Итоги «братства»: что представляло собой экономическое сотрудничество Украины с РФ

Итоги «братства»: что представляло собой экономическое сотрудничество Украины с РФ

И как отразится на экономике расторжение соответствующей программы

Цей текст також доступний українською
Итоги «братства»: что представляло собой экономическое сотрудничество Украины с РФ
Фото Shutterstock

25 марта 2018 года было опубликовано решение правительства о расторжении программы экономического сотрудничества с Российской Федерацией, действующей с 2011 года. Mind обратился к Владимиру Жуку, экономисту независимой группы макроэкономического анализа и прогнозирования IMF Group of Ukraine с просьбой подробно прокомментировать решение правительства с точки зрения экономики и анализа статистических данных. Его исследование будет состоять из двух частей: анализа самого документа «Программа экономического развития» от 7 июня 2011 года и анализа статистических данных между Украиной и РФ.

Какова была цель подписания Программы экономического развития? Программа представляет собой системный документ, отражающий совокупность согласованных взглядов Российской Федерации и Украины на перспективы их долгосрочного взаимовыгодного сотрудничества в экономической сфере как равноправных независимых государств-партнеров. В программе рассматриваются цели и средства развития российско-украинского экономического сотрудничества, его основные направления и приоритетные отрасли, а также ожидаемые результаты.

Создание этого документа имело свои предпосылки и было довольно логичным:

  • существенное снижение интенсивности торгово-инвестиционных связей в 2006–2009 годах, вызванное политическими факторами и последствиями глобального экономического кризиса;
  • репутационные потери, понесенные сторонами во время конфликтов в связи с условиями газового транзита в 2006–2009 годах;
  • другие экономические идеи взаимного развития.

В документе отмечено, что с 2011 года рост экономик России и Украины должен был иметь восстановительный характер в виде темпов роста не ниже 4,5–5% для РФ и 6–6,6% для Украины. В то же время отмечался и оптимистичный сценарий повышения товарооборота в среднем на 10–15% ежегодно в количественном выражении.

Что относится к целям программы? Если очень коротко, то следующее:

  • экономический рост за счет повышенной взаимной экономической интеграции;
  • модернизация национальных экономик;
  • поддержание проектов для диверсификации экспорта в другие страны;
  • улучшение инвестиционного климата;
  • повышение благосостояния и качества жизни населения, его социальной защищенности;
  • укрепление добрососедских отношений РФ и Украины, основанных на уважении интересов друг друга, интенсификации экономических и культурных контактов между гражданами наших стран;
  • обеспечение экономической, энергетической, продовольственной и экологической безопасности.

То есть каждый должен самостоятельно решить, действительно ли отношения между РФ и Украиной с 2011 года проходили в соответствии с целями, определенными в программе сотрудничества с РФ.

Стоит дополнительно отметить, что в вышеупомянутом документе также были идеи о расширении использования национальных валют стран-партнеров (российского рубля и украинской гривны) в обслуживании внешнеэкономических операций. Кроме того, и идеи формирования механизмов экспортно-импортных кредитов с использованием кредитов национальных институтов развития.

Что предусматривает документ в качестве потенциального взаимного развития? Программой предусмотрен очень широкий спектр улучшений, а именно:

  • обеспечение свободного передвижения граждан;
  • сотрудничество в области технического регулирования;
  • сотрудничество в сфере инноваций и научных исследований;
  • пограничное и межрегиональное сотрудничество;
  • военно-техническое сотрудничество;
  • сотрудничество в области конкурентной политики;
  • углеводородная энергетика; электроэнергетика; ядерная энергетика;
  • авиационная промышленность (совместная разработка и серийное производство самолетов семейств Ан-148, Ан-140, Ан-124, Ан-70);
  • космическая промышленность;
  • судостроение (формирование корпоративных альянсов и создание совместных предприятий, развитие ремонтной базы для обслуживания и модернизации судов грузового и пассажирского флота);
  • агропромышленный комплекс (привлечение предприятий агропромышленного комплекса для совместного участия в выставочных мероприятиях на территориях обоих государств; выработки совместных подходов к вопросам контроля качественных показателей семенного материала и товарной продукции АПК, сортоиспытания и стандартизации, развитие сотрудничества на зерновом рынке, включая логистику зерновых и продукции их переработки; совместная разработка и использование биотехнологий в АПК, проведение совместных инспекций российских и украинских предприятий по производству продукции животного происхождения);
  • транспорт и логистика;
  • курортно-рекреационный комплекс.

Впрочем, поскольку данная программа изложена лишь на 20 страницах, не стоит надеяться, что хоть что-то было прописано подробно или качественно. Этот документ мог бы пригодиться при определении вектора развития стран РФ и Украины, общее направление в стиле «все будет хорошо, будем развивать экономику и расти».

Тем более странно читать документ экономического сотрудничества между РФ и Украиной после аннексии Крыма. Ведь о каком «создании совместных предприятий и стратегических корпоративных объединений (транснациональных корпораций) для выполнения работ по созданию новых образцов продукции военного, двойного и специального назначения, а также осуществлении ремонта и модернизации» может идти речь? Впрочем, политика и политические решения не должны влиять на анализ математической и статистической информации.

Анализ статистических данных между Украиной и РФ. Благодаря данным Государственной службы статистики мы можем увидеть, как менялись показатели импорта и экспорта с Россией и некоторыми другими странами, в том числе и Беларусью. Как известно, большой популярностью пользуется миф о том, что теперь украинские предприятия продолжают торговать с Россией через Беларусь. Следующие графики показывают, что объемы внешней торговли с Беларусью не претерпели изменений и фантастического увеличения.

программа экономического развития
программа экономического развития
программа экономического развития

Итак, объемы товарооборота с РФ падали до 2016 года включительно, и только в 2017-м увеличились (импорт – на 39,8% и экспорт – на 9,5%). Поэтому отдельным интересным вопросом является товарная структура внешней торговли с Российской Федерацией. Посмотрим на изменения в топ-10 позиций товаров.

Импорт. Практически все позиции с каждым годом идут на спад по сравнению с 2011 годом, в том числе и:

- «черные металлы», уменьшение на 73%;

- «84 реакторы ядерные, котлы, машины», уменьшение на 48%;

- «электрические машины», уменьшение на 79%;

- «87 средства наземного транспорта, кроме железнодорожного», уменьшение на 84%;

- «27 топлива минеральные; нефть и продукты ее перегонки », уменьшение на 83%.

В отличие от вышеприведенных позиций, «28 продукты неорганической химии» растут на 39,9% по сравнению с 2013 годом и на 88% – по сравнению с 2011-м. Также группа 31 «удобрения» по сравнению с 2013 годом выросла на 16,7%, а по сравнению с 2011-м – на 45,3%.

программа экономического развития
программа экономического развития
программа экономического развития

Экспорт. Топ-10 показателей показывают уменьшение (по сравнению с 2011 годом), в том числе:

- «02 мясо и съедобные субпродукты», уменьшение на 99,99%;

- «27 топлива минеральные; нефть и продукты ее перегонки », уменьшение на 96%;

- «86 железнодорожные локомотивы», уменьшение на 96%;

- «87 средства наземного транспорта, кроме железнодорожного», уменьшение на 88%;

- «85 электрические машины», уменьшение на 83%.

программа экономического развития
программа экономического развития

Услуги. Здесь интересным будет график экспорта-импорта услуг в/из Российской Федерации.

программа экономического развития

Львиную долю экспорта услуг в РФ составляют транспортные услуги (92% в 2017 году, 90% в 2016-м; 85% в 2015-м; 76% в 2014-м). В 2014 году 10% составили «деловые услуги», а уже в 2017-м их доля была 2,99%. Услуги в сфере телекоммуникаций и компьютерных услуг также уменьшились с 7% в 2014-м до 2,8% в 2017 году.

При импорте услуг из РФ в 2017 году 36,6% составили транспортные услуги и 35,8% деловые услуги. В 2014 году структура была несколько иной: 31,6% – транспортные услуги; 22% – деловые услуги; 11,3% – услуги, связанные с финансовой деятельностью; 14,2% – услуги в сфере телекоммуникаций и компьютерных услуг.

Была ли необходимость в расторжении программы экономического сотрудничества с Россией? Можно говорить, что вряд ли на объем торговли с РФ повлияет расторжения этой «программы», ведь по ней последние годы ничего и не делалось.

Как будут меняться показатели внешней торговли с РФ, мы сможем увидеть только по факту –  после того как статистическую информацию обработает Государственная служба статистики.

Анализировать экономические отношения между РФ и Украиной нужно постоянно, чтобы понимать, каким образом происходят изменения: в структуре товаров и услуг и в стоимостных объемах. Например, на данный момент уже есть статистические данные за январь 2018 года, поэтому можем сравнить данные экспорта и импорта январь к январю за 2016-й, 2017-й и 2018 годы.

программа экономического развития

Позиция в импорте «26 руды, шлаки и зола» в январе 2018 года выросла в 26 раз по сравнению с январем 2016 года. Импорт «30 фармацевтическая продукция» в январе 2018-го вырос в 20 раз по сравнению с январем 2016 года. Аналогично в 5,5 раза вырос импорт «38 разнообразная химическая продукция». При этом в 9,5 раза уменьшился импорт «84 реакторы ядерные, котлы, машины» в январе 2018 года по сравнению с январем 2017 года.

Январские данные экспорта также имеют некоторые интересные особенности: «27 топлива минеральные; нефть и продукты ее перегонки »увеличились в 15 раз в январе 2018-го по сравнению с январем 2016 года. В 32 раза упал экспорт позиции «28 продукты неорганической химии» в январе 2018-го по сравнению с январем 2016 года.

Невозможно делать прогнозы на базе одного месяца на весь последующий год, ведь каждая операция и каждая позиция имеют свои определенные нюансы и особенности. Поэтому не следует делать поспешных выводов – посмотрим на данные хотя бы через шесть месяцев.

Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.

В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.

Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно