На днях Кабинет Министров снял ограничение максимальной суммы кредита по программе «Доступные кредиты 5–7–9%», а также расширил доступ предпринимателей к этой программе.
Однако эксперты, как и предприниматели, отмечают, что этих мер недостаточно и необходимо наладить комплексную поддержку малого и среднего бизнеса (МСБ) в Украине.
Чего именно не хватает и какие возможности уже сейчас может использовать МСБ, в частности стартапы, рассказал Mind adjunct professor KMBS, основатель проекта n.cubator и компании Start Global Дмитрий Швец.
Карантин и неизбежный кризис привели в Украине к сокращению рабочих мест и увеличению безработных почти на 50%. Количество вакансий уменьшилось почти на 60%. Такая ситуация наблюдается не только в Украине, но и во всем мире. Для ее исправления, наряду с поддержкой крупного бизнеса, развитые страны мира уделяют достаточно внимания развитию предпринимательства, что положительно влияет на развитие экономики.
Так, предприниматели не только положительно влияют на производительность, инновационность и увеличения ВВП страны, но и гораздо чаще, чем крупные компании, создают новые рабочие места.
В то же время одним из первых ограничений при создании нового бизнеса является страх начать и отсутствие понимания первых шагов.
Только в США, по данным бюро Bureau of Labor Statistics, первые два года не переживает почти половина бизнесов. А Министерство и Комитет цифровой трансформации Украины называют даже цифру в 80% (в мире).
Именно поэтому очень важно, чтобы предприниматели получали максимальную поддержку и помощь в начале своей деятельности.
Вместе с общей государственной поддержкой создания и развития нового бизнеса, основной базой для развития является развитая экосистема в стране. Это сотрудничество государства, инвесторов, образовательных учреждений, коворкингов, инкубаторов и акселераторов.
Инкубатор – это среда для создания собственного дела с уровня идеи. Существует много вариаций бизнес-инкубаторов, но обычно это физическая или виртуальная среда, где предприниматели могут получить поддержку, ресурсы и услуги, которые могут включать коворкинг, коучинг, менторство, обучение основам бизнеса, нетворкинг и в некоторых случаях стартовый капитал. Обычно инкубаторы долгосрочные, и стартапы могут «жить» в них годами.
Акселератор – это срочная программа для развития и увеличения существующего малого и среднего бизнеса. Участники акселератора также имеют доступ к знаниям, менторам, коучам, нетворку и инвесторам. Обычно программа заканчивается финальными презентациями проектов, на которые участники могут привлечь финансирование венчурных инвесторов или фондов по развитию предпринимательства.
В мире, по данным International Business Innovation Association, насчитывается более 7000 инкубаторов и акселераторов, большинство из которых являются неприбыльными и сфокусированы на экономическом развитии общества.
Среди основных моделей:
Инкубаторы и акселераторы при университетах. Например, The Venture Incubation Program при Гарвардском университете.
Программы от институциональных инвесторов. Такие учреждения очень тесно сотрудничают с инвесторами, как частными, так и институциональными. При этом венчурные инвесторы в стартап заинтересованы не столько в получении части его будущей прибыли, сколько в масштабировании и продаже своей доли следующему инвестору. Например, всемирно известный акселератор Y-combinator.
Инновационные центры, сотрудничающие с крупными корпорациями для поиска инноваций и разработки новых продуктов. Например, Epicenter Stockholm в Швеции. В таком случае чаще всего корпорация выделяет свою команду, работающую внутри инкубатора и имеющую доступ к креативности и энергии стартапов и ресурсам корпорации одновременно.
Корпоративные инкубаторы и акселераторы. Программы отбирают стартапы, чьи продукты и сервисы могут добавить ценности корпорации. Например, акселератор Shell GameChanger.
Государственные программы в странах, где предпринимательство и МСБ находятся в приоритете у государства. Например, Uppsala innovation centre в Швеции.
При этом количество таких учреждений в развитых странах очень большое и постоянно растет. Например, в США существует более 1900 инкубаторов и акселераторов, около 150 – в Канаде, более 70 – в Швеции.
Множество государственных фондов в ЕС и США наполняют деньгами отрасль, корпорации используют инкубационные площадки для аутсорса разработки инновационных продуктов и направлений, инвесторы вкладывают деньги в растущие компании.
Почти 100 лет в Украине уничтожалась культура предпринимательства. Однако новое поколение украинцев постепенно проникается духом предпринимательства, вдохновляясь примерами успеха из Кремниевой долины.
Так, в Украине начинают появляться частные и университетские программы по развитию предпринимательства. Большинство из них краткосрочные – например, 1-2-дневные хакатоны, буткемпы.
Среди факторов, сдерживающих рост количества и качества организаций по развитию предпринимательства, – низкая предпринимательская культура в стране и ограниченный доступ к финансированию таких учреждений. Таким образом, запускаемые организации – это в основном или театр инноваций, или частная инициатива энтузиастов.
Активных инкубаторов и акселераторов сегодня в Украине немного.
Программы, основанные на университетах:
Частные программы:
Программы корпораций и венчурных инвесторов:
Международные программы: Demium – сеть испанских инкубаторов с представительством в Киеве.
Социальные программы по инициативе и при поддержке международных фондов:
Украина – одна из лидеров мира по экспорту талантов. Предприниматели чувствуют себя ненужными в родной стране, не имеют доступа к экосистеме, которая могла предоставить ресурсы, инструменты и среду для развития. Поэтому мы продолжаем с гордостью писать и говорить о выдающихся украинских стартапах, которые запускают роботов на Луну, но зарегистрированы и работают в США, Великобритании, Польше.
Согласно индексу GEI 2018 (The Global Entrepreneurship Index), который измеряет «здоровье» предпринимательской экосистемы, Украина занимает 73-е место из 137.
При этом одной из самых недоразвитых «мышц» украинской экосистемы называют «Восприятие возможностей» предпринимателями, а одной из самых развитых характеристик – «Навыки стартапов». Как в том анекдоте: «Видишь, человек умный, а что это ему дало».
По данным GEDI (The Global Entrepreneurship and Development Institute), для развития «восприятия возможностей» среди предпринимателей государство должно снижать налоговую нагрузку, освещать успех предпринимателей и организаций по развитию предпринимательства, корпорации должны способствовать партнерству с предпринимателями, создавать культуру внутренних предпринимателей и политику оплаты сторонних проектов сотрудников (как это делает Google), уделять внимание предпринимательским качествам своих сотрудников.
Некоторые шаги государство начало предпринимать несколько лет назад на примере программы «Действие. Бизнес».
Было также запущено несколько корпоративных программ, нацеленных на поиск инноваций с помощью привлечения предпринимателей.
Однако этого мало, и без четких приоритетов государства, бизнеса и общества по развитию предпринимательства в стране мы и в дальнейшем будем наблюдать отток талантов в более развитые экосистемы мира.
Перспективы развития предпринимательства в Украине очень велики. Ресурсы страны, большой внутренний рынок, интерес постоянно растущих корпораций к инновациям, открытые границы и международное сотрудничество, доступ к мировым знаниям через образовательные онлайн-платформы, увеличение конкуренции среди университетов и новые подходы к их аккредитации могут стать хорошим толчком к росту заинтересованности в развитии собственного дела.