Министерство иностранных дел Японии вновь выдвинуло претензии на Курильские острова. Так, в МИД делают акцент на том, что острова, которые в Токио называют «северными территориями», «находятся под суверенитетом Японии».
До этого почти год страна отказывалась от прямых формулировок. В то же время Россия наращивала военное присутствие и истребительную авиацию на границе с Японией.
Как ситуация с Курилами выглядит сейчас и как она может повлиять на Украину, рассказал Mind военный эксперт Михаил Жирохов.
Претензии России к соседним странам по территориальным вопросам были и есть всегда, начиная с самого распада Советского Союза в 1991 году. Апофеозом имперских устремлений стала аннексия полуострова Крым в 2014 году.
Однако у самой Москвы до сих пор остается как минимум один территориальный спор, который серьезно осложняет ситуацию на Дальнем Востоке и ослабляет позицию России по захваченному Крыму. Это конфликт с Японией о принадлежности Курильских островов.
Напомним, что речь идет о нескольких десятках островов, которые находятся на границе РФ и Японии. На этой территории проживают около 20 000 человек. Де-факто острова после 1945 года принадлежат России, которая считает их «исконной русской землёй».
У Японии свой взгляд на Курильские острова: они хотят забрать острова Кунашир, Итуруп, Шикотан и Зеленый, так как считают, что они относятся к префектуре Хокайдо. При этом основания так говорить у них есть: традиционно Токио ссылается на Симодский трактат 1855 года, который был первым русско-японским договором, определяющим границу между государствами. Согласно документу, эти острова принадлежали Японии.
Позднее, через 20 лет, был заключён еще один договор, по которому Российской империи доставался Сахалин, а Японии – Курильские острова полностью.
Во время Второй мировой войны Советский Союз присоединился к Потсдамской декларации и объявил войну Японии 8 августа 1945 года, после того, как 6 августа США сбросили атомную бомбу на Хиросиму. К моменту капитуляции Японии 1 сентября 1945 года войска СССР заняли все 56 островов Курильской гряды, попутно был захвачен и Южный Сахалин. Последний Япония ранее прибрала к рукам, воспользовавшись результатами войны 1904–1905 годов.
Дальше было подписание мирного договора западных союзников с Японией. СССР от подписания отказался, так как там не была прописана советская юрисдикция над Южным Сахалином и Курилами.
Однако двум соседним странам невозможно сосуществовать без какого-либо юридического оформления своих отношений. И в 1956 году СССР и Япония подписали мирную декларацию, по которой СССР соглашался передать Японии часть Курильских островов, однако только после заключения мирного договора.
Но прошло уже 64 года, а мирный договор не заключён до сих пор.
В итоге Япония продолжает считать часть Курил своими и время от времени всячески об этом напоминает международному сообществу. Россия же привычно делает вид, что ничего не происходит.
Не имея договора по итогам Второй мировой войны, Москва понимает, что любой «компромисс» по Курилам запустит новый раунд претензий Токио – теперь уже по пересмотру российских прав на оставшуюся часть Курил, а там – и на южный Сахалин.
Для Японии острова имеют и военное значение. Рядом с ними находятся незамерзающие глубоководные проливы. Передача Японии Итурупа и Кунашира лишит Россию самого удобного выхода для атомных подводных лодок из Охотского моря в Тихий океан. Ведь северные курильские проливы слишком мелкие и не подходят для флота.
Кроме того, Япония установила бы там радиолокационные станции и значительно увеличила зону действия по сравнению с размещенными станциями на том же Хоккайдо.
В то же время российский политикум уже смирился с потерей островов. Внутри элиты идет разговор о том, каким образом это представить публике – в виде совместного протектората, демилитаризированной зоны, русско-японского технопарка по инновациям в биоресурсы моря и т. д. Тем более что опыт есть – еще в конце 1990-х годов во время демаркации российско-китайской границы россияне официально отдали им не один десяток квадратных километров спорной территории.
И все эти телодвижения вокруг Курил происходят только потому, что в свое время из-за начала холодной войны и противодействия коллективного Запада СССР не смог закрепить статус захваченных территорий на международном уровне.
Теперь, имея перед глазами такой яркий пример, совершенно понятно, почему Кремль так активно продвигает идею «гражданской войны на Украине» и свободного волеизъявления «народа Крыма». Ведь несмотря на пропаганду, которая льется из российских СМИ, у РФ нет ни одного международного документа, который каким-либо образом закреплял бы юридический статус захваченного Крыма в составе РФ.
Именно поэтому Россия всячески пытается продвинуть на международной арене свое видение ситуации. После шести лет безрезультатных попыток Кремль перешел к новому этапу – попытке легализации захваченной территории изнутри, через послушные власти в Киеве. И совершенно неважно, как это будет сделано – под давлением, путем нехитрых манипуляций общественным мнением – главное, чтобы Киев на официальном уровне признал Крым российской территорией.
При этом предыдущий президент Порошенко решительно пресекал любые подобные поползновения. Нынешний же президент, который даже боится назвать Россию агрессором, может попасть в ловушку. Так, взамен на признание Крыма ему могут пообещать, например, полное окончание войны на Донбассе. Тем более что на днях на пресс-конференции, посвященной годовщине его президентства, открытым текстом было сказано, что он готов на мир на Донбассе буквально на любых условиях.
Однако совсем не факт, что нынешнее политическое руководство страны сможет реально разобраться с ситуацией, не сдав при этом интересы страны. Так это или нет, покажет только время.