Пещера Али-Бабы: как богатые россияне обходят санкции с помощью инвестиций в искусство

Пещера Али-Бабы: как богатые россияне обходят санкции с помощью инвестиций в искусство

И почему «свободные порты» Швейцарии не подвластны общеевропейской политике

Цей матеріал також доступний українською
Пещера Али-Бабы: как богатые россияне обходят санкции с помощью инвестиций в искусство

До войны с Украиной избыток природных ресурсов позволил россии стать одной их крупнейших экономик, но стране не удалось избежать «нефтяного проклятия», и теперь под давлением беспрецедентных санкций ее благополучие катится внизДело идет к тому, что ограничения затронут и поставки на мировой рынок российской нефти, экспорт которой – главный источник финансирования российской агрессии. США и Евросоюз обсуждают механизмы для сокращения «нефтяных доходов путина», сообщает Bloomberg.

Украина с западными союзниками обсуждает меры, которые позволят не только усилить санкции, но и ликвидировать возможности для их обхода компаниями и гражданами из рф. США и ЕС настроены финансировать также послевоенное восстановление Украины. Более того, с этой целью планируется использованы средства, изъятые у россии.

Уникальность ситуации еще и в том, что в стороне не осталась даже Швейцария. Она нарушила свой нейтралитет ради поддержки всех антироссийских санкций, введенных Евросоюзом, и анонсировала конференцию по восстановлению Украины, которая должна пройти в июле. Однако в этой стране сохраняются возможности для обхода санкций, связанные с арт-рынком и предметами роскоши, которые хранятся на территории «свободных портов». Вопрос о том, могут ли сделки с искусством помочь российским олигархам сохранить богатство, остается открытым.

До войны они были крупнейшими инвесторами в предметы роскоши по всему миру. Теперь, когда политическое и санкционное давление на россию усиливается, юридические лазейки, связанные с работой фрипортов, снова оказались под пристальным вниманием контролирующих органов и правоохранителей.

Об этом рассказывает британское издание The Art Newspaper в передовице своего последнего номера. Mind предлагает своим читателям адаптированный перевод этой публикации, дополненный разъяснениями некоторых специфических аспектов работы арт-рынка.

После начала войны в Украине по всей Европе резко возросло давление на активы, связанные с россией. По данным The Art Newspaper, в швейцарских банках хранится около $150 млрд, принадлежащих гражданам рф – это 5% всего богатства, размещенного в швейцарских банках. Из 200 человек, которые связанны с владимиром путиным и попали под санкции Вашингтона в 2018 году, 30 имеют значительные активы в Швейцарии.

Пещера Али-Бабы: как богатые россияне обходят санкции с помощью инвестиций в искусство
Фото: https://en.wikipedia.org

Что касается произведений искусства, принадлежащих российским олигархам, то никто точно не знает, сколько их хранится внутри знаменитого Женевского фрипорта (Geneva Freeport) – таможенного комплекса для хранения предметов искусства и роскоши, который называют «пещерой Али-Бабы». Стоимость товаров на его складах, почти 70% которых составляют картины и антиквариат, оценивается примерно в $100 млрд.

4 марта 2022 года правительство Швейцарии ввело санкции в отношении нескольких российских граждан. Среди них – олигархи Алишер Усманов, Алексей Мордашов и Геннадий Тимченко, который вместе со своей супругой весьма активен в мире швейцарской благотворительности. Спустя неделю правительство Швейцарии поддержало решение ЕС и добавило в свой санкционный список еще 200 человек.

Государственный секретариат по экономическим вопросам Швейцарии (SECO), который курирует санкционные вопросы, отказывается называть сумму конфискованных средств, поскольку его «специалисты продолжают процесс сбора данных» и «цифры постоянно меняются». Также SECO не разглашает информацию о том, были ли изъяты какие-либо предметы искусства и роскоши из швейцарских фрипортов.

Но политическое давление настолько велико, что швейцарский банк Credit Suisse, по данным Financial Times, поручил хедж-фондам и инвесторам уничтожить всю документацию, связанную с предметами роскоши их клиентов из числа российских олигархов.

Опасаясь ареста активов, сверхбогатые инвесторы ищут возможности для защиты своей собственности и капитала. Некоторые выбирают золотые слитки или другие предметы, которые сложно контролировать государственным органам. А большинство богатых россиян предпочитают изобразительное искусство.

«Им сообщили о войне заранее»

Один галерист, участвовавший в ярмарке Art Genève в начале марта, обратил внимание, что «в этот раз непривычно много экскурсий проводилось на русском языке». Аналогичным наблюдением поделился и другой участник мероприятия. Организаторы Art Genève отмечают, что общий объем продаж существенно не увеличился по сравнению с предыдущими годами, но они не собирали конкретные сведения о продажах каждой галереи.

Стремление богатых россиян инвестировать в искусство подтвердил The Art Newspaper инсайдер отрасли, который заявил: «Все мои встречи с российскими бизнесменами или их представителями отменились после начала войны. Но я разговаривал с тремя разными галеристами, и они подтвердили, что за три недели до вторжения в Украину произошел огромный рост продаж российским покупателям. Я предполагаю, что им сообщили о войне заранее».

В отличие от Евросоюза, который запретил оплату наличными покупок дороже 1 тыс. евро, Швейцария по-прежнему принимает наличные платежи до 100 тыс. швейцарских франков (около 97 тыс. евро). Продавцы обязаны проверять паспортные данные и сообщать в полицию о любом подозрительном клиенте, однако делают это очень немногие.

Что скрывает «черный ящик»

За пределами ярмарки Art Genève все внимание приковано к Женевскому фрипорту – огромному таможенному складу для хранения ценностей. Фрипорт – это особая экономическая зона, в которой товары считаются транзитными грузами и потому не облагаются налогами и пошлинами. До 2007 года считалось, что такие товары даже не находятся в Швейцарии.

Контрольный пакет акций фрипорта принадлежит кантону Женева. В специальном комитете Европарламента по расследованию финансовых преступлений и уклонения от уплаты налогов его называют «черным ящиком». Это хранилище получило широкую известность после публикации в 2016 году расследования Panama Papers.

Его авторы рассказали о картине Амедео Модильяни «Сидящий мужчина с тростью», хранившейся там почти 20 лет (она была украдена нацистами у еврейского коллекционера Оскара Штеттингера, вынужденного бежать из Парижа в 1939 году, и оказалась в руках у знаменитой дилерской династии Нахмад)

Кроме того, Женевский фрипорт оказался в центре скандального спора между российским олигархом Дмитрием Рыболовлевым и швейцарским арт-дилером Ивом Бувье по поводу суммы комиссионных за продажу 38 картин (тогда всплыла информация, что ряд шедевров тайно перемещались через фрипорт).

Конечные бенефициары неизвестны

Ив Бувье, миноритарный акционер Женевского фрипорта, говорит, что, в отличие от Люксембургского фрипорта, где он является мажоритарным владельцем, фрипорты в Швейцарии не интересуются личностью конечного бенефициара товаров.

Пещера Али-Бабы: как богатые россияне обходят санкции с помощью инвестиций в искусство
Ив Бувье
Фото: straitstimes.com

«Единственное, чего хотят в Женеве – чтобы тот, кто отвечает за оформление документов на хранение предметов роскоши, был из Швейцарии. Обычно это юрист или другое доверенное лицо», – говорит он. Другая серьезная проблема, добавляет Бувье, это слабый таможенный контроль, который позволяет избегать уведомлений об имуществе лиц, попадающих под санкции.

Но, по словам юристки Анн-Лор Бандл, которая специализируется на искусстве, с 2015 года многое улучшилось. «Фрипорты обязаны выполнять требования швейцарского законодательства, проводить инвентаризацию предметов роскоши, которые находятся на хранении, в том числе произведений искусства и антиквариата. Опись должна содержать имя и адрес владельца. Хотя раскрытие имени конечного бенефициара арт-объекта по закону не требуется, фрипорты систематически запрашивают эту информацию у своих арендаторов и субарендаторов», – рассказала она.

Впрочем, хотя прокурор может относительно легко заблокировать движение товаров в швейцарских фрипортах, у него нет возможности узнать, что именно он ищет.

Пещера Али-Бабы: как богатые россияне обходят санкции с помощью инвестиций в искусство
Дэвид Хилер
Фото: widewalls.ch

Швейцарский политик Дэвид Хилер, экс-президент Geneva Freeport, в 2017 году рассказывал, что 65% складских площадей таможенного склада в Женеве (35 тыс кв. м, или почти половина площади Британского музея) использовались для хранения произведений искусства и антиквариата.

Бывший мэр Женевы, левый политик Реми Пагани сомневается, что бреши в законодательстве, которые ограничивают государственный контроль над работой фрипортов, будут закрыты. Он говорит: «У нас в Женеве нет информации о транзакциях, которые там происходят. Я никогда не мог попасть внутрь таможенного склада, когда был мэром. Только швейцарское правительство может контролировать работу фрипортов, но оно этого не делает. Если есть транзакция и русский продает картину, картина остается на складе, физически ничего не происходит. Деньги от сделки поступают напрямую продавцу так, как ему удобно».

Моника Рот, швейцарский юрист и преподаватель права в университете, также сомневается, что фрипорты перестанут оказывать услуги лицам, попавшим под санкции. Она ссылается на расследование Сената США в отношении российских олигархов Бориса и Аркадия Ротенбергов: «В том случае мы узнали, как фрипорт в Германии использовался для обхода санкций. У [братьев] был посредник, который представлял их интересы при заключении сделок. Поскольку его имя не значилось ни в одном санкционном списке, никто не увидел ничего противозаконного».

Моника Рот также рассказала, что в деле Ротенбергов упоминался конечный бенефициар, но он так и не был подтвержден, несмотря на значительные усилия Сената США. «Пока швейцарская таможня не может верифицировать бенефициарного владельца, любые законы могут быть очень легко отклонены», – говорит она.

Администрация Женевского фрипорта предпочитает не комментировать подобные аспекты своей деятельности. Но в документальном фильме Arte, премьера которого состоялась в ноябре прошлого года, его директор Энн-Клер Биш отметила возможность для покупателей успешно скрывать свою личность.

Вот ее дословная цитата: «Клиент, который хочет создать сложную финансовую схему, будь то оффшорная или швейцарская… [делает паузу]. Вы знаете, творчество применимо не только к миру искусства… Оно применимо ко всем существующим направлениям деятельности, в том числе юридическим или финансовым. Но мы не заинтересованы в том, чтобы быть творческими деятелями в нелегальной сфере».

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.ua
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно