Украине в 2020 году необходимо выплатить около $11 млрд в валюте по обязательствам на внутреннем и внешних рынках. Согласно мнению большинства финансовых экспертов, без новых траншей от Международного валютного фонда (МВФ) это – непосильная ноша для отечественной экономики. Однако возможен и альтернативный сценарий. Какой именно – специально для Mind объясняет экономист Даниил Монин.
Вопрос внешних государственных долгов, по созданной властью за последние несколько лет традиции, – крайне политизирован. Есть очень распространенная точка зрения, что финансирование МВФ – необходимость, без которой Украина не сможет существовать.
В то же время, если внимательно посмотреть на баланс взаимоотношений страны с фондом за три года, становится очевидным, что с 2016-го он отрицательный. То есть Украина получила от МВФ денег меньше, чем отдала ему. И, когда брала новые кредиты, просто переносила сроки выплаты долгов на более поздний срок.
Возможно, многим это покажется странным, но сейчас так работает весь мир. Государственные долги практически никогда не платятся – государства постоянно их замещают.
Чтобы отдать любой долг, стране необходимо выпустить новые долговые бумаги с более поздним сроком погашения, привлечь деньги, и именно этими деньгами погасить текущие обязательства. Таким образом, вопрос отдачи старых долгов заменяется на вопрос источников финансирования и формирования нового пула долгов на более поздний срок. По-простому это звучит так: чтобы отдать $11 млрд – надо привлечь $11 млрд, организуя постоянный кругооборот долгов.
С другой стороны график долговых выплат – это постоянно изменяемый во времени параметр, поскольку государство все время берет новые долги.
Автором составлен помесячный график валютных выплат и заимствований, необходимых, чтобы покрыть потребности государства до конца 2020 года, отталкиваясь от состояния на 13 июня 2019-го по разным направлениям выплат. Он стал результатом анализа открытых данных Минфина, НБУ, МВФ, а также части закрытых инсайдов – и проведенного балансирования ряда необходимых показателей.
Итого в 2019 году Украине еще предстоит погасить $5 млрд ($2,4 млрд внутренних валютных долгов и $2,6 млрд внешних). А в 2020 году выплаты составят $11 млрд – около $4 млрд на внутреннем рынке ОВГЗ и почти $7 млрд внешних, из которых $1,7–1,8 млрд – это проценты на обслуживание.
До конца текущего года вероятность получения финансирования от МВФ совсем невелика. Так почему государство совсем не переживает по поводу 2019-го, а переживает за 2020 год, когда на выплату необходимы сравнимые средства в полугодичном режиме? Предложенная таблица требует пояснений. Более детально пройдемся по ее основам.
Государственные долги Украины в целом состоят из трех компонентов
В 2019 году уровень государственного долга вместе с гарантированным оценивается в почти $80 млрд.
Внутренний долг номинирован не только в гривне. Часть его (около $4–5 млрд, или 15%) – в долларах и евро.
Несмотря на то что внутреннего долга существенно меньше, чем внешнего, – обходится он намного дороже. Для сравнения: в этом году обслуживание внешних долгов Украине будет стоить 45–50 млрд грн (средняя ставка 4% годовых); а обслуживание внутренних – 75–80 млрд грн (средняя ставка – около 10%).
Таким образом, для финансовой стабильности государства намного опаснее не евробонды, привлекаемые по ставке 7–9% годовых при девальвации 2–5% в год, а очень дорогие гривневые ресурсы, которые из-за высокой ставки НБУ стоят Минфину 16–20% годовых.
На внутреннем рынке оборачивается большое количество облигаций внутреннего госзайма (ОВГЗ). Минфин проводит аукционы по их привлечению каждую неделю. При этом он решает две задачи. Основная – возвращение тела кредитов, срок оплаты которых подошел. И вспомогательная – финансирование дефицита бюджета. Но в первом случае, как уже говорилось выше, происходит просто замещение одних долгов другими.
Основная часть гривен – это длинные деньги под не очень высокие проценты (около 10%). Поскольку НБУ сейчас держит высокую ставку, то Минфин берет гривну на минимальный срок, в основном – чтобы погасить тело прошлых дорогих кредитов.
Валютные ОВГЗ берутся по ставкам 5–7% в долларах и 4–5% в евро – и это намного дешевле евробондов, привлекаемых под 7–9%. Все валютные ОВГЗ – это очень короткие деньги (90% из них – сроком до одного года). Поэтому кругооборот валютных ОВГЗ на внутреннем рынке – огромен.
Так, за первое полугодие Минфин погасит 3,2 млрд долларов/евро тела кредитов. Но на самом деле это – просто работа по постоянному замещению долгов. Ведомство легко может привлекать на внутреннем рынке по $400–500 млн каждый месяц.
В информационном пространстве постоянно муссируется мнение, что обслуживание долгов в Украине составляет 30% бюджета. Эту фразу даже повторил президент на встрече с бизнесом 20 июня.
Но это не так: за четыре месяца нынешнего года Украина имеет профицитный Сводный бюджет, а объем заимствований, сделанных на внутреннем рынке, составил 132 млрд грн, но почти все они пошли на замещение старых долгов.
Покрытие дефицита бюджета обычно осуществляется Минфином в IV квартале каждого года. Итого государство тратит на обслуживание долгов только 7–8% бюджетных средств (с ниспадающим трендом). Например, в 2018-м на эти цели ушло 3,2% ВВП.
В целом, чтобы покрыть свои потребности на внутреннем рынке, Минфин должен выпускать новые валютные ОВГЗ на примерно $400 млн в месяц (кроме марта и сентября – пика внешних выплат). Это он сейчас и так делает на регулярной основе.
Соответственно Минфин легко закрывает потребность в $2,4 млрд в этом году и около $4 млрд в 2020-м самостоятельно.
Национальный банк является основным держателем гарантированного долга Украины (почти 75%) на сумму $7,5 млрд. Единственным кредитором у НБУ выступает МВФ.
Во второй половине нынешнего года Украина начинает возврат кредита на $5 млрд, взятого 13 марта 2015-го. Выплаты разбиты на 12 частей по $416 млн каждые полгода. Первую предстоит совершить 13 сентября 2019-го, а в 2020 году – 13 марта и 11 сентября. Получателями кредита в Украине выступили совместно НБУ и Минфин, поэтому и возвращать его будут оба ведомства. Кроме того, НБУ платит проценты (около $60 млн раз в квартал).
Итого потребность Нацбанка в валюте оценивается в сумму около $900 млн за год. При этом в 2018 году чистый выкуп валюты у НБУ на межбанке составил более $1,3 млрд. А в этом году такую же (и даже большую) сумму валюты НБУ выкупил на межбанке уже до 13 июня.
Автор составил примерный график интервенции Нацбанка на валютном рынке до конца 2020 года. Красным отмечены сглаживания пика спроса (продажа валюты), а синим – выкуп валюты в резервы. Можно сделать вывод, что НБУ может проводить возврат тела кредитов МВФ без новых заимствований самостоятельно.
Здесь также нужно заметить, что по текущей программе с МВФ, подписанной в декабре 2018 года, кредиты фонда отправляются на баланс НБУ и не передаются Минфину. Они просто идут в резервы и фактически не используются для выплат. Основная их цель – повышение уровня международных резервов за счет новых долгов.
Итак, в 2019–2020 годах НБУ, проводя текущие политики, может выполнить свои обязательства самостоятельно – за счет средств привлекаемых на межбанковском рынке, без внешнего финансирования.
На вторую половину 2019 года у Минфина числится к погашению на внешнем рынке около $1,4 млрд тела кредитов и $750 млн процентов. Основные выплаты, предстоящие в сентябре, – около $1,7 млрд (тело + проценты). А в 2020 году – около $4,5 млрд тела кредитов и около $1,5 млрд процентов.
При этом основные выплаты тела кредитов в 2020 году разбиты на март, май и сентябрь, а проценты в основном платятся в марте и сентябре. Наиболее обременительным месяцем станет сентябрь, когда необходимо будет погасить почти $3 млрд: $1,4 млрд тела кредита согласно «реструктуризации от Наталии Яресько», около $600 млн по соглашению от 22 мая 2015 года с Европейским союзом и плюс проценты по обязательствам перед МВФ и по евробондам.
В целом за полтора года у Минфина насчитывается обязательств к погашению на сумму немногим более $8 млрд, что требует взятие внешних займов примерно по $2 млрд каждые четыре месяца. Автор составил примерный график возможного взятия займов, необходимых для покрытия потребности Минфина в валюте.
Кроме официальных выплат Минфина есть еще гарантированный государством долг на уровне $10 млрд, 75% которого – долг НБУ перед МВФ, который уже учтен в разделе, посвященном Нацбанку, а также долг Китаю в размере $1,3 млрд. Его Украина выплачивает по $150 млн в год – двумя равными траншами в январе и июле.
По остальным долгам (около $1,2 млрд) субъекты хозяйствования проводят выплаты самостоятельно.
Таким образом, потребность Минфина на 2020 года в валюте оценивается на уровне $6 млрд, которые необходимо привлечь на внешнем рынке.
Как мы выяснили ранее, МВФ на самом деле не помогает решать потребности Минфина в финансировании, если транши идут на баланс НБУ. Если бы в декабре 2018 года государство взяло заем на Минфин, то уже сейчас страна бы имела гарантированно закрытые обязательства по 2019 году. Но транш МВФ пошел в резервы НБУ и Минфин не может на него рассчитывать: деньги фактически используются только для выплат тела кредита тому же МВФ и позволяют улучшать платежный баланс страны.
В то же время у государства имеется большой спектр альтернативных заменителей деньгам фонда, который оно может использовать:
Итак, Украина имеет все возможности самостоятельно пройти пик выплат в 2020 году. Но для этого их необходимо сполна использовать, сосредоточившись на стратегии ускоренного экономического роста, а не на стратегии выживания.