Минобороны на днях сообщило о проведении очередного этапа государственных испытаний на полигоне «Алиби» в Одесской области комплекса крылатых ракет наземного базирования «Нептун».
Какие преимущества для Украины открывает новая ракета и чем она опасна для противника, рассказал Mind военный эксперт Михаил Жирохов.
После аннексии Крыма весной 2014 года и начала войны на Донбассе Украина осталась один-на-один в противоборстве с Россией. На начальном этапе коллективный Запад ограничился только политическими заявлениями и нелетальной военной помощью, летальной в 2014–2015 годах Украина так и не дождалась. Тогда это было непонятно и вызывало серьезное раздражение.
Однако после выборов 2019 года оказалось, что западные политики смотрели на шаг вперед – сейчас увеличилась вероятность того, что более или менее современные образцы вооружения могут оказаться в руках России. Поэтому поставки отдельных образцов в Украину – типа противотанковых комплексов «Джевелин» – находятся под таким серьезным контролем, что вероятность того, что документация или сам комплекс попадут к вероятному противнику, сведена к минимуму.
В то же время, когда стало понятно, что «Запад нам не поможет», военно-политическое руководство в лице тандема Порошенко – Муженко приняло решение на активизацию собственного военно-промышленного комплекса. Но тут при весьма ограниченном бюджете и серьезных возможностях России надо было делать крайне неочевидный для большинства выбор приоритетов.
Такой выбор был сделан в пользу реализации собственной ракетной программы как реальной возможности для нанесения противнику серьезного урона. Поскольку ни о какой победе и украинских танках на Красной площади речи идти не может – слишком уж разные у нас потенциалы: как людские, так и финансовые.
Военные поставили перед промышленностью одну-единственную задачу: создать ракетные комплексы, которые смогут нанести серьезный урон не только атакующей группировке, но и объектам на прифронтовой территории. Причем такой, какой заставит задуматься о целесообразности продолжения агрессивных действий.
В рамках реализации ракетной программы началось финансирование сразу нескольких программ: 300-мм корректируемого снаряда «Вільха», оперативно-тактического ракетного комплекса «Гром-2» и берегового противокорабельного комплекса 360 МЦ «Нептун».
Интересно, что последний должен был стать реальной альтернативой созданию полноценного флота (на который пока нет денег) как основной элемент береговой обороны.
Результат был достигнут достаточно быстро – буквально на днях на полигоне «Аджибей» в рамках очередных испытаний отработан и одновременный (с зазором в 4–5 секунд) пуск двух ракет по разным морским целям на дальности 85 и 110 км. Для проекта, масштабное финансирование которого началось только в 2017 году, это серьезное достижение. Конечно, говорить о том, что «Нептун» будет принят на вооружение уже в этом году, не приходится. Однако вторая половина 2021 года может оказаться вполне реальным сроком, при условии заданного темпа испытаний и финансирования.
Понятно, что такая скорость в разработке новейшего оружия во многом определяется предыдущими наработками. Так, «Нептун» представляет собой доведенный до ума в Украине советский проект крылатой ракеты Х-35. Ее разработка началась буквально перед распадом СССР и впоследствии россияне на ее основе создали свой «Уран».
Украине же пришлось идти гораздо более длительным и сложным путем. На тот момент у нас остались только элементы, необходимые для производства корпусов этой ракеты. Ни о какой головке самонаведения речи не шло. Поэтому специалистам из киевского КБ «Луч» ее пришлось делать самостоятельно, что было непросто и затратно. С нуля пришлось делать и все машины комплекса – от пусковой установки до подвижного командного пункта. В итоге получился национальный проект, полностью независимый от российских комплектующих, узлов и агрегатов.
В ближайшее время украинская армия может получить дозвуковую крылатую ракету, способную поражать цели на дальностях 280–300 км – в ноябре 2019 года во время очередных испытаний ракета смогла пролететь 250 км. При этом в системе наведения используется такой крайне эффективный способ, как подлет к цели на высоте 4–5 м над уровнем моря, что сильно затрудняет ее обнаружение комплексами ПВО.
Сейчас заканчивается основной цикл испытаний и начинается этап подготовки к окончательным государственным, а также началу работ по серийному производству ракет и комплексов. Согласно первоначальным планам (до 2019 года), планировалась закупка армией двух дивизионов (восемь пусковых установок) и необходимого количества ракет (тут информация разнится – от 72 до 96) для организации ракетной бригады.
Кроме того, доведение «Нептуна» до серийного производства позволит говорить и о других вариантах. Ведь по аналогии с тем же «Ураном» это вполне может быть вертолетный, самолетный и катерный варианты применения. Тем более что в Украине в 2017–2019 годах велись предварительные работы по носителям.
Так, известно о проработке вариантов использования «Нептуна» с борта фронтовых бомбардировщиков Су-24, а также о том, что именно эта ракета должна стать основой для проекта ракетного катера типа «Лань». На каком этапе находятся эти работы сейчас, сказать сложно как ввиду общей секретности, так и перебрасывания государственного финансирования между различными проектами в рамках бюджета Министерства обороны.
Появление на вооружении ВСУ противокорабельного комплекса с крайне эффективной (судя по испытаниям) ракетой может стать холодным душем для российских амбиций в Азовско-Черноморском регионе.
Дальность применения ракеты позволяет полностью перекрывать Азовское море и большую часть Черного.
Также необходимо отметить и большой экспортный потенциал комплекса – ведь в итоге «Нептун» получился намного дешевле, чем его западные аналоги, и может закупаться странами, которые по политическим причинам не могут приобретать российское вооружение.
Однако пока о конкретных контрактах говорить рано – сейчас перед разработчиками стоит задача отработать основные элементы комплекса. Ведь, например, кроме ракеты необходима и мощная радиолокационная станция, отработанные моменты управления огнем на уровне дивизиона и бригады и многое другое, что, как правило, остается за кадром успешных пусков и эффектного поражения целей.
С другой стороны, на сегодня уже понятно, что необходима корректировка дальнейших планов и что без развития системы ПВО и флота говорить о «Нептуне» как некоем беспроигрышном варианте прикрытия нашего побережья не приходится. Береговые комплексы должны быть вписаны в общую систему обороны и являться важным, но далеко не единственным элементом.