13 октября нынешнего года Аэрокосмическое агентство США (NASA) торжественно подписало с восемью странами-партнерами «Договоренности по проекту «Артемида»», или Artemis Accords. Это произошло во время 71-го Международного астрономического конгресса, который впервые за историю своего существования проводился в онлайн-формате.
Докумен т(далее – Договоренности по «Артемиде») определяет принцип для сотрудничества в отношении гражданского исследования и использования Луны, Марса, комет и астероидов в мирных целях. Среди подписантов, кроме США, – Канада, Великобритания, Австралия, Япония, Люксембург, Италия и Объединенные Арабские Эмираты. Еще две ведущие космические державы – РФ и Китай – не приняли участия в подписании.
NASA как лидер программы «Артемида» уже объявило о намерении отправить 2024 году на Луну первую женщину-астронавта, а также других астронавтов. С этого должна начаться новая эра освоения глубокого космоса. А в следующем десятилетии планируется пилотируемая миссия на Марс.
Что это означает для развития науки и технологий, какой вклад могут сделать разные страны, и есть ли в этой программе место для Украины, специально для Mind объясняет Анна Гурова, научный сотрудник Института государства и права им. В. М. Корецкого НАН Украины.
Artemis Accords – это принципиально новый шаг в освоении космоса, к которому страны-подписанты шли несколько лет. Торжественному подписанию предшествовала большая нормотворческая работа как в национальной плоскости таких стран, как США, Люксембург и ОАЭ (US Commercial Space Launch Competitiveness Act, 2015; Luxembourg Space Launch Competitiveness Act, 2015; UAE`s Federal Law on the Regulation of the Space Sector, 2019), так и в международной. Например, в 2017 году Люксембург и Объединенные Арабские Эмираты подписали Меморандум о взаимопонимании, посвященный исследованию и использованию космических ресурсов. В 2019 году Австралия и США подписали Соглашение о взаимопонимании относительно миссии полета на Луну 2024 года. В июле 2020 года Япония и США подписали Декларацию о намерениях по программе «Артемида», а в конце сентября 2020 – Италия подписала заявление о намерениях по участию в этой программе.
С подписанием Договоренностей по «Артемиде» нормотворческая работа должна еще более активизироваться. Дело в том, что документ Artemis Accords очень сложно назвать юридически обязательным международным договором. Выполнение его положений предусмотрено с помощью меморандумов о взаимопонимании, действующих межправительственных соглашений, межагентских договоренностей и других международно-правовых инструментов.
То есть этот документ можно, скорее, назвать политической договоренностью, заключенной на межведомственном уровне, поскольку юридическая сила его положений обеспечивается другими международными договорами и внутригосударственными правовыми механизмами. Например, в статье 13-й Договоренностей, указано, что на них не распространяется ст. 102 Устава ООН, то есть они не регистрируются и не публикуются Секретариатом ООН. А, следовательно, ни одна сторона не может ссылаться на положения Договоренностей ни в одном органе ООН, скажем, не может обратиться за толкованием в Международный Суд ООН.
Договоренности по «Артемиде» репрезентуют политическую приверженность отраженным в них принципам, которые обеспечивают оперативную имплементацию обязательств, изложенных в Договоре о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела 1967 года (далее – Договор о космосе ) и принятых на его основании других международно-правовых актов.
Можно сказать, что Договоренности по «Артемиде» являются Договором по космосу нового поколения, призванным развить новый правопорядок в отношении гражданского исследования и использования дальнего космоса. И при этом они являются ярким примером смещения тенденций в международном нормотворчестве к широкому применению актов «мягкого права». Новое поколение, как известно, несет в себе генетический материал и культурные традиции старого, но, вместе с тем, отличается и новым опытом, который отображается на его сущности и проявлениях. Так что между Договором о космосе и Договоренностями по «Артемиде» есть ряд сходств и различий, которые следует рассмотреть.
Сходства:
Отличия:
Рамочное соглашение между правительством Украины и правительством США о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях, в рамках которого можно было бы сотрудничать по этой программе, прекратило свое действие в 2018 году.
Поэтому, если Украина будет планировать присоединиться к программе «Артемида», Министерству стратегических отраслей промышленности совместно с Государственным космическим агентством необходимо будет разработать новый международный договор. Он должен отражать природу, границы и цели гражданского сотрудничества по программе «Артемида», ответственность сторон, защиту интеллектуальной собственности, экспортный контроль за товарами и техническими данными, мероприятия по планированию миссий и договорные механизмы, которые гарантировали бы соблюдение субъектами хозяйствования принципов, закрепленных в этих договоренностях.
Украина на уровне Государственного космического агентства, работает в рамках Международной координационной группы по исследованию космоса под эгидой мировых космических ведомств. Группой уже принят обновленный сценарий исследования поверхности Луны, как приложение к «Дорожной карте глобальных исследований космоса». Сегодня готовится многострадальная Общегосударственная целевая научно-техническая космическая программа Украины на 5 лет, и мы надеемся увидеть там средства и на «Лунные проекты».
Идеи и технические разработки в этом направлении активно развиваются. Так, КБ «Южное» постоянно совершенствует концепт лунной базы, а частная компания Spacebit Павла Танасюка планирует отправить на Луну свой велосипед уже в 2021 году. Кроме того, Государственное космическое агентство, упомянутые компании и я лично работаем в разных комитетах в рамках международной организации Moon Village Association, что является еще одним свидетельством активной вовлеченности Украины в дело глубокого исследования космоса.
Сейчас Украине необходимо внимание со стороны высших органов власти и содействие в осуществлении этих инициатив. В частности: Верховной Рады Украины в развитии благоприятного для коммерческой космической деятельности законодательства; Министерства иностранных дел и Министерства по вопросам стратегических отраслей промышленности в расширении сотрудничества с широким кругом международных партнеров в этой сфере; Государственного космического агентства и научного сообщества в достойном представлении Украины на таких международных форумах как научно-технический и юридический подкомитеты Комитета ООН по космосу и тому подобное.
На сегодня Договоренности по «Артемиде», несмотря на достаточно небольшое количество государств-подписантов, дали миру оригинальную правовую природу этого международного акта, который подталкивает к необходимости активной нормотворческой деятельности на межгосударственном и внутригосударственном уровнях. Фактически, этим документом был сделан маленький шаг для человечества по установлению «межгалактического правового порядка» и Украине нужно быстро и внимательно выработать свой подход к сотрудничеству в этом направлении.