Украина – восьмая в антирейтинге HAMI: топ-10 «самых несчастных» стран
Украинцы, по расчетам экономистов, несчастнее турков, но счастливее аргентинцев
Люди счастливы, когда их благосостояние растет, и страдают в периоды безработицы и роста цен. Так утверждает экономист Стив Ханке из американского Университета Джона Хопкинса, высчитывающий для 157 стран «индекс несчастья», Hanke’s Annual Misery Index (HAMI).
Чтобы измерить, как сильно страдает население, нужно сложить уровень безработицы (умноженный на два) с инфляцией и ставкой банковского кредитования, влияющей на душевное состояние людей с кредитами. От полученного значения нужно отнять прирост реального ВВП на единицу населения, вселяющий в общество оптимизм и надежды на светлое будущее.
Эта формула показала, что Финляндия, которую пятый год называют самой счастливой страной в докладе ООН World Happiness Report, находится на 109-м месте и всего на шесть позиций отстает от Индии.
Согласно индексу HAMI, по итогам 2022-го люди больше всего радовались жизни не в скандинавских странах, а в Швейцарии, занявшей в рейтинге 157 место с индексом 8,5, а также в Кувейте (156 место), Ирландии (155), Японии (154) и Малайзии (153). Счастливее стало население в Соединенных Штатах, переместившихся за год со 102-й на 134-ю позицию рейтинга. Еще лучшие настроения царят в Китае, занявшем 142-е место.
Украина в 2022 году, наоборот, погружалась в печаль судя по ее показателю HAMI, взлетевшему с 29,5 до 110. Наша страна поднялась с 34-го на 8-е место в мировом рейтинге и оказалась в десятке самых несчастных экономик вместе с Зимбабве, Венесуэлой, Сирией, Ливаном, Суданом, Аргентиной, Йеменом, Кубой и Турцией.

Mind предлагает узнать о тяготах этих десяти стран с наивысшим «индексом несчастья».
Зимбабве
В африканском Зимбабве не бушевала война, как в Украине, Сирии или Судане. Но 16-миллионное население этой страны более несчастно из-за 244%-ной инфляции и 132%-ных банковских процентов по кредитам.
Галопирующая инфляция стала визитной карточкой Зимбабве пятнадцать лет назад во времена одиозного Роберта Мугабе, выгнавшего из страны белых фермеров и устроившего «черный передел» собственности. Хотя 30-летнее правление Мугабе прекратил военный переворот в 2017 году, экономическая ситуация с тех пор так и не улучшилась. Виной тому, по утверждению составителей рейтинга HAMI, созданная Мугабе правящая партия Зимбабвийский африканский национальный союз – Патриотический фронт (ЗАНС-ПФ), вцепившаяся в страну подобно спруту.
«В действительности ЗАНС-ПФ управляет государством больше как политическая мафия, а не как политическая партия. Результатом ее политик стала огромная нищета», – отмечает Стив Ханке.
HAMI = [Безработица (20%)*2 + Инфляция (243,8%) + Ставка банковского кредитования (131,8%)] – Реальный рост ВВП (0,9%) = 414,7
Венесуэла
Латиноамериканское нефтедобывающее государство Венесуэла, по выражению Стива Ханке, год за годом «спускается по спирали к экономической смерти». Взлетевшие на фоне энергокризиса цены на нефть и газ в 2022 году потянули вверх ее экономический рост, но никак не исправили катастрофу на рынке труда и ценовой хаос.
Свыше трети 30-миллионного населения Венесуэлы безработные, а инфляция по итогам 2022 года составила 266,9%. Социалистическое правительство Николаса Мадуро по-прежнему пытается жестко контролировать курс валюты и цены, порождая тотальный дефицит товаров первой необходимости и вынуждая население добывать их за взятки. По уровню восприятия коррупции Боливарианская республика в 2023 году расположилась на 177 месте из 180 стран в рейтинге Transparency International.
HAMI = [Безработица (33,5%)*2 + Инфляция (266,9%) + Ставка банковского кредитования (11,1%)] – Реальный рост ВВП (14,2%) = 330,8
Сирия
Хотя крупномасштабная гражданская война внутри Сирии утихла, уровень насильственных смертей в этой стране остался одним из самых высоких в мире. Вдобавок ее экономика начала терпеть бедствие из-за боевых действий в Украине.
«Поскольку почти половину потребляемой нефти и треть потребляемого зерна Сирия импортирует, взлетевшие из-за войны в Украине цены ослабили ее фискальные и внешние позиции и разожгли инфляцию», – говорится в отчете Всемирного банка.
Сирийским семьям все труднее обеспечить свои потребности, так как в разрушенной войной стране очень мало возможностей для заработка, а национальная валюта стремительно обесценивается. В сирийских обменниках в 2018 году американский доллар стоил 500 фунтов, в 2021-м –3300, в конце 2022-го – 6600, а в мае 2023-го – свыше 8000.
HAMI = [Безработица (57%)*2 + Инфляция (94,9%) + Ставка банковского кредитования (14%)] – Реальный рост ВВП (-2,5%) = 225,4
Ливан
Ливан катится в финансовую пропасть с 2019 года. Из-за расточительной государственной политики средиземноморскую страну стал душить гигантский долг и вдобавок сковал политический паралич. Враждующие парламентские партии с осени 2022 года не могут избрать президента, а иностранные инвесторы не хотят брать Ливан на поруки до проведения реформ.
Из-за 98%-ного падения курса лиры и трехзначной инфляции, как пишет ливанская L’Orient Today, более половины 6-миллионного населения оказалось за чертой бедности. Тем не менее журналисты издания и местные экономисты не соглашаются признать жителей Ливана несчастными и считают, что в рейтинг HAMI страна «притянута за уши».
«Нет точных оценок безработицы в Ливане. А даже если бы и были, страна погрузилась в неформальную экономику настолько, что официальные данные не отразили бы полную картину. В целом в сегодняшнем Ливане все цифры мутные, и их нужно воспринимать скептически. Экономику Ливана нужно оценивать иначе, чем другие экономики. Вот почему многое в этих индексах «несчастья», я считаю сфальсифицировано», – цитирует L’Orient Today ливанского экономиста Сами Зоухаиба из бейрутского мозгового центра The Policy Initiative.
HAMI = [Безработица (29%)*2 + Инфляция (122%) + Ставка банковского кредитования (5,3%)] – Реальный рост ВВП (-5%) = 190,3
Судан
В третьем по размеру государстве Африки, как пишет посол Судана в Австрии Магди Мофадал, экономика «кровоточила» с 2011 года из-за отделения Южного Судана и потери около 90% экспортной выручки. К началу 2023-го в стране разразился гуманитарный кризис, и экономика опустилась на колени.
В довершение ко всему в апреле 2023-го, как писал Mind, два правителя Судана устроили борьбу за власть с применением артиллерии, танков и боевой авиации. Этот кризис, по словам Магди Мофадала, «сгенерировал беспрецедентное количество жертв, повсеместные человеческие страдания и разорение».
HAMI = [Безработица (30,6%)*2 + Инфляция (87,3%) + Ставка банковского кредитования (24,4%)] – Реальный рост ВВП (-3,2%) = 176,1
Аргентина
Второе по величине государство Южной Америки с 2018 года пребывает в инфляционном кризисе. Рост цен в Аргентине, ранее составлявший около 50% в год, за 2022 год ускорился до 95%, а к маю 2023-го достиг 109%. Чтобы обуздать инфляцию, правительство урезало импорт, создав дефицит товаров и сырья для производств, а центробанк поднял базовую процентную ставку до беспрецедентных 97% годовых.
Ситуация погружает 46-миллионное население в отчаяние, так как мало кто из аргентинцев верит в способность правительства замедлить рост цен, как и в возможность страны выплачивать $44,5-миллиардный долг перед МВФ.
«Власти превратили нас в страну нищих, – цитирует Reuters 60-летнего жители Буэнос-Айреса Карлоса Эндрада. – Люди падают духом, потому что, проработав всю свою жизнь, они вынуждены бороться, чтобы приобрести помидоры или перец».
Поскольку стремительная инфляция уничтожает сбережения в песо, население Аргентины увлечено охотой за долларами. В ожидании гуманитарной катастрофы граждане скупают американские банкноты и не продают. Также недовольные аргентинцы проводят массовые митинги против роста цен, на которых требуют освободить страну от «долговых оков» МВФ.
HAMI = [Безработица (7,1%)*2 + Инфляция (94,8%) + Ставка банковского кредитования (52,4%)] – Реальный рост ВВП (5,2%) = 156,2
Йемен
Йемен во все периоды своего существования относился к числу наименее развитых и бедных арабских государств. С 2015 года его положение менялось от плохого к катастрофическому из-за затянувшейся прокси-войны, в которой поддерживаемые Ираном повстанцы-хуситы борются с международной коалицией во главе с Саудовской Аравией, а также с исламистскими группировками и сепаратистами.
Из-за этой войны экономика Йемена уменьшилась более чем вдвое, территория страны разделилась на три зоны контроля, и на ней разразился худший в мире гуманитарный кризис. По данным ООН, 16,2 млн жителей Йемена нуждаются в срочной помощи в связи с нехваткой продовольствия и истощением, приводящим к вспышкам холеры, дифтерии, кори и тропической лихорадки.
HAMI = [Безработица (13,6%)*2 + Инфляция (53,2%) + Ставка банковского кредитования (34%)] – Реальный рост ВВП (-1,8%) = 116,2
Украина
После полномасштабного российского вторжения 24 февраля 2022 года экономика Украины ужалась более чем на четверть. Из страны выехали и не вернулись свыше 4 млн граждан, а качество жизни оставшихся ухудшилось. По оценке Всемирного банка, уровень бедности в Украине повысился с 5,5% до 24,2% в 2022 году. Это погрузило в нужду 7,1 млн граждан и откатило прогресс на 15 лет назад.
Прогнозы экспертов о дальнейшем развитии нашей страны кардинально разнятся. Европейский банк реконструкции и развития – крупнейший институционный инвестор в Украину – утверждает, что наша экономика сможет восстановиться после войны за пять лет, и обещает сыграть в этом процессе ключевую роль, «когда позволят обстоятельства».
Составитель рейтинга HAMI Стив Ханке критикует Киев за коррупцию и полагает, что Украина пойдет по другому пути – вслед за Ираком, Сирией и Ливией – и станет следующей «историей великого американского успеха» в плохом смысле.
HAMI = [Безработица (19,9%)*2 + Инфляция (26,6%) + Ставка банковского кредитования (18%)] – Реальный рост ВВП (-25,6%) = 110
Куба
Остров Свободы до сих пор несет урон от торгового эмбарго США времен холодной войны, а также от последствий COVID-19. Туризм, приносивший стране остро необходимую валюту, так и не оправился после пандемии коронавируса. В январе – апреле 2023 года на Кубу приехало вдвое меньше визитеров, чем за аналогичный период 2019-го.
Из-за нехватки денег в коммунистическом государстве возник дефицит продовольствия, топлива, лекарств, и рекордное число трудовых мигрантов уплыло с острова в поисках лучшей жизни.
«То, что мы не можем произвести, мы не можем получить, – посетовал на днях в выступлении перед депутатами министр экономики Кубы Алехандро Хиль. – Из-за нехватки валюты на импорт удобрений и корма для скота производство свинины рухнуло с рекордных 199,7 тонн в 2017 году до 16 тонн в 2022-м».
По словам министра, так же плохо у Кубы обстоят дела с выращиванием многих фруктов и овощей. Тем временем рост цен на продукты питания подорвал покупательную способность большинства граждан. Многим кубинцам нынешних зарплат едва хватает на обеспечение базовых потребностей.
HAMI = [Безработица (3%)*2 + Инфляция (96,8%) + Ставка банковского кредитования (2,5%)] – Реальный рост ВВП (3,3%) = 102
Турция
Крупная экономика Турции, 19-я по величине в мире, оказалась в десятке самых проблемных из-за авторитарных решений президента Реджепа Эрдогана. Вопреки советам финансистов, лидер страны не усмирял высокую инфляцию повышением процентных ставок, а наоборот с 2018 года снижал их в надежде, что инвесторы и потребители увеличат расходы и подстегнут экономический рост.
«Игнорируя рекомендации, Эрдоган уволил трех центральных банкиров и взял экономику под личное управление. Но эффект от снижения процентных ставок при высокой инфляции был таким, как предсказывали. Инфляционное давление возрастало, и турецкая валюта обваливалась сразу после того, как Эрдоган анонсировал новые экономические меры. Однажды лира рухнула сразу на 15% во время его ТВ-выступления», – описывает (https://www.economicshelp.org/blog/185299/economics/turkeys-economic-crisis-and-high-inflation/) погружение Турции в кризис Теджван Петтингер, преподаватель экономики в Оксфорде.
В октябре 2022 года инфляция в Турции достигла пика в 80%, и 85 млн граждан страны ощутили острейший кризис стоимости жизни. Цены на продукты за год удвоились, а на жилье – утроились. Средняя арендная плата за квадратный метр жилья в Турции, по оценке исследовательского центра Betam, возросла за год, к марту 2023 года, на 157% – до 97 лир.
HAMI = [Безработица (10,5%)*2 + Инфляция (64,3%) + Ставка банковского кредитования (21,3%)] – Реальный рост ВВП (-5%) = 101,6
Если вы дочитали этот материал до конца, мы надеемся, это значит, что он был полезным для вас.
Мы работаем над тем, чтобы наша журналистская и аналитическая работа была качественной, и стремимся выполнять ее максимально компетентно. Это требует финансовой независимости.
Станьте подписчиком Mind всего за 196 грн в месяц и поддержите развитие независимой деловой журналистики!
Вы можете отменить подписку в любой момент в собственном кабинете LIQPAY, или написав нам по адресу: [email protected].