Несмотря на то что украинское законодательство, касающееся АЭО, все же имеет некоторые отличия по сравнению с ЕС, между концепциями АЭО в Украине и ЕС прослеживается много общего:
В ЕС концепция АЭО была введена в 2008 году после проведения двухлетнего пилотного исследования. Сейчас, спустя 12 лет, уже существует более 17 700 сертифицированных компаний-АЭО, зарегистрированных в 28 странах ЕС с учетом Великобритании, которые получают выгоду от упрощения таможенных формальностей и содействия безопасности цепи поставок.
Источник: Database of EU Authorised Economic Operators, European Commission
В отличие от Украины в ЕС некоторые упрощения таможенных процедур, например общая финансовая гарантия и упрощенная декларация, доступны для компаний без статуса АЭО, но после подтверждения соответствия отдельным критериям. В то же время после получения статуса АЭО все критерии считаются выполненными, и после формальных запросов компания имеет доступ ко всем упрощениям, например, возможности подавать таможенные декларации по месту регистрации компании, независимо от места разгрузки товара в пределах ЕС (centralised clearance), или выпускать товар в свободное обращение в момент внесения в учетные записи декларанта (EIDR).
Также на практике в некоторых странах ЕС предлагаются дополнительные преимущества: специально выделенный таможенный инспектор для консультирования компании-АЭО, регулярные встречи с высшим руководством таможни, информационные бюллетени и тренинги, специальное парковочное место в зоне таможенного контроля.
Похоже, что за годы внедрения АЭО соответствие критериям стало «правилом хорошего тона» для компаний в странах ЕС. Ведь сейчас 60–80% таможенных оформлений осуществляется с участием компаний-АЭО.
Источник: DG Taxation and Customs Union, European Commission
При этом в ЕС было отменено уже более 4000 разрешений AЭO, не учитывая заявлений, по которым не был предоставлен статус. Следует отметить, что в это количество также входят компании, которые потеряли статус в результате прекращения деятельности или изменения месторасположения компании.
Исходя из статистических данных, компаниям в ЕС понравится сочетание преимуществ и упрощений сразу обоих типов – 50% компаний получили статус AEOF. Около 46% компаний получило статус только АЕОС.
Среди этих компаний, большая часть – 54% компаний-АЭОС выступают непосредственно в качестве импортера/экспортера, например, OTTO, PUMA, REHAU, LEONI, IKEA, P&G, Panasonic и многие другие. В то же время среди компаний, имеющих оба статуса или только АЭОS – 45% и 82% соответственно, занимают логистические компании. Например, оба статуса имеют DHL, DSV, Rhenus, TNT и другие.
Международные группы компаний особенно заинтересованы в получении статуса АЭО для своих дочерних компаний или подразделений. Обычно, группа компаний внедряет общие стандарты качества, глобальные политики и рабочие инструкции, наличие которых облегчает получение статуса АЭО для каждой следующей дочерней компании. Так, лидерами по количеству компаний-АЭО в ЕС являются международные группы DHL, Rhenus, Voestalpine, Siemens, Bosch, DB Schenker, MAHLE, Fedex, TNT, Samsung. Однако и в Украине, и в ЕС статус АЭО может получить компания любых размеров и организационно-правовой формы.
В зависимости от направления деятельности компании в Украине могут быть интересны те или иные преимущества и упрощения АЭО.
Так, после получения типа авторизации АЭОС процесс таможенного оформления для импортера может быть изменен следующим образом:
После одного года применения отдельного упрощения для компаний-АЭО станут доступны более привлекательные условия. Так, можно будет обеспечивать гарантии лишь 50% таможенных платежей, подлежащих уплате (через 2 года – только 30%) и отсрочить уплату таможенных платежей на 30 дней.
Со стороны перевозчика/экспедитора после получения статуса АЭО-Б выпуск при ввозе товара будет выглядеть следующим образом:
В случае вывоза товара самыми большими привилегиями экспортера со статусом АЭОС можно считать:
Даже если экспортер не имеет статуса АЭО, наложить пломбу специального типа может транспортная компания-АЭО, что будет служить гарантией безопасности при доставке товара.
На практике можно использовать и другую комбинацию преимуществ и упрощений, предусмотренных законодательством, исходя из потребностей компании и настройки процессов. Следует подчеркнуть, что статус АЭО не упрощает взаимодействие с контролирующими органами, связанными с нетарифным регулированием и проведением мероприятий официального контроля, так как преимущества и упрощения АЭО касаются только таможенных формальностей.
Идеальные условия для бизнеса – обеспечение как надежности и безопасности поставок, так и скорости таможенного оформления на всей цепи поставки. Это возможно выполнить в случае, когда все задействованные компании имеют статус АЭО. Однако это не является прямой нормой законодательства, кроме установленного требования к таможенному брокеру. Ведь, чтобы подавать упрощенную таможенную декларацию от имени компании-АЭО-С, таможенный брокер обязательно должен иметь тип авторизации АЭО-Б.
Впрочем, международный опыт показывает, что иногда сама компания выдвигает требования к своим деловым партнерам о получении статуса АЭО в качестве подтверждения соответствия стандартам компании. Так, в 2017 году шведский концерн IKEA попросил всех бизнес-партнеров, которые задействованы в международном движения поставок, не позднее 31 августа 2020 года получить статус АЭО, C-TPAT (для американских компаний) или пройти сертификацию ISO 28000 (система менеджмента безопасности цепи поставки).
Таким образом, статус АЭО является международно признанным знаком качества, который демонстрирует надежность компании и соответствие высоким стандартам. Независимо от вида деятельности компании, применение преимуществ и упрощений АЭО уменьшает объем физического и документального таможенного контроля, сокращает сроки доставки, время на администрирование и расходы, связанные с таможенным оформлением, и в то же время способствует безопасности поставок и повышению репутации компании, что является залогом успеха на международном рынке.