Статус АЭО: как упростить и ускорить таможенное оформление товаров

Статус АЭО: как упростить и ускорить таможенное оформление товаров

Чем может помочь в ВЭД статус авторизованного экономического оператора

Цей текст також доступний українською
Статус АЭО: как упростить и ускорить таможенное оформление товаров
Фото: DR
В Украине заработал институт авторизованного экономического оператора (АЭО). Его ввнедрение является одной из лучших мировых практик в сфере таможенного регулирования, принятых Всемирной таможенной организацией в 2005 году. Воспользоваться статусом АЭО компании могут уже более чем в 84 странах мира, включая ЕС, США, Канаду, Китай, Индию и другие.
При этом название программы АЭО в разных странах может отличаться. Например, в США она известна как Customs and Trade Partnership Against Terrorism (C-TPAT), а в Китае – как Enterprise Credit Management Programme. Независимо от названия такие программы имеют общую идею – идентификация компании в качестве надежного делового партнера, предоставление преимуществ и упрощений при таможенном оформлении и формирование безопасных цепей поставок.
Каким из отечественных компаний это может быть выгодно и что изменится после получения статуса АЭО, специально для Mind объясняет Алена Коваленко, консультант практики регулирования и международной торговли PwC в Украине.

Как вводится АЭО в Украине?

В Украине внедрение института АЭО предусмотрено Соглашением об ассоциации между Украиной и ЕС и другими международными договорами, а нормативные акты об АЭО разработаны на основе таможенного законодательства ЕС. В перспективе мы ожидаем подписания Соглашения о взаимном признании, что позволит украинским компаниям-АЭО пользоваться преимуществами в странах ЕС и, наоборот, европейским компаниям-АЭО в Украине. Такая возможность будет особенно актуальной для 3-PL и 4-PL операторов, которые на регулярной основе взаимодействуют с украинскими и европейскими таможенными органами при пересечении границ.

Несмотря на то что украинское законодательство, касающееся АЭО, все же имеет некоторые отличия по сравнению с ЕС, между концепциями АЭО в Украине и ЕС прослеживается много общего:

  • возможность получения статуса АЭО всеми участниками цепи поставок (см. рисунок ниже);
  • типы авторизации АЭО – о предоставлении права на применение специальных упрощений (АЕОС – в Украине / AEOC – в ЕС) и о подтверждении безопасности и надежности (АЭО-Б – в Украине / AEOS – в ЕС), или получения обоих статусов одновременно (AEOF – в ЕС);
  • похожий перечень преимуществ и упрощений, критериев АЭО, вопросов анкеты самооценки и пояснений к ней.

Как АЭО действуют в странах ЕС?

В ЕС концепция АЭО была введена в 2008 году после проведения двухлетнего пилотного исследования. Сейчас, спустя 12 лет, уже существует более 17 700 сертифицированных компаний-АЭО, зарегистрированных в 28 странах ЕС с учетом Великобритании, которые получают выгоду от упрощения таможенных формальностей и содействия безопасности цепи поставок.

Количество АЭО в ЕС с 2008 по 2020 год

Источник: Database of EU Authorised Economic Operators, European Commission

В отличие от Украины в ЕС некоторые упрощения таможенных процедур, например общая финансовая гарантия и упрощенная декларация, доступны для компаний без статуса АЭО, но после подтверждения соответствия отдельным критериям. В то же время после получения статуса АЭО все критерии считаются выполненными, и после формальных запросов компания имеет доступ ко всем упрощениям, например, возможности подавать таможенные декларации по месту регистрации компании, независимо от места разгрузки товара в пределах ЕС (centralised clearance), или выпускать товар в свободное обращение в момент внесения в учетные записи декларанта (EIDR).

Также на практике в некоторых странах ЕС предлагаются дополнительные преимущества: специально выделенный таможенный инспектор для консультирования компании-АЭО, регулярные встречи с высшим руководством таможни, информационные бюллетени и тренинги, специальное парковочное место в зоне таможенного контроля.

Похоже, что за годы внедрения АЭО соответствие критериям стало «правилом хорошего тона» для компаний в странах ЕС. Ведь сейчас 60–80% таможенных оформлений осуществляется с участием компаний-АЭО.

Привлечение АЭО к импорту/экспорту/транзиту

Источник: DG Taxation and Customs Union, European Commission

При этом в ЕС было отменено уже более 4000 разрешений AЭO, не учитывая заявлений, по которым не был предоставлен статус. Следует отметить, что в это количество также входят компании, которые потеряли статус в результате прекращения деятельности или изменения месторасположения компании.

Исходя из статистических данных, компаниям в ЕС понравится сочетание преимуществ и упрощений сразу обоих типов – 50% компаний получили статус AEOF. Около 46% компаний получило статус только АЕОС.

Среди этих компаний, большая часть – 54% компаний-АЭОС выступают непосредственно в качестве импортера/экспортера, например, OTTO, PUMA, REHAU, LEONI, IKEA, P&G, Panasonic и многие другие. В то же время среди компаний, имеющих оба статуса или только АЭОS – 45% и 82% соответственно, занимают логистические компании. Например, оба статуса имеют DHL, DSV, Rhenus, TNT и другие.

Международные группы компаний особенно заинтересованы в получении статуса АЭО для своих дочерних компаний или подразделений. Обычно, группа компаний внедряет общие стандарты качества, глобальные политики и рабочие инструкции, наличие которых облегчает получение статуса АЭО для каждой следующей дочерней компании. Так, лидерами по количеству компаний-АЭО в ЕС являются международные группы DHL, Rhenus, Voestalpine, Siemens, Bosch, DB Schenker, MAHLE, Fedex, TNT, Samsung. Однако и в Украине, и в ЕС статус АЭО может получить компания любых размеров и организационно-правовой формы.

Что меняет в таможенных процедурах статус АЭО?

В зависимости от направления деятельности компании в Украине могут быть интересны те или иные преимущества и упрощения АЭО.

Так, после получения типа авторизации АЭОС процесс таможенного оформления для импортера может быть изменен следующим образом:

  1. Не нужно искать машину с TIR или оформлять индивидуальную финансовую гарантию (если товары подпадают под действие постановления Кабинета Министров №461 или являются подакцизными) – общая финансовая гарантия обеспечивает уплату таможенных платежей по нескольким поставками одновременно, ограничиваясь лишь базовой суммой гарантии, которая может быть в любое время изменена компанией.
  2. Транспортное средство с товарами АЭО будет быстро проходить очереди при пересечении границы в пункте пропуска, где в перспективе буде обустроена отдельная полоса движения для АЭО.
  3. В случае выбора товаров для проведения таможенных формальностей товары АЭО будут на самом высоком приоритете у таможенных органов во избежание задержки поставки. Однако, учитывая снижение уровня риска в АСАУР, таможенные осмотры должны быть редким событием.
  4. Груз сразу после прохождения таможенного контроля в пункте пропуска будет двигаться на склад компании для разгрузки, без заезда на таможенный терминал (да, это сейчас возможно с помощью подачи таможенной декларации типа ЭА, но только до ноября 2022 года) при наличии разрешения «выпуск по местонахождению».
  5. «Оформить сейчас, а заплатить потом» – лозунг процедуры упрощенного декларирования; кстати, упрощенная декларация будет оформляться в течение 15 минут в автоматическом режиме при наличии только счета.

После одного года применения отдельного упрощения для компаний-АЭО станут доступны более привлекательные условия. Так, можно будет обеспечивать гарантии лишь 50% таможенных платежей, подлежащих уплате (через 2 года – только 30%) и отсрочить уплату таможенных платежей на 30 дней.

Со стороны перевозчика/экспедитора после получения статуса АЭО-Б выпуск при ввозе товара будет выглядеть следующим образом:

  1. Перевозчик или его представитель подает общую декларацию прибытия (обязательно для всех перевозчиков с 7 ноября 2020 года).
  2. До пересечения границы перевозчик будет уведомлен о таможенном досмотре в пункте пропуска, с учетом пониженного уровня риска в АСАУР.
  3. Груз пересекает границу по отдельной полосе движения без очередей.
  4. Таможенные формальности в отношении товаров, перемещаемых перевозчиком/экспедитором-АЭО, выполняются в первоочередном порядке.
  5. Товары доставляются в таможню назначения или сразу на склад грузополучателя при наличии разрешения «выпуск по местонахождению» или согласования такого места доставки с таможней.

В случае вывоза товара самыми большими привилегиями экспортера со статусом АЭОС можно считать:

  • Использование общей финансовой гарантии для внутреннего транзита (в случае необходимости).
  • Таможенное оформление без предъявления таможенному органу при применении упрощения «выпуск по местонахождению».
  • Снижение уровня риска в АСАУР.
  • Самостоятельное наложение пломб специального типа для обеспечения безопасности перевозки груза и во избежание заезда в таможню для наложения таможенного обеспечения.
  • Избежание очередей в пункте пропуска для ускорения пересечения украинской границы.

Даже если экспортер не имеет статуса АЭО, наложить пломбу специального типа может транспортная компания-АЭО, что будет служить гарантией безопасности при доставке товара.

На практике можно использовать и другую комбинацию преимуществ и упрощений, предусмотренных законодательством, исходя из потребностей компании и настройки процессов. Следует подчеркнуть, что статус АЭО не упрощает взаимодействие с контролирующими органами, связанными с нетарифным регулированием и проведением мероприятий официального контроля, так как преимущества и упрощения АЭО касаются только таможенных формальностей.

Идеальные условия для бизнеса – обеспечение как надежности и безопасности поставок, так и скорости таможенного оформления на всей цепи поставки. Это возможно выполнить в случае, когда все задействованные компании имеют статус АЭО. Однако это не является прямой нормой законодательства, кроме установленного требования к таможенному брокеру. Ведь, чтобы подавать упрощенную таможенную декларацию от имени компании-АЭО-С, таможенный брокер обязательно должен иметь тип авторизации АЭО-Б.

Впрочем, международный опыт показывает, что иногда сама компания выдвигает требования к своим деловым партнерам о получении статуса АЭО в качестве подтверждения соответствия стандартам компании. Так, в 2017 году шведский концерн IKEA попросил всех бизнес-партнеров, которые задействованы в международном движения поставок, не позднее 31 августа 2020 года получить статус АЭО, C-TPAT (для американских компаний) или пройти сертификацию ISO 28000 (система менеджмента безопасности цепи поставки).

Таким образом, статус АЭО является международно признанным знаком качества, который демонстрирует надежность компании и соответствие высоким стандартам. Независимо от вида деятельности компании, применение преимуществ и упрощений АЭО уменьшает объем физического и документального таможенного контроля, сокращает сроки доставки, время на администрирование и расходы, связанные с таможенным оформлением, и в то же время способствует безопасности поставок и повышению репутации компании, что является залогом успеха на международном рынке.

Авторы материалов OpenMind, как правило, внешние эксперты и специалисты, которые готовят материал по заказу редакции. Но их точка зрения может не совпадать с точкой зрения редакции Mind.

В то же время редакция несёт ответственность за достоверность и соответствие реальности изложенной мысли, в частности, осуществляет факт-чекинг приведенных утверждений и первичную проверку автора.

Mind также тщательно выбирает темы и колонки, которые могут быть опубликованы в разделе OpenMind, и обрабатывает их в соответствии со стандартами редакции.

У випадку, якщо ви знайшли помилку, виділіть її мишкою і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію. Або надішліть, будь-ласка, на пошту [email protected]
Проект использует файлы cookie сервисов Mind. Это необходимо для его нормальной работы и анализа трафика.ПодробнееХорошо, понятно