Недавно мир взволновала новость о продаже одного из старейших аукционных домов Sotheby's. Событие состоялось в июне этого года. Как сообщалось, французский магнат Патрик Драи заплатит по этой сделке около $3,7 млрд (с учетом долгов). Сейчас Sotheby's – публичная компания, ее акции торгуются на американской бирже. Драи давно коллекционирует предметы искусства, за свое увлечение он отдаст половину состояния.
Однако в чьих бы руках не были сосредоточены акции того или иного аукционного дома, для художников, в том числе и украинских, важно иметь возможность получать, кроме удовольствия от собственного творчества, еще и адекватную цену за свои работы.
О том, как функционирует этот рынок в Украине и чем он отличается от мирового, рассказала Mind координатор проекта МУХи Евгения Буцыкина.
Несмотря на то что сегодня еще рано говорить о развитом (или хотя бы стабильном) арт-рынке в нашей стране, украинское искусство покупается и продается. Продолжают и развивают свою деятельность частные галереи, арт-ярмарки, государственные учреждения обращают все больше внимания на современное украинское искусство, развиваются различные проекты по поддержке опытных отечественных художников и открытию тех, кто только начинает свой творческий путь. В украинском художественном поле все больше активных и пассионарных игроков: кураторов, дилеров, экспертов, галеристов, культурных журналистов и покупателей искусства, которые готовы работать на поддержку тех, кто занимает центральное место в этом поле – художников. Иногда художники берут инициативу в свои руки и создают собственные объединения, становясь предпринимателями от искусства, распространяя и продвигая свое творчество самостоятельно.
В таком несколько хаотичном и ризомном мире совукрарта стоит расставить хотя бы некоторые точки над i и определить основные на сегодня методы и способы для художника или художницы (особенно на старте карьеры) занять достойное и видное место в структуре арт-рынка, а покупателям и коллекционерам их произведений – выделить базовые критерии для поиска желаемых находок. Чтобы найти ответы на эти вопросы, обратимся к международному опыту и выводам аналитиков мирового рынка искусства.
Не в таком и далеком 2015 году Рикардо Мартинес, анализируя тогдашнее падение цен на современные произведения, обратил внимание на то, что первой жертвой кризиса всегда становится именно молодое искусство. Причина заключается в том, что часто произведения художников, только вышедших на арену (emerging artist), имеют слишком большие цены за счет хайпа вокруг спонтанно раскрученных молодых звезд. Не вполне оправданные цены на молодое искусство могут мгновенно взлететь вверх, но и также резко упасть. Поэтому аналитик советует художникам, галеристам и дилерам делать ставку на поступательное, умеренное ценообразование, соответствующее процессу роста и становления художника, его идей и их выражения в произведениях и выставках.
С другой стороны, уже в 2017-м Джеймс Тармо из Bloomberg активно советует инвестировать именно в молодых художников. Основным критерием для отбора перспективных и достойных репортер определяет «наличие выставок в солидных, ориентированных на будущее галереях и положительных отзывов арт-критиков и покупателей, но при этом обязательность последовательной и постоянной авторской художественной практики, минуя рыночную истерию». Так что именно те молодые художники, которые не стремятся к быстрой славе, а настойчиво вырабатывают свой стиль и идейное направление, наиболее интересны для прогрессивных коллекционеров.
Ребекка Дженнингс, репортер Vox, приводит интересный пример The Julius Baer Art Collection – коллекцию молодых художников швейцарского происхождения, которая является прежде всего «культурной инвестицией, поскольку предоставляет молодым талантам поддержку и узнаваемость на таком важном раннем этапе их творчества». Какими же должны быть художники-счастливчики? Ребекка вывела идеальную формулу «работы с современными медиа, которые бросают вызов классическим изобразительным искусствам (fine art) и процветают благодаря новым подходам арт-рынка, направленным на будущее». Что это за подходы, дающие крылья молодым прогрессивным художникам? Прежде всего, различные онлайн-платформы (аналитические, арт-критические ресурсы, а также способы самостоятельного медиапродвижения художников).
Именно так, сегодня художник может найти своего покупателя самостоятельно, изучая и осваивая актуальные и новейшие интернет-площадки, которым присущи свобода и инновационность, а следовательно, и определенная эмансипация от старого-доброго арт-рынка с его габаритностью за счет сложной структуры. Однако, даже если художник почувствовал себя Давидом, сражающимся с Голиафом, полностью игнорировать рынок – не самое умное решение. По крайней мере стоит знать, что он есть и что существуют рычаги для продвижения на нем.
В 2017 году эксперты одной из крупнейших страховых компаний проанализировали арт-рынок и вывели базовые критерии оценки и покупки современного искусства в его пределах. Стоит помнить, что за счет многокомпонентности и динамичности рынка (наличия первичного и вторичного рынков, а также большого количества агентов: художников, галеристов, аукционных домов, арт-дилеров, коллекционеров, музеев и многих других), эти критерии не могут быть универсальными.
И все же большинство произведений сегодня покупают исходя из трех ключевых составляющих:
Хотя критерии очевидны, их содержание иногда определить довольно важно как самим художникам, так и их потенциальным покупателям. В таких условиях сосредоточимся на более конкретных и простых советах по идентификации лучших молодых художников для коллекционирования от Одри Ламберт, редактора Artrepreneur's Art Business Journal. Итак, по ее мнению, художник, находящийся на начальном этапе карьеры, чтобы его заметили и начали покупать его произведения, должен:
быть открытым для новой, актуальной информации,
Все эти пункты говорят о том, что быть современным художником – это очень сложная и тяжелая работа, состоящая в том числе из постоянного самообразования, социального нетворкинга, саморепрезентации в разных офлайн- и онлайн-форматах (начиная с собственной страницы в социальных сетях), способности создавать оригинальные произведения и умения говорить о них со всеми агентами арт-рынка (галеристами и дилерами, журналистами, исследователями и коллекционерами), но без уверенности в устойчивом успехе и регулярных продажах.
Вопрос заключается в том, достоин ли сегодняшний украинский арт-рынок такого художника? Ценит и выискивает ли сегодняшний покупатель искусства такую еще не родившуюся звезду? Положительный ответ возможен только в условиях амбивалентного развития и уважения: художников и институтов, художников и коллекционеров, художников и художников.