Стать членом Евросоюза вне очереди не удастся. Какие еще уроки Украина извлекла из совместного саммита с ЕС

Стать членом Евросоюза вне очереди не удастся. Какие еще уроки Украина извлекла из совместного саммита с ЕС

Несмотря на безоговорочную поддержку европейского курса, перспективы членства – не безусловные по умолчанию

Цей матеріал також доступний українською This material is also available in English
Стать членом Евросоюза вне очереди не удастся. Какие еще уроки Украина извлекла из совместного саммита с ЕС
Президент Украины Владимир Зеленский и президент ЕК Урсула фон дер Ляен
Фото: пресс-служба Офиса президента Украины

Вся прошлая неделя прошла под знаком 24-го Саммита Украина – ЕС. Ожидания от него были самые смелые – некоторые особо оптимистичные эксперты и даже чиновники не исключали, что в ходе заседаний может быть заявлено об экспресс-процедуре получения Украиной членства в Евросоюзе.

Реальность, как чаще всего бывает, оказалась куда приземленнее и прозаичнее: на европейском пути Украину ждет много работы. А для получения членства одного только факта кровопролитной войны на своей территории и проявленного героизма недостаточно.

Mind разбирался, какие месседжи получила Украина от европейских партнеров и что теперь с ними делать.

Действительно ли Украина могла рассчитывать на экспресс-формат вступления в Евросоюз? Судя по тому, что европейская пресса накануне саммита активно анализировала и в результате опровергала такую возможность, подобные предположения как минимум были. В Украине чиновники неосторожно называли как вполне реальный срок получения членства – два года.

Энтузиазм был скорректирован недвусмысленными заявлениями Европарламента о том что, членство в ЕС – это «сложный и долгий процесс». Никакого эксклюзивного или альтернативного пути к нему по сравнению с тем «домашним заданием», которое выполняли другие страны, нет.

Тем не менее этот саммит является беспрецедентным: Украина впервые принимала в нем участие как страна-кандидатка.

Какие конкретные профиты получила Украина по итогам саммита? Во-первых (и главных), Европейский Союз – а именно президент ЕК Урсула фон дер Ляйен – подтвердил поддержку Украины на всем пути  к получению членства, «сколько бы он не занял».  Эта оговорка стала отрезвляющей ложкой дегтя, поскольку еврочиновники дали понять, что процедуры вступления вряд ли будут радикально сокращены, даже учитывая особые обстоятельства кандидата.

Во-вторых, украинский бизнес и институции получили доступ к дополнительным программам Евросоюза. По словам председателя Комитета Верховной Рады по вопросам интеграции Украины в ЕС Иванны Климпуш-Цинцадзе, на саммите Европейский Союз открыл дополнительное количество программ для украинцев.

В частности, малые и средние предприятия получили возможность участвовать в тендерах программы ЕС «Единый рынок».

Чем богаче страна – тем желанней в Евросоюзе? Нет, это не прямая зависимость, тем более что экономические статусы даже действующих членов ЕС не равны.

Послевоенное – наверняка не блестящее – эконмическое положение Украине не будет играть определяющей роли в прогрессе получения членства.

По словам посла Швеции в Украине Тобиаса Тиберга, фокус внимания европейских партнеров в последние годы изменяется с экономики на вопросы свободы, демократии и верховенства права.

Когда может быть внесена конкретика по срокам вступления Украины в ЕС? Весной будет получена обратная связь от Еврокомиссии относительно промежуточной оценки выполнения условий членства.

Официально прогресс будет оценен осенью по результатам полноценного мониторинга в общем пакете расширения ЕС. «Говорить о том, что мы можем рассчитывать на это раньше и повышать градус ожидания общества, на мой взгляд, безответственно», – отметила Климпуш-Цинцадзе.

Конкретные даты не называются даже в порядке допущения. «Конечно, я не могу сказать, когда случится вступление в Европейский Союз, но уже сейчас мы понимаем, что это реалистичная цель для Украины», – заявил Тобиас Тиберг.

Таким образом, до конца этого года должно стать понятно, что Украина начинает переговоры. Если этого не произойдет, то в 2024 году в связи с волной выборов это сделать будет сложно.

По словам депутата Европейского Парламента и руководителя международного объединения «Вместе ради Украины» Андрюса Кубилюса, переговоры должны продлиться 3–4 года. «Следует помнить, что в Европе существует определенный бюрократический подход ко всем процессам», – подчеркнул он.

Сколько тратит Евросоюз на поддержку Украины сейчас? В этом году уже подтверждена помощь в 18 млрд евро, общий бюджет поддержки – 50 млрд евро.

Есть ли антипримеры кандидатов-долгожителей? Да, конечно.

Албания, Черногория и Северная Македония уже 10 лет ведут переговоры, хотя  большинство европейских бюрократов отмечают, что эти страны готовы к членству. Показатели Украины существенно хуже, чем у этих стран.

Представители ЕК недвусмысленно уточняют, что для кандидата – члена НАТО двери в Евросоюз открыты чуть более широко, чем для других претендентов.

Прогресс Украины  в выполнении «домашнего задания» ощутим? Центр «Новая Европа» в партнерстве с рядом профильных аналитических центров и общественных организаций провели третий независимый мониторинг выполнения Украиной рекомендаций ЕС. Общая оценка «Кандидат Check-3» – 5,8 балла, что на 1,1 балла выше прошлогоднего показателя.

В разрезе направлений:

  • реформа Конституционного Суда – 2 балла;
  • реформа ВРП и ВККС – 7 баллов;
  • антикоррупция: САП и НАБУ – 7 баллов;
  • борьба с отмыванием средств – 6 баллов;
  • антиолигархическая реформа – 2 балла;
  • законодательство о медиа – 9 баллов;
  • законодательство о нацменьшинствах – 8 баллов.

Самый проблемный критерий, исходя из оценки – реформа КС, а также антиолигархические процессы.

Есть ли повод для оптимизма? Да. Показатели готовности Киева все же чуть лучше, чем у Молдовы, членство которой рассматривается синхронно с украинским.

Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно