15 мая Верховная Рада приняла во втором чтении законопроект №6141 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно содействия привлечению иностранных инвестиций». Документ предусматривает ряд упрощений инвестиционной деятельности. Среди них – возможность приобретать ценные бумаги украинских эмитентов номинальными держателями. Юрист Глеб Сегида рассказал Mind, почему это тот редкий случай, когда за патетическим названием скрываются действительно полезные нормы, чего ждать от нового закона и что важно изменить еще в отечественном законодательном поле, чтобы окончательно достичь заявленных благих целей.
В современном финансовом мире мобильность денег является одним из важнейших факторов – как быстро возможно свои накопления куда-либо вложить и забрать обратно. Инвестору не интересно разбираться в нюансах регулирования тех или иных государств (у всех успешных стран мира по умолчанию валютное регулирование очень сходно), и проходить бюрократические процедуры для того, чтобы завести в страну деньги.
Да и ставить препоны на пути притока зарубежных инвестиций, мягко говоря, неразумно. Хотя Украина относится именно к таким странам: отсюда не только тяжело вывести деньги в связи с валютными ограничениями НБУ, но и вложить сюда – тем более.
Например, надо открывать счет в украинском банке, предоставив документы с мокрой печатью. И вот представьте: сидит некий инвестор в своем лондонском офисе, на экране компьютера у него варианты инвестиций в фондовые рынки десятков стран, и для покупки ценных бумаг большинства из них достаточно сделать несколько кликов мышкой или звонок своему брокеру. А для Украины приходится готовить пачку распечатанных документов. Куда он будет инвестировать?
Наконец-то, после принятия подзаконных актов к недавно принятому закону, легкий путь станет возможным и в Украине. Мы стали одной из стран, где номинальные держатели смогут приобретать ценные бумаги украинских эмитентов в пользу своих клиентов.
Кто будет выступать номинальными держателями? Номинальным держателем сможет стать кредитная организация, зарегистрированная в государстве-члене ЕС и/или члене Группы по разработке финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF), которая соответствует определенным требованиям. И в соответствии с законодательством государства, в котором она зарегистрирована, имеет право предоставлять своим клиентам услуги по учету и перерегистрации прав на ценные бумаги.
Этими ценными бумагами станут облигации государства Украина (ОВГЗ), которые имеют очень привлекательную доходность для иностранцев – 15-17% годовых против 1-3% по облигациям развитых стран.
Как будут приобретаться украинские ЦБ? Иностранный банк должен будет провести соответствующую идентификацию клиента, и после этого выполнить его поручение. То есть инвестор из Европы, Канады, США, Австралии теперь сможет дать поручение своему местному банку приобрести ценные бумаги на украинском рынке. Этот банк проведет операцию через свой счет, открытый в одном из банков Украины.
Россиянам тоже можно? В законе установлен предохранитель от «русских денег» – номинальными держателями не могут быть резиденты страны, совершающей вооруженную агрессию против Украины.
Как это повлияет на рынок? Приток иностранных денег сделает внутренний рынок более ликвидным, а, значит, и ставки могут пойти вниз. Не говоря уже о притоке валюты в страну.
Большая ликвидность дает надежду, что деньги в свои облигации смогут привлекать и корпоративные заемщики. Потенциально в Украину могут зайти миллиарды долларов, а не несколько сотен в год, как это происходит сегодня. Впрочем, такие деньги имеют и соответствующий минус – как быстро они зашли, так же быстро могут и уйти. Поэтому просто принять закон не достаточно. Как и ранее, надо улучшать инвестиционный климат, проводить реформы и продолжать сотрудничество с МВФ.
Почему закон все-таки приняли? Именно желание получить возможность привлекать деньги в кредит через продажу ОВГЗ, а не создавать независимый Антикоррупционный суд, чтобы получить транш от МВФ, и стало главным катализатором для принятия законопроекта №6141. От первого до второго чтения этого закона прошло менее трех месяцев – рекордные сроки как для украинского парламента.
Проблема решена? К сожалению, остановка сотрудничества с МВФ не приведет в Украину большого числа иностранных инвесторов. Ведь его помощь выступает своеобразной страховкой и индикатором для частных инвестиционных фондов.
Снятие барьеров не означает снижение рисков. А соотношение «риск-доходность» остается решающим фактором в принятии решений инвесторами. И даже высокие доходности их не завлекут, если Украина вновь окажется на грани дефолта.