Начало 2019 года выдалось горячим для борцов с коррупцией, ведь в начале февраля Конституционный суд признал неконституционной статью Уголовного кодекса, которая предусматривает наказание для чиновников за незаконное обогащение. Позже президент Петр Порошенко внес в Верховную Раду законопроект о возвращении ответственности за такие преступления с учетом всех замечаний КС. Однако впоследствии этот документ был отозван.
Новоизбранный президент Владимир Зеленский решил исправить ситуацию и внес свой вариант законопроекта.
О том, какие именно нормы предлагает ввести глава государства и насколько они будут эффективными в борьбе с коррупцией, рассказал Mind адвокат Игорь Багрий, управляющий партнер Bires Law Firm.
После признания неконституционными соответствующих положений Уголовного кодекса Украины отменен правовой механизм привлечения лиц к уголовной ответственности за незаконное обогащение, хотя запрос на введение ответственности за таки действия у общества есть.
Поэтому не удивительно, что президент Владимир Зеленский предлагает соответствующие изменения в законодательство. В начале июля он зарегистрировал законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины о конфискации незаконных активов лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления, и наказании за приобретение таких активов».
Глава государства предлагает восстановить уголовную ответственность за незаконное обогащение и предлагает ввести совершенно новый институт принудительного взыскания в доход государства необоснованных активов лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления.
Ответственность, предусмотренная в проекте, условно зависит от стоимости активов, даты их приобретения и размера доходов, полученных лицом, уполномоченным на выполнение функций государства или местного самоуправления.Так, в случае приобретения активов, стоимость которых более чем на 12 000 не облагаемых налогом минимумов доходов (более 11,5 млн грн) превышает законные доходы, лицо будет нести уголовную ответственность, предусмотренную ч. 1 ст. 368⁵ Уголовного кодекса Украины в виде лишения свободы на срок от пяти до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
В случае приобретения активов в течение трех лет до дня вступления в силу указанного проекта, которые в 500 и более раз превышают прожиточный минимум (960 500 грн) для трудоспособных лиц, а также после вступления в силу закона, если стоимость активов превышает сумму в 960 500 грн, но не превышает границу в 11,5 млн грн, будет применяться взыскание активов по гражданскому иску о признании их необоснованными в доход государства без привлечения к уголовной ответственности.
Коррупционные активы, приобретенные за три года до дня вступления закона в силу, вообще не подлежат и не могут быть объектом взыскания.
Обращение взыскания на необоснованные активы не является чем-то новым. Действующее гражданское процессуальное законодательство уже содержит нормы, которые также дают возможность органам прокуратуры инициировать перед судом вопрос о признании активов необоснованными (ст. 290 Гражданского процессуального кодекса). Но в отличие от указанных положений, данным проектом закона для таких случаев не предусмотрено обязательное наличие приговора суда.
Для признания активов необоснованными в исковом производстве будет достаточно доказать, что активы, приобретенные чиновником или за его счет, с согласия или по его распоряжению переданы третьим лицам; установить размер полученных им доходов, а также доказать, что разница между стоимостью активов и доходов, полученных законным путем, составляет более 960 500 грн.
Лицо может быть привлечено к уголовной ответственности за незаконное обогащение только в случае, если стоимость приобретенных активов будет на более чем 11,5 млн грн больше, чем полученный доход. В отличие от понятия незаконного обогащения, которое было отменено и предусматривало доказывание незаконности приобретения активов в собственность субъектом коррупционного правонарушения, положения проекта устанавливают обязанность доказывания обстоятельств, подтверждающих превышение стоимости активов над полученными доходами. Новая статья 368⁵ УК Украины формально не нарушает принцип презумпции невиновности. Если раньше чиновник должен был доказывать законность приобретения активов (если не докажет – тюрьма), то теперь уже сам факт разницы на сумму более 11, 5 млн грн – преступление.
Кроме того, антикоррупционный закон не будет затрагивать интересы тех чиновников, которые за время пребывания у власти имели возможность приобрести дорогостоящее имущество и легализовать денежные средства в своих декларациях. Если закон будет принят, он будет распространяться только на чиновников, получивших активы после вступления его в силу.
Таким образом проектом внедряется механизм гражданско-правовой ответственности лица, которое приобрело спорные активы в течение трех лет до дня вступления закона в силу. Однако указанные нормы в дальнейшем могут быть признаны неконституционными, ведь прекращение права собственности на указанный актив и дальнейшее его взыскание в доход государства противоречит положениям ст. 58 Конституции Украины.
В то же время не понятно, почему предложенный проект об уголовной ответственности за незаконное обогащение не содержит дополнительного наказания в виде конфискации имущества. Возможно, забыли?
Также забыли дополнить УК нормой и о специальной конфискации имущества. Ведь указанная статья о незаконном обогащении в большей степени коснется именно топ-чиновников, поэтому важно дополнить статью конфискацией имущества.
Проектом также определена подследственность за незаконное обогащение за Национальным антикоррупционным бюро Украины. Сведения об уголовном правонарушении за незаконное обогащение детективы НАБУ имеют право вносить в Единый реестр досудебных расследований по заявлению заявителя о совершении коррупционного правонарушения, а также самостоятельно в случае обнаружения признаков указанного преступления. Установление и доказывание вины в совершении уголовного преступления за незаконное обогащение чиновников – это одно дело, где доказыванию подлежит установление обстоятельств приобретения прав собственности на актив, установление его стоимости и размер полученных доходов. С этим вроде бы сложностей быть не должно.
Сложнее с доказыванием факта незаконного обогащения в ситуации, когда такие активы оформлены на стороннее физическое или юридическое лицо. Законопроект не предусматривает введения инструментов и механизмов, которые бы давали реальные возможности выявлять указанные активы и системно бороться с легализацией доходов, полученных заведомо незаконным путем. Одним из таких инструментов могло быть постепенное введение обязательного декларирования доходов и расходов всеми гражданами государства независимо от сферы их деятельности. Предварительным условием общеобязательного декларирования является подача нулевой декларации. Данный шаг и был бы первым на пути полноценной борьбы с коррупцией.
Проектом закона устраняются противоречия между Национальным агентством по предупреждению коррупции (НАПК) и правоохранительными органами. Отсутствие ненадлежащего контроля деклараций со стороны НАПК не будет помехой для деятельности органов досудебного расследования, которые имеют право на этапе досудебного расследования или искового производства установить и доказать суду необоснованность активов или совершение лицом коррупционного правонарушения. Кроме того, НАБУ наделяется правом обращения в суд, а Специализированная антикоррупционная прокуратура (САП) – осуществления представительства во время судебного рассмотрения дел о признании необоснованности активов, приобретенных субъектами декларирования. Концентрация таких полномочий в руках фактически одного антикоррупционного органа наделяет его возможностями эффективной борьбы с коррупцией и явлениями, ее порождающими.
Но, с другой стороны, учитывая наличие коррупции в самых антикоррупционных органах и отсутствие надлежащего процессуального контроля со стороны прокуратуры и суда, предоставление полномочий может привести к систематическим злоупотреблениям ими.
Системой противовесов злоупотреблению органами, осуществляющими борьбу с коррупцией в государстве, должен стать автономный и независимый (в том числе и от самих антикоррупционных органов) суд. Именно в нашем случае такая роль отведена Высшему антикоррупционному суду Украины. Только его независимость и будет гарантией соблюдения права граждан на защиту от необоснованных преследований.
Предложенный законопроект в случае его принятия наделяет антикоррупционные органы достаточными рычагами для принятия мер, направленных на преодоление коррупции в государстве, и предоставляет законодательную возможность для проведения взыскания активов, полученных за счет средств от осуществления коррупционной деятельности. Будет ли проводиться реальная борьба с коррупцией или только ее имитация в большинстве случаев – зависит не от наличия законодательной возможности, а от воли для ее осуществления.