Размер имеет значение: какие компании являются лучшими клиентами для консалтинга

О том, зачем бизнесу привлекать консалтинговую компанию

Какой бизнес является лучшим клиентом для украинских консалтинговых агентств и в чем заключается сложность работы с крупными компаниями, рассказывает Mind СЕО агентства по описанию и оптимизации бизнес-процессов Manageable Наталья Заверуха.

На старте карьеры хотела работать с крупнейшими и самыми популярными компаниями. Тестировала различные каналы продаж и продукты, чтобы достучаться именно до крупного бизнеса, и мне удалось достичь цели как минимум на украинском рынке. Мотивация простая – успешные кейсы.

Казалось, что в масштабных компаниях с десятками тысяч работников оптимизация и автоматизация бизнес-процессов может дать колоссальный эффект, а наша команда на практике применит все свои знания и опыт. Более того, была уверенность, что процессы там уже формализованы и мы будем заниматься оптимизацией и другими интересными задачами.

Ожидания и реальность. Первые проекты с украинским крупным бизнесом сразу же лишили «розовых очков». Хаоса там столько же, сколько в малом или среднем бизнесе, а желания и готовности к изменениям гораздо меньше. Построение крупного бизнеса занимает десятки лет, поэтому часто такие компании максимально закостенелые. Процесс согласования любых изменений отнимает столько времени, что они либо перестают быть актуальными, либо инициатор перестает видеть в этом смысл. И это только верхушка айсберга.

Примеров множество – от бюджетирования до формата пересмотра стратегий в компаниях. Часто у крупного бизнеса уже есть понимание узких мест, а консультант лишь подтверждает гипотезы. Несмотря на это в каждом процессе есть стейкхолдеры, которые заинтересованы в блокировании изменений. В таких случаях консультантов нанимают исключительно для того, чтобы создать иллюзию работы над узкими местами и продемонстрировать акционерам, что изменения невозможны. То есть, чтобы изменить процесс, нужно изменить мышление конкретных людей или их уволить.

В хаосе большого бизнеса один неэффективный процесс может оказаться главным «камнем» в «фундаменте» всей системы, а это значит, что цель вашего проекта – разрушить большую часть системы. Готова ли компания к таким кардинальным переменам? Вряд ли.

Отличия. Есть ключевые отличия и в самих подходах крупного, среднего и малого бизнеса к привлечению консультантов и работе над бизнес-процессами. Вот некоторые из них.

Что покупают?

Крупный бизнес:

Средний и малый бизнес (СМБ):

Как принимают решение о сотрудничестве?

Крупные:

СМБ:

Как ставят задачи? 

Крупные:

СМБ:

Как осуществляется финансирование проекта?

Крупные:

СМБ:

Используют ли информационные технологии и какова технологическая зрелость?

Крупные:

СМБ:

Готовы ли к изменениям и имплементации?

Крупные:

СМБ:

Как продолжают сотрудничество?

Крупные:

СМБ:

Вместо послесловия. Громкие и красивые бизнес-кейсы оставляют за кадром специфику работы и важные детали. Украинский крупный бизнес является непростым заказчиком для реализации консалтинговых проектов. Часто правило «с большим бизнесом может работать только такой же большой бизнес» действует и в тех сферах, где основным критерием должна стать эффективность решений и качество компетенций.

Для кого-то подобное сотрудничество окупается масштабностью проекта, кому-то важно поставить свое имя рядом с именитым брендом – и это абсолютно нормально. Главное вовремя понять, что на самом деле важно для вас и вашего консалтинга, потому что сотрудничество с крупным бизнесом – это не всегда о win-win.

Лучшие решения находятся на пересечении различных сфер. Внедрение новых и эффективных подходов, сохранение гибкости и умение всегда слышать своего клиента – эти компетенции ценны для малого и среднего бизнеса, тогда как крупные компании часто требуют узкоспециализированного персонала.

Поэтому, если вы не являетесь экспертом по закупкам запчастей к элеваторам или по оптимизации процесса посева, либо же в вашем штате нет 500 лишних людей для подписания договоров и постоянной коммуникации, работайте со средним бизнесом. Это не значит, что у вас нет амбиций или крутых «скиллов», просто у вас другие ценности и подходы. Более того, кейсы сотрудничества со средним бизнесом бывают куда интереснее и успешнее, а когда видны реальные результаты, становится понятно, для чего мы это делаем.

Впрочем, мир меняется бешеными темпами, а вместе с ним трансформируются и крупные компании. Ключевым требованием современной бизнес-среды является гибкость, а «покупку» сотрудников заменяет «покупка» компетенций. Поэтому шансы на качественное и продуктивное сотрудничество консультанта и крупного бизнеса неуклонно растут.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в нашем Telegram-канале Mind.ua и ленте Google NEWS