Последние две недели Украину лихорадит от новостей о загрязнении воздуха угарным газом (СО). Mind собрал версии Кабмина, Гидрометцентра, екологов и геофизиков на эту тему в одном материале «Дышите – не дышите: что случилось с воздухом в Украине».
На фоне обсуждений в соцсетях, разрозненных версий, которые пытаются собрать журналисты, точечные заверения власти в том, что все в порядке, не выдерживают никакой критики. За окном ведь все тот же туман. Доверия к власти как не было после Чернобыльской трагедии, так и нет. При этом власть и не пытается исправить положение.
Как надо было бы действовать в такой ситуации и как вовремя «гасить пожар» в обществе, рассказал Mind директор коммуникационного агентства PointeR Agency Александр Селин.
Правильная коммуникация позволяет заполнить те информационные пустоты, которые так или иначе будут заполнены если не вами, то кем-то другим. И только от вас зависит, кто будет говорить от вашего имени – вы или посторонние люди.
Жаль, что менеджеров на госслужбе это нисколько не пугает. Потому что традиционно в Украине коммуникацию не считают чем-то важным. Да и общество в целом не особо требовательно в этом вопросе к госструктурам.
Уже неделю в Киеве и на «околицах» регистрируют практически «китайские» показатели загрязнения воздуха. Да тут и регистратор не нужен, смог и дым не то что видны невооруженным взглядом – из-за них самих мало что видно.
Первыми запаниковали пользователи приложений типа AirVisual и подписчики SaveEcoBot в Telegram. Люди начали делиться опасениями, строить предположения, выдвигать версии, «городить» конспирологию. Уже на этом этапе необходимо было начать активную коммуникацию. При этом брифинги, пресс-конференции и пресс-релизы – не совсем то, что лучше всего подходит для возникшей ситуации.
Нужно понимать, что в случае возникновения и распространения «конспирологических» версий доверие к официальным источникам резко падает – «власть скрывает правду». При этом возрастает доверие к «независимым» источникам и «очевидцам».
Такие каналы коммуникации желательно использовать наравне с официальными или по крайней мере не игнорировать их.
Специалисты по связям с общественностью знают, что сегодня общество заключено в «информационные пузыри». То есть информационное поле состоит из множества мелких тематических каналов, площадок, сообществ. Это паблики типа «подслушано в Жмеринке», каналы в мессенджерах, например такие, как «интересные Позняки», «ЖК Новый дом» и т. д. А также аудитория определенных лидеров мнений, которые могут как «разогнать» волну, так и «потушить» ее.
Чтобы вместо вас не говорил кто-то другой, достаточно просто начать давать информацию. Рассылка специально подготовленного текста (с учетом формата таких площадок) в каналы и паблики не стоит дополнительных денег. Также ничего не стоит попросить других делиться этой информацией. Отследить блогеров, которые «подхватили» волну тоже не тяжело – на них все сами ссылаются, «шерят» их контент.
Собрать их и свозить в геофизическую лабораторию или даже на ближайшую станцию слежения можно за день. В результате вы получите очевидцев, которых и просить не надо будет – они сами с радостью поделятся и информацией, и фотодоказательствами.
А самое главное – вы покажете обществу «человеческое лицо» и будете общаться с ним по каналам, которым оно доверяет. А значит, вы не будете просто кричать в пустоту, а вам будут верить – именно это является самым важным в правильной коммуникации.
Но пока одни «городят» конспирологию, а другие отмалчиваются, уровень доверия к власти по песчинке проваливается вниз – и в результате на его месте останется только пустота.