Промышленные предприятия и государственный перевозчик «Укрзализныця» неоднократно ломали копья при поиске выгодного для обеих сторон решения по поводу использования грузовых вагонов. Сейчас спор подошел к концу благодаря новым нормам эксплуатации грузовых вагонов.
В каких вопросах УЗ пошла на уступки промышленности и что от єтого получат металлурги, рассказал Mind член комитета по логистике Европейской Бизнес Ассоциации, основатель транспортно-экспедиторской компании «Зертек» Юрий Щуклин.
С 2021 года в Украине внедряются новые правила ограничения сроков эксплуатации грузовых железнодорожных вагонов. Это нововведение должно положительно повлиять на рынок железнодорожных перевозок, решить проблему профицита вагонов, постепенно обновить подвижной состав и дать толчок развитию отечественного вагоностроения.
Однако сам механизм реализации этих правильных целей по обновлению подвижного состава, к сожалению, подтверждает правило – в Украине нельзя просто принять и соблюдать нормы, правила или законы. Обязательно нужно учитывать еще интересы некоторых участников рынка.
Новый вариант проекта приказа об ограничении сроков службы железнодорожных грузовых вагонов стал результатом компромисса «Укрзализныци» и предприятий горно-металлургического комплекса, которые не должны финансово пострадать. И это будет для них даже выгоднее, чем содержание собственных вагонов.
Как мы помним, первоначальный вариант проекта приказа о сокращении сроков эксплуатации вагонов появился в октябре 2020 года и после месячного общественного обсуждения был заблокирован Государственной регуляторной службой.
Вовремя обсуждения проекта высказывались критика и опасения, что введение нового порядка обернется дополнительными расходами для владельцев подвижного состава в сумме порядка 153 млн грн.
Впрочем, настоящие причины были глубже. После вступления в силу правил об ограничении сроков эксплуатации, с рынка одновременно уйдет определенное количество вагонов. Крупным игрокам рынка, металлургам, также придется списать часть своих вагонов в силу новых правил. Спрос и цена на оставшиеся вагоны возрастут.
Компромиссный вариант проекта появился в декабре 2020 года благодаря тому, что металлургическим предприятиям пообещали зафиксировать право пользования вагонами «Укрзализныци» по самой низкой цене, по так называемой маржинальной ставке (рассчитанной с учетом только затрат на содержание вагонов). Это минимально допустимая ставка платы, которая в момент превышения спроса над предложением будет однозначно расти. Но не для всех.
Вот возможные причинно-следственные связи формирования «консенсуса» между «Укрзализныцей» и металлургией. На «ProZorro.Продажи» в условиях голландского аукциона возможно достичь этой маленькой цены для конкретных участников: для этого необходимо и достаточно выставить лоты, размер которых никто, кроме «Метинвеста», не купит.
Торги на голландском аукционе проходят условно таким образом: «Укрзализныця» объявляет цену лота (например, 700 грн за вагон), после старта аукциона цена падает до тех пор, пока один из участников не скажет: «Стоп, я беру!». И чтобы на аукционе не было случайных участников, которые могли бы раньше «Метинвеста» остановить аукцион, должны появиться крупные лоты: 10 000 и 20 000 вагонов. А в Украине больше нет таких грузовладельцев, кроме «Метинвеста», которые могут, во-первых, взять такое количество вагонов, а во-вторых, зафиксировать объем груза на один-три года.
Произошел договор: «Мы разрешим списать вагоны и полувагоны с предложенной интенсивностью, но взамен мы должны быть обеспечены вагонами «Укрзализныци» по интересным для нас ценам». И, исходя из последних официальных предложений цен и условий голландских аукционов, появилась такая возможность – зафиксировать право пользования вагонами по самым низким ценам на год или три. И для предприятий металлургии это будет даже выгоднее, чем содержать свои вагоны.
Очевиден факт, что изменение политики аукционов создает более выгодные условия предприятиям металлургии, которые будут располагать гарантированным доступом к использованию необходимого им количества грузовых вагонов по наименьшей стоимости. Не исключено, или даже вероятнее всего, это может также привести к появлению на рынке большого игрока-посредника, который будет обладать админресурсом по консолидации остальной грузовой базы. Что неизбежно приведет к росту стоимости использования вагонов, как того и жаждут их собственники и производители.
Ограничение сроков эксплуатации железнодорожных грузовых вагонов продиктовано понятными целями: побороть профицит вагонов и постепенно выводить из эксплуатации старый подвижной состав. Но сама реализация этих целей, к сожалению, подтверждает мои худшие опасения. Потому что акценты смещены в пользу одной отрасли, а стратегические цели обновления инфраструктуры при этом ушли на второй план.