ-10 позиций товаров.

Импорт. Практически все позиции с каждым годом идут на спад по сравнению с 2011 годом, в том числе и:

- «черные металлы», уменьшение на 73%;

- «84 реакторы ядерные, котлы, машины», уменьшение на 48%;

- «электрические машины», уменьшение на 79%;

- «87 средства наземного транспорта, кроме железнодорожного», уменьшение на 84%;

- «27 топлива минеральные; нефть и продукты ее перегонки », уменьшение на 83%.

В отличие от вышеприведенных позиций, «28 продукты неорганической химии» растут на 39,9% по сравнению с 2013 годом и на 88% – по сравнению с 2011-м. Также группа 31 «удобрения» по сравнению с 2013 годом выросла на 16,7%, а по сравнению с 2011-м – на 45,3%.

программа экономического развития
программа экономического развития
программа экономического развития

Экспорт. Топ-10 показателей показывают уменьшение (по сравнению с 2011 годом), в том числе:

- «02 мясо и съедобные субпродукты», уменьшение на 99,99%;

- «27 топлива минеральные; нефть и продукты ее перегонки », уменьшение на 96%;

- «86 железнодорожные локомотивы», уменьшение на 96%;

- «87 средства наземного транспорта, кроме железнодорожного», уменьшение на 88%;

- «85 электрические машины», уменьшение на 83%.

программа экономического развития
программа экономического развития

Услуги. Здесь интересным будет график экспорта-импорта услуг в/из Российской Федерации.

программа экономического развития

Львиную долю экспорта услуг в РФ составляют транспортные услуги (92% в 2017 году, 90% в 2016-м; 85% в 2015-м; 76% в 2014-м). В 2014 году 10% составили «деловые услуги», а уже в 2017-м их доля была 2,99%. Услуги в сфере телекоммуникаций и компьютерных услуг также уменьшились с 7% в 2014-м до 2,8% в 2017 году.

При импорте услуг из РФ в 2017 году 36,6% составили транспортные услуги и 35,8% деловые услуги. В 2014 году структура была несколько иной: 31,6% – транспортные услуги; 22% – деловые услуги; 11,3% – услуги, связанные с финансовой деятельностью; 14,2% – услуги в сфере телекоммуникаций и компьютерных услуг.

Была ли необходимость в расторжении программы экономического сотрудничества с Россией? Можно говорить, что вряд ли на объем торговли с РФ повлияет расторжения этой «программы», ведь по ней последние годы ничего и не делалось.

Как будут меняться показатели внешней торговли с РФ, мы сможем увидеть только по факту –  после того как статистическую информацию обработает Государственная служба статистики.

Анализировать экономические отношения между РФ и Украиной нужно постоянно, чтобы понимать, каким образом происходят изменения: в структуре товаров и услуг и в стоимостных объемах. Например, на данный момент уже есть статистические данные за январь 2018 года, поэтому можем сравнить данные экспорта и импорта январь к январю за 2016-й, 2017-й и 2018 годы.

программа экономического развития

Позиция в импорте «26 руды, шлаки и зола» в январе 2018 года выросла в 26 раз по сравнению с январем 2016 года. Импорт «30 фармацевтическая продукция» в январе 2018-го вырос в 20 раз по сравнению с январем 2016 года. Аналогично в 5,5 раза вырос импорт «38 разнообразная химическая продукция». При этом в 9,5 раза уменьшился импорт «84 реакторы ядерные, котлы, машины» в январе 2018 года по сравнению с январем 2017 года.

Январские данные экспорта также имеют некоторые интересные особенности: «27 топлива минеральные; нефть и продукты ее перегонки »увеличились в 15 раз в январе 2018-го по сравнению с январем 2016 года. В 32 раза упал экспорт позиции «28 продукты неорганической химии» в январе 2018-го по сравнению с январем 2016 года.

Невозможно делать прогнозы на базе одного месяца на весь последующий год, ведь каждая операция и каждая позиция имеют свои определенные нюансы и особенности. Поэтому не следует делать поспешных выводов – посмотрим на данные хотя бы через шесть месяцев.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в нашем Telegram-канале Mind.ua и ленте Google NEWS