Побороть кризис: что нужно для развития предпринимательства в Украине

Побороть кризис: что нужно для развития предпринимательства в Украине

Что уже сделано и чего не хватает

Цей матеріал також доступний українською
Побороть кризис: что нужно для развития предпринимательства в Украине
Фото: pixabay

На днях Кабинет Министров снял ограничение максимальной суммы кредита по программе «Доступные кредиты 5–7–9%», а также расширил доступ предпринимателей к этой программе.

Однако эксперты, как и предприниматели, отмечают, что этих мер недостаточно и необходимо наладить комплексную поддержку малого и среднего бизнеса (МСБ) в Украине.

Чего именно не хватает и какие возможности уже сейчас может использовать МСБ, в частности стартапы, рассказал Mind adjunct professor KMBS, основатель проекта n.cubator и компании Start Global Дмитрий Швец.

Карантин и неизбежный кризис привели в Украине к сокращению рабочих мест и увеличению безработных почти на 50%. Количество вакансий уменьшилось почти на 60%. Такая ситуация наблюдается не только в Украине, но и во всем мире. Для ее исправления, наряду с поддержкой крупного бизнеса, развитые страны мира уделяют достаточно внимания развитию предпринимательства, что положительно влияет на развитие экономики.

Так, предприниматели не только положительно влияют на производительность, инновационность и увеличения ВВП страны, но и гораздо чаще, чем крупные компании, создают новые рабочие места.

В то же время одним из первых ограничений при создании нового бизнеса является страх начать и отсутствие понимания первых шагов.

Только в США, по данным бюро Bureau of Labor Statistics, первые два года не переживает почти половина бизнесов. А Министерство и Комитет цифровой трансформации Украины называют даже цифру в 80% (в мире).

Именно поэтому очень важно, чтобы предприниматели получали максимальную поддержку и помощь в начале своей деятельности.

Вместе с общей государственной поддержкой создания и развития нового бизнеса, основной базой для развития является развитая экосистема в стране. Это сотрудничество государства, инвесторов, образовательных учреждений, коворкингов, инкубаторов и акселераторов.

Инкубатор – это среда для создания собственного дела с уровня идеи. Существует много вариаций бизнес-инкубаторов, но обычно это физическая или виртуальная среда, где предприниматели могут получить поддержку, ресурсы и услуги, которые могут включать коворкинг, коучинг, менторство, обучение основам бизнеса, нетворкинг и в некоторых случаях стартовый капитал. Обычно инкубаторы долгосрочные, и стартапы могут «жить» в них годами.

Акселератор – это срочная программа для развития и увеличения существующего малого и среднего бизнеса. Участники акселератора также имеют доступ к знаниям, менторам, коучам, нетворку и инвесторам. Обычно программа заканчивается финальными презентациями проектов, на которые участники могут привлечь финансирование венчурных инвесторов или фондов по развитию предпринимательства.

Об инкубаторах в мире

В мире, по данным International Business Innovation Association, насчитывается более 7000 инкубаторов и акселераторов, большинство из которых являются неприбыльными и сфокусированы на экономическом развитии общества.

Среди основных моделей:

Инкубаторы и акселераторы при университетах. Например, The Venture Incubation Program при Гарвардском университете.

Программы от институциональных инвесторов. Такие учреждения очень тесно сотрудничают с инвесторами, как частными, так и институциональными. При этом венчурные инвесторы в стартап заинтересованы не столько в получении части его будущей прибыли, сколько в масштабировании и продаже своей доли следующему инвестору. Например, всемирно известный акселератор Y-combinator.

Инновационные центры, сотрудничающие с крупными корпорациями для поиска инноваций и разработки новых продуктов. Например, Epicenter Stockholm в Швеции. В таком случае чаще всего корпорация выделяет свою команду, работающую внутри инкубатора и имеющую доступ к креативности и энергии стартапов и ресурсам корпорации одновременно.

Корпоративные инкубаторы и акселераторы. Программы отбирают стартапы, чьи продукты и сервисы могут добавить ценности корпорации. Например, акселератор Shell GameChanger.

Государственные программы в странах, где предпринимательство и МСБ находятся в приоритете у государства. Например, Uppsala innovation centre в Швеции.

При этом количество таких учреждений в развитых странах очень большое и постоянно растет. Например, в США существует более 1900 инкубаторов и акселераторов, около 150 – в Канаде, более 70 – в Швеции.

Множество государственных фондов в ЕС и США наполняют деньгами отрасль, корпорации используют инкубационные площадки для аутсорса разработки инновационных продуктов и направлений, инвесторы вкладывают деньги в растущие компании.

Инкубаторы в Украине

Почти 100 лет в Украине уничтожалась культура предпринимательства. Однако новое поколение украинцев постепенно проникается духом предпринимательства, вдохновляясь примерами успеха из Кремниевой долины.

Так, в Украине начинают появляться частные и университетские программы по развитию предпринимательства. Большинство из них краткосрочные – например, 1-2-дневные хакатоны, буткемпы.

Среди факторов, сдерживающих рост количества и качества организаций по развитию предпринимательства, – низкая предпринимательская культура в стране и ограниченный доступ к финансированию таких учреждений. Таким образом, запускаемые организации – это в основном или театр инноваций, или частная инициатива энтузиастов.

Активных инкубаторов и акселераторов сегодня в Украине немного.

Программы, основанные на университетах:

  • YEP – сеть – академические стартапы-инкубаторы при украинских университетах. На сегодня крупнейшая сеть в Украине;
  • Sikorsky Challenge – инновационная экосистема, включающая стартап-школу, поддерживается НТУУ «КПИ» и Научным парком «Киевская политехника»;
  • Центр предпринимательства УКУ.

Частные программы:

  • n.cubator – новая платформа по развитию предпринимательства и инкубационная программа Adventure | easy start – от идеи до проверки гипотез;
  • Startup Ukraine – один из старейших игроков, до сих пор работает и развивается в офлайн- и онлайн-форматах как частная инкубационный программа со старта собственного дела;
  • Startup Depot – инкубатор и коворкинг во Львове.

Программы корпораций и венчурных инвесторов:

  • Программы UNIT. Школа МСП, акселерационный хаб Sector X;
  • Blue Lake Accelerator – акселератор от венчурного фонда VimesVC;
  • FeelGoodLabs – бизнес-акселератор в онлайн-формате;
  • Radartech – корпоративный акселератор;
  • Intecrator – акселерационная программа для hitech-стартапов від EY

Международные программы: Demium – сеть испанских инкубаторов с представительством в Киеве.

Социальные программы по инициативе и при поддержке международных фондов:

  • eō Business Incubator – инкубатор в Киеве и Харькове при поддержке USAID;
  • 1991 Open Data Incubator – некоммерческий инкубатор со специализацией на открытых данных.

Чего не хватает украинским предпринимателям

Украина – одна из лидеров мира по экспорту талантов. Предприниматели чувствуют себя ненужными в родной стране, не имеют доступа к экосистеме, которая могла предоставить ресурсы, инструменты и среду для развития. Поэтому мы продолжаем с гордостью писать и говорить о выдающихся украинских стартапах, которые запускают роботов на Луну, но зарегистрированы и работают в США, Великобритании, Польше.

Согласно индексу GEI 2018 (The Global Entrepreneurship Index), который измеряет «здоровье» предпринимательской экосистемы, Украина занимает 73-е место из 137.

При этом одной из самых недоразвитых «мышц» украинской экосистемы называют «Восприятие возможностей» предпринимателями, а одной из самых развитых характеристик – «Навыки стартапов». Как в том анекдоте: «Видишь, человек умный, а что это ему дало».

Побороти кризу: що потрібно для розвитку підприємництва в Україні

По данным GEDI (The Global Entrepreneurship and Development Institute), для развития «восприятия возможностей» среди предпринимателей государство должно снижать налоговую нагрузку, освещать успех предпринимателей и организаций по развитию предпринимательства, корпорации должны способствовать партнерству с предпринимателями, создавать культуру внутренних предпринимателей и  политику оплаты сторонних проектов сотрудников (как это делает Google), уделять внимание предпринимательским качествам своих сотрудников.

Что могут сделать государство и корпорации для поддержки предпринимательства

Некоторые шаги государство начало предпринимать несколько лет назад на примере программы «Действие. Бизнес».

Было также запущено несколько корпоративных программ, нацеленных на поиск инноваций с помощью привлечения предпринимателей.

Однако этого мало, и без четких приоритетов государства, бизнеса и общества по развитию предпринимательства в стране мы и в дальнейшем будем наблюдать отток талантов в более развитые экосистемы мира.

Перспективы развития предпринимательства в Украине очень велики. Ресурсы страны, большой внутренний рынок, интерес постоянно растущих корпораций к инновациям, открытые границы и международное сотрудничество, доступ к мировым знаниям через образовательные онлайн-платформы, увеличение конкуренции среди университетов и новые подходы к их аккредитации могут стать хорошим толчком к росту заинтересованности в развитии собственного дела.

Следите за актуальными новостями бизнеса и экономики в наших Telegram-каналах Mind.Live и Mind.UA, а также Viber-чате