3 октября 2019 года Верховная Рада Украины приняла за основу для рассмотрения по сокращенной процедуре проект закона «О внесении изменений в Кодекс законов о труде Украины (об устранении норм, нарушающих права и законные интересы работодателей Украины)». Основная цель законопроекта – уменьшить штрафы для работодателей как не соответствующие тяжести совершенных ими правонарушений.
Уменьшит ли такая инициатива количество нарушений закона работодателями и соответствует ли она мировым тенденциям в сфере соблюдения законодательства о труде, рассказала Mind партнер ESQUIRES, адвокат Виктория Ковальчук.
Все штрафы были предусмотрены ст. 265 КЗоТ, в частности:
В странах Европы уже более 10 лет заметна тенденция к повышению штрафов за нарушение трудового законодательства. В Словакии, например, штраф за неоформление трудовых отношений мгновенно подняли в 5000 раз, в Испании – за ряд трудовых правонарушений подняли в 3 раза. Возможно, повышение штрафов в Украине имело место под влиянием европейских коллег, но машинальное заимствование отдельных механизмов не оправдало своей эффективности в Украине. Более того, в Европе показатели правонарушений в сфере труда в результате повышения штрафов тоже кардинально не изменились.
Введение предупреждения за нарушение трудового законодательства в Украине кажется инновационным, однако трудовым законодательством стран Европейского союза был разработан значительно более широкий инструментарий влияния на работодателей, в том числе и превентивный:
Окрім штрафів у країнах Європи існують інші види санкцій, серед них можна згадати такі:
Мотивацию законодателя общество приняло и оценило положительно. При этом странным выглядит аргумент, что штрафы порождают ликвидацию работодателей, ведь это является следствием именно несоблюдения законодательства, привлечение к ответственности – закономерное следствие. Снижение размеров штрафов может только ухудшить ситуацию, а бороться с нарушениями нужно в комплексе с превентивными мерами и повышением трудовых стандартов.