4 октября 2019 года Верховна Рада утвердила Программу деятельности Кабинета Министров Украины до 2025 года. Этот документ показывает, какие основные цели и задачи ставит перед собой новый Кабмин и премьер-министр Алексей Гончарук.
Среди прочего, отдельный раздел программы посвящен изменениям инфраструктуры. О том, насколько реальны поставленные цели и о каких насущных проблемах «забыл» упомянуть Кабмин, рассказал Mind член экспертного совета при Мининфраструктуры (МИУ), глава логистического направления ОО «Бизнес-Варта» Валерий Ткачев.
В целом этот документ можно назвать гуманоцентричным. Во главу угла ставится благосостояние и качество жизни простого украинца и решение его насущных проблем.
Роль государства определяется сервисной функцией – решение существующих проблем граждан и предотвращение потенциальных угроз для них. В экономике планируется уменьшение влияния государства и повышение эффективности использования бюджетных средств (государственный бюджет – это деньги налогоплательщиков).
Основная задекларированная цель программы деятельности Кабмина – вернуть доверие общества к государству и правительству, построение конкурентоспособной и привлекательной страны с прозрачными условиями ведения бизнеса, высокими социальными стандартами и сервис-ориентированной государственной службой.
Как видим, новый Кабинет Министров ставит перед собой благородные цели и задачи. Но давайте проанализируем экономическую составляющую программы, реальность поставленных целей и правильность расстановки приоритетов деятельности для отдельных отраслей экономики Украины, в частности для сферы инфраструктуры.
Итак, инфраструктура страны является основным звеном, обеспечивающим функционирование экономики страны в целом и при грамотном подходе может обеспечить значительный экономический рост.
Цели и задачи, поставленные перед Министерством инфраструктуры (МИУ), описаны в разделе №8 Программы деятельности Кабмина.
Согласно цели 8.1 программы, «украинские пассажиры и грузоотправители должны получить доступ к высококачественной, безопасной железной дороге.
Показатели эффективности:
Программу деятельности МИУ в части железнодорожного транспорта можно очертить следующими целями и задачами:
Для начала МИУ необходимо вернуть контроль за деятельностью АО «Укрзализниця», в данный момент УЗ подчинена МЭРТ/КМУ. Фактически МИУ только опосредованно может влиять на деятельность УЗ.
Почему скорость движения составов по ж/д сети через 5 лет должна увеличиться всего на 10%?
В данный момент примерно 70% всех грузов доставляется АО «Укрзализниця» с нарушением нормативных сроков.
При нормативной скорости доставки грузов 200 км в сутки (повагонная отправка) и 320 км в сутки для маршрутных отправок фактическая средняя скорость доставки грузов УЗ составляет от 70 до 120 км в сутки (например, для зерновозов это 86,4 км в сутки). Логично было бы, если бы Кабмин поставил задачу перед МИУ и АО «Укрзализница» в ближайшие 5 лет довести скорость доставки грузов до нормативных показателей (200/320 км в сутки), установленных Правилами перевозки грузов ж/д транспортом.
Хочется акцентировать внимание на том, что в Украине смешанное ж/д сообщение – по одной ж/д сети транспортируются пассажиры и грузы. При этом грузовые перевозки ежегодно приносят УЗ около 81% операционного дохода и около 16 млрд грн прибыли, а пассажирское движение – около 10% операционного дохода и около 10–12 млрд грн убытка.
Поэтому увеличение скорости движения пассажирских составов потребует кардинальной модернизации ж/д инфраструктуры и, возможно, приведет к автоматическому уменьшению скорости движения грузовых составов.
При этом на сегодня у нас нормативно зафиксирован приоритет движения пассажирских составов перед грузовыми, а инвестиции в пассажирские перевозки никогда не окупятся.
И в этом контексте, возможно, МИУ необходимо задуматься о постепенном уменьшении перевозок пассажиров ж/д транспортом, переориентировав их на автомобильный, авиа и речной транспорт. При этом ж/д инфраструктуру необходимо максимально загрузить перевозкой грузов. Ведь на протяжении 7 последних лет наблюдается устойчивая динамика падения перевозок грузов ж/д транспортом: за этот период оно составило около 150 млн тонн, или более 30%.
Многие специалисты считают, что разделение УЗ на несколько операторов приведет к полному упадку ж/д отрасли, нарушению технологического процесса перевозки и потери ж/д инфраструктуры страны.
Либерализация грузовых перевозок (допуск частной магистральной тяги) приведет к тому, что УЗ потеряет основных грузоотправителей (ГМК, строительная отрасль, аграрный сектор), которые начнут самостоятельно транспортировать собственные грузы. А «Укрзализниця» лишится своей основной части доходов и останется наедине с убыточными пассажирскими перевозками и изношенной инфраструктурой.
Для запуска полноценного конкурентного рынка необходим заход на рынок Украины нескольких крупных операторов частной локомотивной тяги (без собственной грузовой базы); решение со стороны государства проблемы с финансированием убыточных пассажирских перевозок; решение вопроса модернизации изношенной ж/д инфраструктуры (за счет государственного бюджета или иностранных инвестиций), внедрение компенсаторных механизмов для текущего содержания ж/д инфраструктуры за счет операторов тяги, решение технических и организационных вопросов по управлению движением и распределению пропускной способности ж/д сети.
«Укрзализниця» располагает примерно 2250 локомотивами, из которых 950 – магистральные и 1300 – маневровые. Износ локомотивного парка УЗ составляет 92–98%; дефицит в пиковый период – 150–300 локомотивов. Обновление в течение 5 лет всего 200 локомотивов при такой ситуации является недостаточной мерой. Необходимо купить минимум 150–200 новых локомотивов и провести ремонт и обновления еще 300–500 локомотивов.
Также непонятно, каким образом МИУ планирует осуществить ремонт примерно 5000 км ж/д полотна, если ежегодно УЗ ремонтирует всего 200–350 км. Выполнение этой задачи потребует увеличить объемы ремонтных работ в 5 раз и существенно увеличить объемы финансирования.
Примечание: к большому сожалению ответы на эти вопросы отсутствуют и в Национальной транспортной стратегии Drive Ukraine 2030. В Программе деятельности КМУ в части инфраструктуры акцентировано внимание прежде всего на перевозке пассажиров. В целом ж/д отрасль Украины находится сегодня в плачевном состоянии и требует особого внимания со стороны КМУ и профильного министерства.
По остальным инфраструктурным объектам Кабмин также упустил некоторые существенные нюансы, краткий анализ которых предлагаю вашему вниманию.
«Цель 8.2. Украинцы тратят меньше времени на дорогу в автомобильном транспорте и имеют меньше рисков попасть в ДТП.
Показатели эффективности:
Дополнительно запланировано:
«Цель 8.3. Украинский пассажир и бизнес имеют свободный доступ к водному транспорту (перевозкам по реке и морю).
Показатели эффективности:
Дополнительно запланировано:
«Цель 8.4. Украинцы чаще и дешевле пользуются авиатранспортом.
Показатели эффективности:
Дополнительно запланировано:
В целом программа деятельности в авиасообщении выглядит реалистично при условии полноценного открытия рынка авиауслуг и модернизации региональных аэропортов.
«Цель 8.5. Украинцы имеют доступ к качественным почтовым услугам.
Показатели эффективности:
Дополнительно запланировано:
Без решения описанных вопросов ГП «Укрпошта» не сможет обеспечить повышения уровня доступности почтовой связи для населения и качества своих услуг.
Повышение уровня доступности почтовой связи в удаленных населенных пунктах потребует от национального почтового оператора существенного увеличения операционных расходов.
Отмечу, что в пояснительной записке к проекту Постановления ВРУ (п.6–9) указано, что данный документ не проходил общественного обсуждения, при его формировании не проводились консультации с заинтересованными сторонами, не прогнозировалось влияние и не проводилось стратегическая экологическая оценка. Данный документ готовился на основании предложений членов Кабинета Министров Украины.
В целом меня, как гражданина Украины, радует декларируемое КМУ смещение акцентов в программе деятельности на решение проблем граждан Украины и повышение качества жизни. Вместе с тем хотелось увидеть более профессионально подготовленную программу деятельности КМУ и профильных министерств (с четкими экономическими расчетами и правильно расставленными приоритетами).